НА автомобильные ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ
Обоснование плановых калькуляций на грузоперевозки осуществляется согласно Приказу Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 23.04.2013 г. № 158-Ц «Об утверждении методических рекомендаций по расчету тарифов на автомобильные перевозки грузов и пассажиров в Республике Беларусь». В данном приказе отмечено, что Методические рекомендации по расчету тарифов на автомобильные перевозки грузов и пассажиров в Республике Беларусь разработаны в целях обеспечения единого порядка формирования и применения тарифов на автомобильные перевозки грузов и пассажиров организациями, осуществляющими автомобильные перевозки грузов и пассажиров в Республике Беларусь (перевозчики) при формировании тарифов.
При формировании тарифов на перевозку грузов и пассажиров учитываются затраты, непосредственно связанные с перевозками.
Тарифы на дополнительные работы и услуги, связанные с перевозками (экспедирование, погрузочно-разгрузочные работы (в том числе средствами самопогрузки-саморазгрузки), хранение груза, взвешивание груза, перевозка багажа и (или) ручной клади, предоставление в пользование контейнеров, прицепов, специального оборудования, прочие аналогичные работы и услуги), формируются перевозчиком или другими организациями-производителями указанных работ и услуг.
Расходы на оплату за проезд по платным дорогам, мостам, переправам, на оплату экологических, местных и иных установленных в соответствии с законодательством сборов, а также на командировочные расходы водителей и сопровождающих их лиц (за исключением междугородных перевозок пассажиров в регулярном сообщении) в тарифы на перевозки грузов и пассажиров и тарифы на дополнительные работы и услуги не включаются, а дополнительно возмещаются заказчиками или иной стороной в соответствии с договором, когда перевозчик несет указанные расходы по поручению заказчика.
Общая сумма платы за перевозку определяется как сумма платы перевозчика за перевозку и за дополнительные работы и услуги, связанные с перевозкой.
Тарифы с учетом видов перевозок устанавливаются перевозчиком по группам подвижного состава в зависимости от грузоподъемности, вместимости (длины) автобусов или по конкретным типам и маркам автотранспортных средств, а также от формы оплаты за транспортную работу и иных факторов. Форма оплаты за транспортные услуги подразделяется на сдельную и повременную.
На условиях сдельной системы оплаты за транспортные услуги осуществляются перевозки грузов, по которым организован учет транспортной работы в тоннах или возможен учет путем замера, взвешивания, геодезического замера. Учет работы автомобилей и движение товарно-материальных ценностей на таких перевозках оформляются товарно-транспортными накладными.
При применении сдельной системы оплаты за автомобильную перевозку грузов тарифы рассчитываются на любой выбранный перевозчиком показатель измерения транспортной работы.
При расчете тарифов на автомобильную перевозку грузов при сдельной оплате учитывается расстояние подачи автомобиля (нулевой пробег).
При применении повременной системы оплаты за автомобильную перевозку грузов тарифы рассчитываются на две единицы измерения транспортной работы: на 1 час использования и 1 км пробега подвижного состава. При обслуживании заказчика со сложившимися пробегами за время обслуживания допускается использовать тарифы, рассчитанные на один автомобиле-день (смену) или один час нахождения подвижного состава у заказчика.
Если договором не установлен иной порядок, то оплата времени использования подвижного состава включает оплату за время на подачу подвижного состава заказчику, а оплата пробега подвижного состава – оплату расстояния подачи подвижного состава (нулевого пробега).
Время на подачу не должно превышать нормативного времени, рассчитанного исходя из расчетной скорости движения, установленной в соответствии с Рекомендациями по установлению норм времени на единицу транспортной работы, утвержденными приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 19 июля 2012 г. № 391-Ц.
Время на подачу подвижного состава исчисляется с момента выезда автомобильного транспортного средства от места его хранения до прибытия его на место прохождения предрейсового медицинского освидетельствования водителей, контроля технического состояния подвижного состава и выпуска на линию, в случае их несовпадения, а также от места выпуска на линию до прибытия к первому месту погрузки (начальному пункту маршрута, указанному в договоре (заявке), паспорте маршрута) и от убытия его из последнего места разгрузки (конечного пункта маршрута, указанного в договоре (заявке), паспорте маршрута) до момента возвращения на место хранения.
Расстояние подачи подвижного состава (нулевой пробег) – расстояние от места хранения автомобильного транспортного средства до места прохождения предрейсового медицинского освидетельствования водителей, контроля технического состояния подвижного состава и выпуска на линию, в случае их несовпадения, а также от места выпуска на линию до первого места погрузки (начального пункта маршрута, указанного в договоре (заявке), паспорте маршрута), и от последнего места разгрузки (конечного пункта маршрута, указанного в договоре (заявке), паспорте маршрута) до места хранения.
Подача подвижного состава заказчику должна производиться по кратчайшему, открытому для движения маршруту, определяемому в соответствии с Рекомендуемыми нормами расстояний перевозок пассажиров и грузов между населенными пунктами Республики Беларусь, утвержденными приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 22 апреля 2012 г. № 175-Ц.
При отсутствии норм расстояний или когда по дорожным условиям наиболее рациональна перевозка по другому маршруту, расстояние подачи (нулевой пробег) подвижного состава согласовывается с заказчиком в акте замера расстояния.
В случае доставки груза из одного пункта погрузки (пассажиров из одного начального пункта маршрута) для нескольких заказчиков оплата за расстояние подачи (нулевой пробег) распределяется между заказчиками в равных долях.