Старение европейской рабочей силы

Рабочая сила стран Европы быстро стареет. Вследствие этого, со­гласно расчетам, подготовленным Европейской комиссией, по мере выхода в отставку работников старших возрастов общая числен­ность рабочей силы стран Европы к 2005 г. будет ежегодно сокра­щаться примерно на 1 млн. чел, в год. Одновременно возраст ос­новной массы рабочих стран Европы достигнет 45—64 лет; это ко­горта работников, получивших минимальное профессионально-техническое обучение и переживших длительные периоды безрабо­тицы. Более того, недостаток квалификации порождает недостаток уверенности в себе, когда приходится сталкиваться с новыми тех­нологиями.

Однако прогнозы Комиссии предсказывают, что в начале XXI в. четыре из каждых десяти европейских рабочих при приеме на рабо­ту столкнутся с требованием наличия образования университетско­го уровня. Этот факт окажет негативное влияние на перспективы трудоустройства в странах, которые не стремятся вкладывать сред­ства в образование молодых людей. Возможные последствия данной тенденции следующие.

(а) Возросшая активность компаний в сфере обучения и совершен­ствования персонала.

(б) Широкомасштабные миграции квалифицированной рабочей силы через государственные границы.

(в) Увеличение степени участия в производительном труде образо­ванных женщин и представителей национальных меньшинств.

(г) Все более широкое использование вознаграждения (премий) квалифицированных кадров за сохранение лояльности, чтобы пре­дотвратить отток к другим работодателям.

(д) Расширение использования робототехники и различных автома­тизированных производственных методов.

Совершенствование управленческих навыков руководителей в европейских странах

После получения базового высшего образования менеджеры в обя­зательном порядке должны совершенствовать свои навыки управ­ления. Отсюда следует, что чем прочнее в стране образовательная инфраструктура, тем прочнее фундамент, на котором можно по­строить эффективную систему повышения квалификации руково-




23. Профессионально-техническое обучение и повышение квалификации451

дящих кадров. Таким образом, качество и размах образования в сфере управления в стране, как правило, зависит от заинтересован­ности государства и наличия частных услуг, предоставляемых круп­ными корпорациями (во всех странах ЕС отмечалась практика по­крытия крупными корпорациями непропорционально большой до­ли расходов на образование и повышение квалификации в области управления).

Курсы повышения квалификации управленческих кадров оказы­вают позитивное влияние на то, как менеджеры идентифицируют проблемы, выбирают стратегии и определяют диапазон вариантов, которые можно рассматривать в процессе выработки политики. Влияние испытывает не только организационная структура предпри­ятия (число иерархических уровней, модели делегирования полномо­чий, степень тесноты наблюдения за работниками, системы контроля и т.д.), но и личное отношение, уровень конструктивности, усердие, трудолюбие отдельных исполнителей. В свою очередь, эти факторы определяют уровень производительности в бизнесе и тем самым эко­номическую эффективность всей страны. Через несколько лет боль­шинство европейских менеджеров будут заняты в компаниях, дейст­вующих в сфере услуг, а не в сфере производства. Следовательно, нужно чтобы теории управления, лежащие в основе подготовки и совершенствования управленческих кадров, отражали бы именно эту тенденцию, а не только опыт производственной деятельности.

Терминология

В настоящее время английское слово «менеджер» широко использу­ется в странах континентальной Европы для обозначения бизнес-исполнителя, хотя во Франции широко применяется термин cadre, а в Германии — Untemehmer и Fuhrungskrafte. Однако французский cadre может быть как доктором, так и государственным служащим или вообще работником с профессиональным образованием, тогда как немецкий Untemehmer — это предприниматель, a Fuhrungskrafte -— руководитель в сфере бизнеса. В то же время понятие «менедж­мент» (управление) имеет общепринятое и точное значение, что позволило избежать терминологической путаницы, и теперь во всех странах континентальной Европы оно однозначно используется для обозначения исполнительной деятельности.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Поскольку в странах Европейского союза существуют значительные различия в системах образования и профессионально-технической подготовки, целесообразно было бы ознакомиться с ними. Ниже приводится описание самых важных различий в этой области.

452 Международный опыт

Австрия

Дети в Австрии получают начальное четырехгодичное образование в фольксшуле — народной школе, после чего могут продолжить учебу с целью получения широкопрофильного или профессионально-технического образования. Образование в стране является всеобщим, бесплатным и обязательным для всех граждан в возрасте от 6 до 15 лет. Профессионально-техническое образование предполагает че­тырехлетний курс обучения, а в последующем посещение одной из технических или специализированных школ. По окончании специа­лизированных школ можно поступить в университет. Образование общего профиля (среднее образование) можно получить в так назы­ваемых высших школах, программа которых рассчитана на восемь лет и состоит из учебных дисциплин различной направленности. По­сле окончании такой школы выпускник получает квалификацию, открывающую доступ в любой австрийский университет.

В стране имеется 18 университетов (в том числе, шесть школ ис­кусств) и 13 технологических колледжей, обладающих статусом уни­верситетов. Они отличаются от других высших учебных заведений со статусом университетов тем, что предлагают академическое базовое техническое и профессиональное образование на третьем (самом вы­соком) уровне. Их учебные программы рассчитаны как минимум на три года с обязательным написанием дипломной работы (диссерта­ции). Выпускники получают степень магистра или диплом инженера, что дает им право обозначать свою квалификацию аббревиатурой FH и выгодно отличает их от других выпускников вузов. Пять из 12 тра­диционных университетов Австрии (в г. Вена, Грац, Инсбрук, Линц и Зальцбург) представляют собой вузы широкого профиля с множе­ством академических дисциплин. Остальные семь университетов имеют специализацию в конкретной области, например сельском хозяйстве, металлургии, экономике или педагогике. Школы искусств осуществляют подготовку специалистов в области музыки, теат­рального искусства, промышленного дизайна. Выпускникам высших учебных заведений после прохождения четырехгодичного курса обу­чения вручается диплом, а по окончании еще двух лет учебы и напи­сания диссертационной работы присуждается степень доктора.

Все граждане Австрии старше 24 лет, обладающие профессио­нальным опытом, могут посещать специализированные универси­тетские курсы повышения квалификации с целью дальнейшего профессионального роста. В дополнение к этому имеются техноло­гические колледжи, институты повышения квалификации, а также центры обучения Федерации австрийских профсоюзов, предлагаю­щие вечерние курсы профессионального образования. Курсы обу-

23. Профессионально-техническое обучение и повышение квалификации453

чения рассчитаны на два года; периоды обучения в профессиональ­но-технической школе чередуются с периодами работы по специ­альности. Продолжительность обучения может быть сокращена для тех, кто еще в средней школе обучался данной специальности. В Ав­стрии действуют около 350 учебных фирм, большая часть их прикре­плена к колледжам и организациям, осуществляющим обучение профессиональным навыкам. Учебная фирма — это компания, мо­делирующая реальную бизнес-организацию; служащими в ней яв­ляются студенты, проходящие курс обучения. Они осуществляют все функции нормального реального бизнеса — маркетинг, закупки, набор персонала и проч. Учебные компании взаимодействуют меж­ду собой, закупая и продавая вымышленные товары и обмениваясь ненастоящими деньгами. Целью их создания является моделирова­ние операций реального бизнеса и ведения хозяйственной деятель­ности в бизнес-среде, включая общение с представителями налого­вых органов, органов государственного страхования.

Бельгия

Система образования и профессионально-технического обучения Бельгии разделена по национальному принципу: каждая община (фламандская и валлонская) осуществляет финансирование и кон­троль своих школ, колледжей и государственных организаций про­фессионально-технического обучения (в состав правления каждой из этих организаций входят представители профсоюзов и ассоциа­ций работодателей). Для граждан моложе 16 лет обязательно посе­щение всех школьных занятий. После окончания школы в 16 лет выпускники обязаны продолжать образование до 18 лет (возможно неполный день). Средняя школа дает возможность получить общее (академическое), техническое, профессионально-техническое обра­зование, изучать искусство. Выпускники средней школы имеют возможность поступить в высшее учебное заведение, хотя те, кто обучался по программе профессионально-технического образова­ния, перед поступлением в вуз должны проучится еще один год. В Бельгии нет системы государственных выпускных экзаменов; атте­стат об окончании школы выдают сами школы после проведения внутренних экзаменов.

Те, кто покинул школу в 16 лет, смогут пройти профессиональ­но-техническое обучение в 90 центрах подготовки (занятия там идут не полный учебный день). Некоторое количество выпускников школ в возрасте 16 лет обучаются от одного до трех лет, причем в программу включены 120 учебных часов теоретической подготовки в год. Однако более распространена другая схема профессионально-

454 Международный опыт

технического обучения, так называемое промышленное обучение, рассчитанное на срок от шести месяцев до двух лет; оно организо­вано объединенными советами отраслей, в которые входят предста­вители профсоюзов и ассоциаций работодателей. Курс высшего об­разования рассчитан на четыре-пять лет и состоит из двух ступеней:

кандидатской и высшей. По результатам итоговых экзаменов в ву­зах выставляются оценки «удовлетворительно», «хорошо» и «отлич­но». Около одной трети всех степеней, полученных выпускниками вузов Бельгии, приходится на технические и инженерные специ­альности.

Согласно принятому в 1985 г. закону компании-работодатели обязаны предоставлять своему служащему, добросовестно проходя­щему профессионально-техническую подготовку в нерабочее время, один час оплачиваемого свободного времени (но не более 240 часов в год). 50% затрат, связанных с предоставлением оплачиваемого свободного часа обучающимся, покрывается министерством труда Бельгии- В основном это обучение осуществляется в центрах подго­товки, находящихся в ведении местных органов власти. Около 40% этих центров предлагают курсы менеджмента, рассчитанные на 128 часов, как правило, в течение года.

Дания

Дания известна как страна с высоким уровнем развития системы базового и высшего образования, которое можно получить в уни­верситетах, технических колледжах и высших школах бизнеса. Среднее образование имеет статус обязательного для всех датчан в возрасте до 16 лет (лишь около 10% учеников в этом возрасте пре­кращают образование). Школьная система обеспечивает всесторон­нее общее среднее образование. Интересной особенностью датской системы образования является то, что 16-летние ученики сдают итоговые школьные экзамены по очень ограниченному числу пред­метов. Те, кто желает продолжать образование, после 16 лет долж­ны перейти в другую школу, которые делятся по специализации на технические, научные или школы искусств. Высшая ступень сред­ней школы предлагает также двухгодичные вечерние (рассчитанные не на полный учебный день) образовательные курсы для взрослых, успешное окончание этих курсов дает выпускнику право продол­жать образование.

В Дании имеется три университета, которые предлагают пяти- и шестилетние программы обучения с получением степени кандидата, и технические университеты. В дополнение к этому есть школы бизнеса, а также инженерные академии, предлагающие обучение на

23. Профессионально-техническое обучение и повышение квалификации455

двух- и трехгодичных курсах, которые, однако, не дают право на степень. Наибольшей популярностью среди студентов пользуются такие направления, как компьютеризация, изучение бизнеса и ин­женерное дело. В Дании звание «гражданский инженер» обозначает уровень полученной квалификации, а не тип освоенного предмета. Инженеры, подготовленные в стенах университетов, называются «академическими инженерами»; а выпускники технических коллед­жей — «инженерами-техниками». Выпускники-инженеры часто на­ходят применение в области общего управления бизнесом.

Унифицированная система профессионально-технической подго­товки (в том числе система ученичества) частично финансируется за счет налога на профтехобразование, уплачиваемого бизнес-компаниями — работодателями. Национальная схема включает как минимум 20 недель полнодневного обучения теории соответствующего предмета, после чего следует производственная практика, а затем сочетание обучения по месту учебы и практики. Причем та часть схемы, которая касается теоретической подготовки, финансируется государством. Срок про­фессионально-технического обучения может включать посещение коммерческого или технического колледжа в течение 80 недель. По­сле успешного завершения обучения выпускник имеет право на по­лучение сертификата государственного образца. Государство выделя­ет гранты, на которые имеют право государственные колледжи, а также частные курсы профессионально-технического обучения для наемных работников неуправленческих специальностей и для инди­видуальных предпринимателей, обучающихся по ряду одобренных направлений (в основном для изучающих проблемы управления качеством и применения новых технологий). Согласно националь­ному соглашению по трудовым отношениям любой датский рабочий со стажем не менее 12 месяцев, уволенный как избыточная рабочая сила в связи с внедрением новых технологий, имеет право на посе­щение в течение 4 недель курсов переподготовки с отрывом от про­изводства и за счет работодателя.

Финляндия

В Финляндии обязательным является базовое девятилетнее обуче­ние, которое разделено на низший уровень (шесть лет, начиная с семилетнего возраста) и высший уровень (три года). Система обу­чения является всеобщей и бесплатной, она обеспечивает обучение по стандартной государственной программе. После общеобразова­тельной школы выпускник может продолжать обучение либо в старшей средней школе общего профиля, либо в системе профес­сионально-технического образования. Школы общего профиля, ко-

456 Международный опыт

торые посещает около 40% всех учащихся, обеспечивают трехго­дичное обучение с последующей сдачей итоговых экзаменов; в слу­чае успешной сдачи этих экзаменов выпускник имеет право на обу­чение в университете. Программы профессионально-технического обучения рассчитаны на срок от двух до пяти лет и могут дать ди­плом, который позволяет его обладателю претендовать на место в университете. В стране работают 21 университет, 22 политехникума и большое число профессионально-технических колледжей. Десять университетов Финляндии имеют общий профиль, остальные спе­циализируются на конкретных областях изучения, таких, как биз­нес, администрирование, технологии, экономика, искусство, ди­зайн. Курс первого уровня занимает пять или шесть лет, хотя у многих финских студентов уходит гораздо больше времени на ос­воение программ первого уровня. У крупных университетов имеют­ся прикрепленные к ним научно-исследовательские институты. Стандартный курс политехнического обучения длится от трех до четырех лет и имеет узкую специализацию (полученная степень рассматривается как признанная профессиональная квалификация). Политехники поддерживают тесную связь с бизнесом и промыш­ленностью. Существенной чертой системы высшего образования Финляндии является то, что многие курсы и предметы читаются на английском языке.

Профессионально-техническое обучение взрослых в Финляндии осуществляется в основном в колледжах. Ученичество играет незна­чительную роль: менее 3% молодых финнов участвуют в програм­мах ученичества. Обучение и подготовка взрослых в большой сте­пени опираются на государственное финансирование. Государство распределяет средства между 300 муниципальными центрами про­фессионально-технической подготовки взрослых. В Финляндии за­конодательно введено обязательное требование, заключающееся в том, что до работы в определенных областях и профессиях допус­каются только лица, подтвердившие свою квалификацию и соответ­ствующим образом зарегистрированные. Во всех университетах обя­зательно имеются центры продолжения обучения с отделениями, находящимися за пределами университетских городков. В Финлян­дии существует три основных типа профессионально-технического обучения: повышение квалификации, профтехобразование для взрос­лых и рынок труда. Повышение квалификации осуществляется раз­личными специализированными учреждениями, которые заключают контракты с компаниями. Этот тип профессионально-технической подготовки весьма популярен, более одной трети всех наемных ра­ботников посещают краткие курсы повышения квалификации. Компании полностью оплачивают такое обучение, хотя имеется

23. Профессионально-техническое обучение и повышение квалификации457

возможность получить небольшие государственные субсидии. Про­фессионально-техническое образование для взрослых полностью финансируется правительством и местными органами власти в со­отношении 50:50. Оно доступно всем гражданам Финляндии на бесплатной основе. Каждый год около 10% наемных работников направляется на курсы обучения для взрослых. Подготовка в рам­ках рынка труда регулируется государственной службой занятости и направлена на повышение квалификации и переподготовку безра­ботных. Обучение по этим программам является бесплатным. Ком­паниям, желающим организовать у себя на производстве курсы подготовки, может быть предоставлена финансовая помощь госу­дарства. Большинство тех, кто обучается по этим программам, име­ет очень низкую квалификацию, около трети из них располагают лишь средним образованием низшего уровня.

Франция

Во Франции среднее образование начинается с 11 лет и основывает­ся на всеобщем обязательном начальном образовании. Единственный тип частных школ — религиозные школы — не оказывает особого влияния на систему образования страны. В возрасте 14 лет около 15% школьников, выбравших профессионально-техническое образование, переходят в технические школы; в 15 лет к ним присоединяются еще 25% учащихся. Те, кто переходит в технические школы в возрасте 14 лет, как правило, получают рабочую специальность (сертификат квалифицированного рабочего — CAP); для остальных учащихся этой группы данный курс считается техническим бакалавриатом и по его окончании они становятся бакалаврами. Курс обучения рассчи­тан на полный учебный день на базе школы, хотя для получения ре­комендаций по структуре и составу учебных программ привлекаются работники промышленности.

Те, кто не идет в систему профессионально-технического обра­зования, после 15 лет продолжают учебу еще в течение двух лет, чтобы получить общий аттестат об образовании (ВЕРС). Если про­должать обучение еще один год, то после его успешного заверше­ния учащийся получает степень бакалавра, что автоматически дает ему право на учебу в университете. Степень бакалавра в области таких наук, как математика и естественные науки (Вас С), является очень престижной. Учащиеся часто стремятся получить именно степень бакалавра, чтобы затем строить дальнейшую карьеру, свя­занную с естественными науками или математикой.

В университете студенты могут выбрать для себя двухгодичный курс обучения; по желанию можно продолжить обучение в течение

458 Международный опыт

третьего года и по его завершении получить степени бакалавра. А после завершения четвертого года обучения можно получить сте­пень магистра. Весьма популярными являются «смешанные» курсы обучения, предусматривающие чередование теоретических занятий в высшем учебном заведении с прохождением производственной практики в течение трех-пяти месяцев. В дополнение к университе­там во Франции имеется около 200 высших школ, элитных высших учебных заведений, на которые приходится около 10% всех полу­чающих высшее образование. Конкурс в высшие школы очень вы­сокий, прием осуществляется на основе широкой программы всту­пительного тестирования абитуриентов (в отличие от университе­тов, которые обязаны предоставлять места всем имеющим степень бакалавра). Около 75% представителей высшего руководства круп­нейших компаний Франции являются выпускниками высших школ;

между ними существует сильная корпоративная солидарность.Они, как правило, легко находят общий язык с представителями государ­ственных органов и управляющими государственными учреждения­ми, если те также окончили высшую школу.

Наши рекомендации