Понятие третейского суда. Порядок его организации и деятельности

Защита нарушенных прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности по спорам, вытекающим из гражданско-правовых отношений, может осуществляться не только государственным судом - арбитражным судом, но и третейским судом.

Третейские суды - это негосударственные органы, создаваемые сообществом предпринимателей для разрешения споров в сфере частных экономических отношений, как правило, до обращения спорящих сторон в государственный суд. Данные суды являются формой примирения конфликтующих сторон, одним из альтернативных способов разрешения экономического спора в сфере гражданско-правовых отношений

В Российской Федерации функционируют третейские суды, рассматривающие споры российских предпринимателей, деятельность которых регулируется Федеральным законом "О третейских судах в Российской Федерации", и международные коммерческие арбитражи, рассматривающие споры с участием иностранных предпринимателей, деятельность которых регулируется Федеральным законом "О международном коммерческом арбитраже" *(70), в котором учтены положения Типового закона ЮНСИТРАЛ "О международном коммерческом арбитраже".

Согласно ст. 2, 3 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" третейский суд может быть постоянно действующим или быть образованным сторонами для решения конкретного спора.

Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями - юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях - юридических лицах.

Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация - юридическое лицо:

1) приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;

2) утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;

3) утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон (п. 2-3 ст. 3 Закона).

Организация - юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда.

Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон (п. 4, 5 ст. 3 Закона).

К постоянно действующим третейским судам, в частности, относятся Третейский суд, Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС), Морская арбитражная комиссия (МАК), образованные при Торгово-промышленной палате Российской Федерации *(71).

Согласно ст. 5 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения. Это соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.

Третейское соглашение о разрешении спора по договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения), действительно, если такое соглашение заключено после возникновения оснований для предъявления иска.

Третейское соглашение в отношении спора, который находится на разрешении в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, может быть заключено до принятия решения по спору компетентным судом.

Третейский суд разрешает споры на основании Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, международных договоров Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом обычаев делового оборота. Если отношения сторон прямо не урегулированы нормами права или соглашением сторон и отсутствует применимый к этим отношениям обычай делового оборота, то третейский суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор исходя из общих начал и смысла законов, иных нормативных правовых актов (ст. 6 Закона).

Понятие третейского суда. Порядок его организации и деятельности - student2.ru

Третейским судьей является физическое лицо, избранное сторонами или назначенное в согласованном сторонами порядке для разрешения спора в третейском суде (ст. 2 Закона).

Согласно ст. 8, 9 Закона третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи. Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование, в случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда. Требования, предъявляемые к квалификации третейского судьи, могут быть согласованы сторонами непосредственно или определены правилами третейского разбирательства.

Третейским судьей не может быть физическое лицо, не обладающее полной дееспособностью либо состоящее под опекой или попечительством, а также имеющее судимость либо привлеченное к уголовной ответственности. Третейским судьей также не может быть физическое лицо, полномочия которого в качестве судьи суда общей юрисдикции или арбитражного суда, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого работника правоохранительных органов были прекращены в установленном законом порядке за совершение проступков, не совместимых с его профессиональной деятельностью.

Стороны могут определить число третейских судей, которое должно быть нечетным. Если стороны не договорились об ином, то для разрешения конкретного спора избираются (назначаются) три третейских судьи.

Формирование состава третейского суда производится путем избрания (назначения) третейских судей (третейского судьи). В постоянно действующем третейском суде формирование состава третейского суда производится в порядке, установленном правилами постоянно действующего третейского суда. В третейском суде для разрешения конкретного спора формирование состава третейского суда производится в порядке, согласованном сторонами (п. 1-3 ст. 10 Закона).

Стороны третейского разбирательства несут расходы, связанные с разрешением спора в третейском суде, которые включают:

гонорар третейских судей;

расходы, понесенные третейскими судьями в связи с участием в третейском разбирательстве, в том числе расходы на оплату проезда к месту рассмотрения спора;

суммы, подлежащие выплате экспертам и переводчикам;

расходы, понесенные третейскими судьями в связи с осмотром и исследованием письменных и вещественных доказательств на месте их нахождения;

расходы, понесенные свидетелями;

расходы на оплату услуг представителя стороной, в пользу которой состоялось решение третейского суда;

расходы на организационное, материальное и иное обеспечение третейского разбирательства;

иные расходы, определяемые третейским судом.

Размер гонорара третейских судей определяется с учетом цены иска, сложности спора, времени, затраченного третейскими судьями на третейское разбирательство, и любых других относящихся к делу обстоятельств.

В постоянно действующем третейском суде размер гонорара третейских судей определяется составом третейского суда в соответствии со шкалой гонораров третейских судей, предусмотренной правилами постоянно действующего третейского суда, а при отсутствии таковой - с учетом требований п. 3 настоящей статьи. В третейском суде для разрешения конкретного спора размер гонорара третейских судей определяется по соглашению сторон, а при отсутствии такового - третейским судом для разрешения конкретного спора с учетом вышеуказанных требований (ст. 15 Закона).

Распределение расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде, между сторонами производится третейским судом в соответствии с соглашением сторон, а при отсутствии такового - пропорционально удовлетворенным и отклоненным требованиям, о чем указывается в решении или определении третейского суда (ст. 16 Закона).

БИЛЕТ № 17

1. Последствия несоблюдения процессуальных сроков лицами, участ­вующими в деле

2. Органы принудительного исполнения судебных актов арбитражных судов

1. Впервые в действующем АПК РФ прямо закреплены последствия пропуска (нарушения) процессуальных сроков. Связано это с тем, что в соответствии с ч. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Утрата права на совершение процессуальных действий является основным негативным последствием пропуска процессуальных сроков (ст. 115 АПК РФ). Неустранение недостатков в исковом заявлении, апелляционной или кассационной жалобе лишает лицо, обратившееся с этими документами, права на рассмотрение арбитражного дела в соответствующей инстанции. Пропуск срока на подачу апелляционной или кассационной жалобы имеет те же последствия.

Однако закон предоставляет лицам, участвующим в деле, и иным лицам в случаях, предусмотренных законом, возможность восстановления пропущенного срока (ст. 117 АПК РФ) и продления процессуального срока (ст. 118 АПК РФ).

Кроме того, действующим АПК РФ установлены и иные негативные последствия для лиц, пропустивших процессуальные сроки. В основном это связано с невыполнением процессуальных обязанностей.

Например, в ч. 9 ст. 66 АПК РФ указано, что в случае неисполнения обязанности представить истребуемое судом доказательство по причинам, признанным арбитражным судом неуважительными, либо неизвещения суда о невозможности представления доказательства вообще или в установленный срок на лицо, от которого истребуется доказательство, судом налагается судебный штраф в порядке и в размерах, которые установлены в гл. 11 АПК РФ. Часть 2 ст. 158 устанавливает, что если вызванные в судебное заседание эксперт, свидетель, переводчик не явились в суд по причинам, признанным судом неуважительными, суд может наложить на них судебный штраф в порядке и в размере, которые установлены в гл. 11 АПК РФ.

Заявления, жалобы и другие поданные по истечении процессуальных сроков документы, если отсутствует ходатайство о восстановлении или продлении пропущенных сроков, не рассматриваются арбитражным судом и возвращаются лицам, которыми они были поданы (ст. 115 АПК РФ).

Пропуск процессуальных сроков влечет за собой определенные правовые последствия. Например, при пропуске шестимесячного срока, установленного ст. 201 АПК РФ для предъявления к исполнению исполнительного листа арбитражного суда, этот исполнительный лист к исполнению не принимается и взыскатель не может получить взысканное в его пользу.

В некоторых статьях АПК РФ прямо предусмотрены последствия пропуска
процессуальных сроков. Так, согласно ст. 151 АПК РФ апелляционная жалоба на
решение арбитражного суда, поданная по истечении установленного срока, не
принимается к рассмотрению и подлежит возвращению. Заявление о пересмотре
решения по вновь открывшимся обстоятельствам после истечения установленного срока в соответствии со ст. 193 АПК РФ также к рассмотрению не принимается и возвращается заявителю. Таким образом, в этих случаях лица, нарушившие
срок, установленный для производства процессуальных действий, теряют право
на их совершение.

Пропущенный процессуальный срок может быть восстановлен арбитражным
судом, если причины пропуска срока признаются им уважительными. Заявление
о восстановлении пропущенного срока подается лицом, участвующим в деле, в
тот арбитражный суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие.

Восстановление любого пропущенного срока, установленного АПК РФ, производится по правилам ст. 99. Вместе с тем в ст. 203 АПК РФ особо регулируются вопросы, связанные с восстановлением пропущенного срока для предъявления исполнительного листа арбитражного суда к исполнению.

В заявлении о восстановлении пропущенного срока должны быть объяснены
причины его пропуска и указаны основания, по которым заявитель считает эти
причины уважительными, а также следует привести доказательства, что совершить
соответствующее процессуальное действие в срок заявитель не имел возможности.

Одновременно с подачей заявления о восстановлении пропущенного срока должно быть совершено необходимое процессуальное действие, например, подана жалоба. Причина пропуска процессуального срока признается арбитражным судом уважительной в зависимости от конкретных обстоятельств дела. В практике зачастую возникает вопрос о восстановлении срока на подачу жалобы. Причина пропуска этого срока признается уважительной, в частности, если жалоба подана с нарушением срока в связи с несвоевременным получением стороной решения, когда это фактически лишило заявителя возможности подать жалобу в срок. Просьба о восстановлении срока может излагаться в самой жалобе либо в отдельном заявлении, подаваемом одновременно с жалобой.

Процессуальное действие, которое совершается одновременно с подачей заявления о восстановлении пропущенного срока, должно быть произведено с соблюдением всех требований соответствующих статей АПК РФ. Так, например, жалоба на решение арбитражного суда должна отвечать соответствующим требованиям, иначе она будет возвращена без рассмотрения.

Статья 99 АПК РФ предусматривает порядок оформления восстановления
пропущенного процессуального срока и отказа в его восстановлении. О восстановлении пропущенного срока указывается в решении, определении или постановлении арбитражного суда по делу. Отдельное определение, в котором решается только вопрос о восстановлении срока, можно и не выносить.

В случае отказа в восстановлении процессуального срока выносится определение, на которое может быть подана жалоба.

Назначенный арбитражным судом срок может быть продлен, то есть назначен
новый, более продолжительный срок для производства соответствующих процессуальных действий. Необходимость в этом возникает в связи с невозможностью совершить определенное процессуальное действие в назначенный арбитражным судом срок, например, представить документы, которые в данный момент отсутствуют у стороны, обязанной представить их арбитражному суду к определенному сроку, и которые она должна истребовать от другой организации. Арбитражный суд может продлить срок как до, так и после его пропуска.

Арбитражный суд вправе продлить только процессуальные сроки, назначенные им самим, а не установленные законом, которые при наличии оснований могут быть восстановлены.

Наши рекомендации