Старение европейской рабочей силы
Рабочая сила стран Европы быстро стареет. Вследствие этого, согласно расчетам, подготовленным Европейской комиссией, по мере выхода в отставку работников старших возрастов общая численность рабочей силы стран Европы к 2005 г. будет ежегодно сокращаться примерно на 1 млн. чел, в год. Одновременно возраст основной массы рабочих стран Европы достигнет 45—64 лет; это когорта работников, получивших минимальное профессионально-техническое обучение и переживших длительные периоды безработицы. Более того, недостаток квалификации порождает недостаток уверенности в себе, когда приходится сталкиваться с новыми технологиями.
Однако прогнозы Комиссии предсказывают, что в начале XXI в. четыре из каждых десяти европейских рабочих при приеме на работу столкнутся с требованием наличия образования университетского уровня. Этот факт окажет негативное влияние на перспективы трудоустройства в странах, которые не стремятся вкладывать средства в образование молодых людей. Возможные последствия данной тенденции следующие.
(а) Возросшая активность компаний в сфере обучения и совершенствования персонала.
(б) Широкомасштабные миграции квалифицированной рабочей силы через государственные границы.
(в) Увеличение степени участия в производительном труде образованных женщин и представителей национальных меньшинств.
(г) Все более широкое использование вознаграждения (премий) квалифицированных кадров за сохранение лояльности, чтобы предотвратить отток к другим работодателям.
(д) Расширение использования робототехники и различных автоматизированных производственных методов.
Совершенствование управленческих навыков руководителей в европейских странах
После получения базового высшего образования менеджеры в обязательном порядке должны совершенствовать свои навыки управления. Отсюда следует, что чем прочнее в стране образовательная инфраструктура, тем прочнее фундамент, на котором можно построить эффективную систему повышения квалификации руково-
23. Профессионально-техническое обучение и повышение квалификации451
дящих кадров. Таким образом, качество и размах образования в сфере управления в стране, как правило, зависит от заинтересованности государства и наличия частных услуг, предоставляемых крупными корпорациями (во всех странах ЕС отмечалась практика покрытия крупными корпорациями непропорционально большой доли расходов на образование и повышение квалификации в области управления).
Курсы повышения квалификации управленческих кадров оказывают позитивное влияние на то, как менеджеры идентифицируют проблемы, выбирают стратегии и определяют диапазон вариантов, которые можно рассматривать в процессе выработки политики. Влияние испытывает не только организационная структура предприятия (число иерархических уровней, модели делегирования полномочий, степень тесноты наблюдения за работниками, системы контроля и т.д.), но и личное отношение, уровень конструктивности, усердие, трудолюбие отдельных исполнителей. В свою очередь, эти факторы определяют уровень производительности в бизнесе и тем самым экономическую эффективность всей страны. Через несколько лет большинство европейских менеджеров будут заняты в компаниях, действующих в сфере услуг, а не в сфере производства. Следовательно, нужно чтобы теории управления, лежащие в основе подготовки и совершенствования управленческих кадров, отражали бы именно эту тенденцию, а не только опыт производственной деятельности.
Терминология
В настоящее время английское слово «менеджер» широко используется в странах континентальной Европы для обозначения бизнес-исполнителя, хотя во Франции широко применяется термин cadre, а в Германии — Untemehmer и Fuhrungskrafte. Однако французский cadre может быть как доктором, так и государственным служащим или вообще работником с профессиональным образованием, тогда как немецкий Untemehmer — это предприниматель, a Fuhrungskrafte -— руководитель в сфере бизнеса. В то же время понятие «менеджмент» (управление) имеет общепринятое и точное значение, что позволило избежать терминологической путаницы, и теперь во всех странах континентальной Европы оно однозначно используется для обозначения исполнительной деятельности.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ
Поскольку в странах Европейского союза существуют значительные различия в системах образования и профессионально-технической подготовки, целесообразно было бы ознакомиться с ними. Ниже приводится описание самых важных различий в этой области.
452 Международный опыт
Австрия
Дети в Австрии получают начальное четырехгодичное образование в фольксшуле — народной школе, после чего могут продолжить учебу с целью получения широкопрофильного или профессионально-технического образования. Образование в стране является всеобщим, бесплатным и обязательным для всех граждан в возрасте от 6 до 15 лет. Профессионально-техническое образование предполагает четырехлетний курс обучения, а в последующем посещение одной из технических или специализированных школ. По окончании специализированных школ можно поступить в университет. Образование общего профиля (среднее образование) можно получить в так называемых высших школах, программа которых рассчитана на восемь лет и состоит из учебных дисциплин различной направленности. После окончании такой школы выпускник получает квалификацию, открывающую доступ в любой австрийский университет.
В стране имеется 18 университетов (в том числе, шесть школ искусств) и 13 технологических колледжей, обладающих статусом университетов. Они отличаются от других высших учебных заведений со статусом университетов тем, что предлагают академическое базовое техническое и профессиональное образование на третьем (самом высоком) уровне. Их учебные программы рассчитаны как минимум на три года с обязательным написанием дипломной работы (диссертации). Выпускники получают степень магистра или диплом инженера, что дает им право обозначать свою квалификацию аббревиатурой FH и выгодно отличает их от других выпускников вузов. Пять из 12 традиционных университетов Австрии (в г. Вена, Грац, Инсбрук, Линц и Зальцбург) представляют собой вузы широкого профиля с множеством академических дисциплин. Остальные семь университетов имеют специализацию в конкретной области, например сельском хозяйстве, металлургии, экономике или педагогике. Школы искусств осуществляют подготовку специалистов в области музыки, театрального искусства, промышленного дизайна. Выпускникам высших учебных заведений после прохождения четырехгодичного курса обучения вручается диплом, а по окончании еще двух лет учебы и написания диссертационной работы присуждается степень доктора.
Все граждане Австрии старше 24 лет, обладающие профессиональным опытом, могут посещать специализированные университетские курсы повышения квалификации с целью дальнейшего профессионального роста. В дополнение к этому имеются технологические колледжи, институты повышения квалификации, а также центры обучения Федерации австрийских профсоюзов, предлагающие вечерние курсы профессионального образования. Курсы обу-
23. Профессионально-техническое обучение и повышение квалификации453
чения рассчитаны на два года; периоды обучения в профессионально-технической школе чередуются с периодами работы по специальности. Продолжительность обучения может быть сокращена для тех, кто еще в средней школе обучался данной специальности. В Австрии действуют около 350 учебных фирм, большая часть их прикреплена к колледжам и организациям, осуществляющим обучение профессиональным навыкам. Учебная фирма — это компания, моделирующая реальную бизнес-организацию; служащими в ней являются студенты, проходящие курс обучения. Они осуществляют все функции нормального реального бизнеса — маркетинг, закупки, набор персонала и проч. Учебные компании взаимодействуют между собой, закупая и продавая вымышленные товары и обмениваясь ненастоящими деньгами. Целью их создания является моделирование операций реального бизнеса и ведения хозяйственной деятельности в бизнес-среде, включая общение с представителями налоговых органов, органов государственного страхования.
Бельгия
Система образования и профессионально-технического обучения Бельгии разделена по национальному принципу: каждая община (фламандская и валлонская) осуществляет финансирование и контроль своих школ, колледжей и государственных организаций профессионально-технического обучения (в состав правления каждой из этих организаций входят представители профсоюзов и ассоциаций работодателей). Для граждан моложе 16 лет обязательно посещение всех школьных занятий. После окончания школы в 16 лет выпускники обязаны продолжать образование до 18 лет (возможно неполный день). Средняя школа дает возможность получить общее (академическое), техническое, профессионально-техническое образование, изучать искусство. Выпускники средней школы имеют возможность поступить в высшее учебное заведение, хотя те, кто обучался по программе профессионально-технического образования, перед поступлением в вуз должны проучится еще один год. В Бельгии нет системы государственных выпускных экзаменов; аттестат об окончании школы выдают сами школы после проведения внутренних экзаменов.
Те, кто покинул школу в 16 лет, смогут пройти профессионально-техническое обучение в 90 центрах подготовки (занятия там идут не полный учебный день). Некоторое количество выпускников школ в возрасте 16 лет обучаются от одного до трех лет, причем в программу включены 120 учебных часов теоретической подготовки в год. Однако более распространена другая схема профессионально-
454 Международный опыт
технического обучения, так называемое промышленное обучение, рассчитанное на срок от шести месяцев до двух лет; оно организовано объединенными советами отраслей, в которые входят представители профсоюзов и ассоциаций работодателей. Курс высшего образования рассчитан на четыре-пять лет и состоит из двух ступеней:
кандидатской и высшей. По результатам итоговых экзаменов в вузах выставляются оценки «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично». Около одной трети всех степеней, полученных выпускниками вузов Бельгии, приходится на технические и инженерные специальности.
Согласно принятому в 1985 г. закону компании-работодатели обязаны предоставлять своему служащему, добросовестно проходящему профессионально-техническую подготовку в нерабочее время, один час оплачиваемого свободного времени (но не более 240 часов в год). 50% затрат, связанных с предоставлением оплачиваемого свободного часа обучающимся, покрывается министерством труда Бельгии- В основном это обучение осуществляется в центрах подготовки, находящихся в ведении местных органов власти. Около 40% этих центров предлагают курсы менеджмента, рассчитанные на 128 часов, как правило, в течение года.
Дания
Дания известна как страна с высоким уровнем развития системы базового и высшего образования, которое можно получить в университетах, технических колледжах и высших школах бизнеса. Среднее образование имеет статус обязательного для всех датчан в возрасте до 16 лет (лишь около 10% учеников в этом возрасте прекращают образование). Школьная система обеспечивает всестороннее общее среднее образование. Интересной особенностью датской системы образования является то, что 16-летние ученики сдают итоговые школьные экзамены по очень ограниченному числу предметов. Те, кто желает продолжать образование, после 16 лет должны перейти в другую школу, которые делятся по специализации на технические, научные или школы искусств. Высшая ступень средней школы предлагает также двухгодичные вечерние (рассчитанные не на полный учебный день) образовательные курсы для взрослых, успешное окончание этих курсов дает выпускнику право продолжать образование.
В Дании имеется три университета, которые предлагают пяти- и шестилетние программы обучения с получением степени кандидата, и технические университеты. В дополнение к этому есть школы бизнеса, а также инженерные академии, предлагающие обучение на
23. Профессионально-техническое обучение и повышение квалификации455
двух- и трехгодичных курсах, которые, однако, не дают право на степень. Наибольшей популярностью среди студентов пользуются такие направления, как компьютеризация, изучение бизнеса и инженерное дело. В Дании звание «гражданский инженер» обозначает уровень полученной квалификации, а не тип освоенного предмета. Инженеры, подготовленные в стенах университетов, называются «академическими инженерами»; а выпускники технических колледжей — «инженерами-техниками». Выпускники-инженеры часто находят применение в области общего управления бизнесом.
Унифицированная система профессионально-технической подготовки (в том числе система ученичества) частично финансируется за счет налога на профтехобразование, уплачиваемого бизнес-компаниями — работодателями. Национальная схема включает как минимум 20 недель полнодневного обучения теории соответствующего предмета, после чего следует производственная практика, а затем сочетание обучения по месту учебы и практики. Причем та часть схемы, которая касается теоретической подготовки, финансируется государством. Срок профессионально-технического обучения может включать посещение коммерческого или технического колледжа в течение 80 недель. После успешного завершения обучения выпускник имеет право на получение сертификата государственного образца. Государство выделяет гранты, на которые имеют право государственные колледжи, а также частные курсы профессионально-технического обучения для наемных работников неуправленческих специальностей и для индивидуальных предпринимателей, обучающихся по ряду одобренных направлений (в основном для изучающих проблемы управления качеством и применения новых технологий). Согласно национальному соглашению по трудовым отношениям любой датский рабочий со стажем не менее 12 месяцев, уволенный как избыточная рабочая сила в связи с внедрением новых технологий, имеет право на посещение в течение 4 недель курсов переподготовки с отрывом от производства и за счет работодателя.
Финляндия
В Финляндии обязательным является базовое девятилетнее обучение, которое разделено на низший уровень (шесть лет, начиная с семилетнего возраста) и высший уровень (три года). Система обучения является всеобщей и бесплатной, она обеспечивает обучение по стандартной государственной программе. После общеобразовательной школы выпускник может продолжать обучение либо в старшей средней школе общего профиля, либо в системе профессионально-технического образования. Школы общего профиля, ко-
456 Международный опыт
торые посещает около 40% всех учащихся, обеспечивают трехгодичное обучение с последующей сдачей итоговых экзаменов; в случае успешной сдачи этих экзаменов выпускник имеет право на обучение в университете. Программы профессионально-технического обучения рассчитаны на срок от двух до пяти лет и могут дать диплом, который позволяет его обладателю претендовать на место в университете. В стране работают 21 университет, 22 политехникума и большое число профессионально-технических колледжей. Десять университетов Финляндии имеют общий профиль, остальные специализируются на конкретных областях изучения, таких, как бизнес, администрирование, технологии, экономика, искусство, дизайн. Курс первого уровня занимает пять или шесть лет, хотя у многих финских студентов уходит гораздо больше времени на освоение программ первого уровня. У крупных университетов имеются прикрепленные к ним научно-исследовательские институты. Стандартный курс политехнического обучения длится от трех до четырех лет и имеет узкую специализацию (полученная степень рассматривается как признанная профессиональная квалификация). Политехники поддерживают тесную связь с бизнесом и промышленностью. Существенной чертой системы высшего образования Финляндии является то, что многие курсы и предметы читаются на английском языке.
Профессионально-техническое обучение взрослых в Финляндии осуществляется в основном в колледжах. Ученичество играет незначительную роль: менее 3% молодых финнов участвуют в программах ученичества. Обучение и подготовка взрослых в большой степени опираются на государственное финансирование. Государство распределяет средства между 300 муниципальными центрами профессионально-технической подготовки взрослых. В Финляндии законодательно введено обязательное требование, заключающееся в том, что до работы в определенных областях и профессиях допускаются только лица, подтвердившие свою квалификацию и соответствующим образом зарегистрированные. Во всех университетах обязательно имеются центры продолжения обучения с отделениями, находящимися за пределами университетских городков. В Финляндии существует три основных типа профессионально-технического обучения: повышение квалификации, профтехобразование для взрослых и рынок труда. Повышение квалификации осуществляется различными специализированными учреждениями, которые заключают контракты с компаниями. Этот тип профессионально-технической подготовки весьма популярен, более одной трети всех наемных работников посещают краткие курсы повышения квалификации. Компании полностью оплачивают такое обучение, хотя имеется
23. Профессионально-техническое обучение и повышение квалификации457
возможность получить небольшие государственные субсидии. Профессионально-техническое образование для взрослых полностью финансируется правительством и местными органами власти в соотношении 50:50. Оно доступно всем гражданам Финляндии на бесплатной основе. Каждый год около 10% наемных работников направляется на курсы обучения для взрослых. Подготовка в рамках рынка труда регулируется государственной службой занятости и направлена на повышение квалификации и переподготовку безработных. Обучение по этим программам является бесплатным. Компаниям, желающим организовать у себя на производстве курсы подготовки, может быть предоставлена финансовая помощь государства. Большинство тех, кто обучается по этим программам, имеет очень низкую квалификацию, около трети из них располагают лишь средним образованием низшего уровня.
Франция
Во Франции среднее образование начинается с 11 лет и основывается на всеобщем обязательном начальном образовании. Единственный тип частных школ — религиозные школы — не оказывает особого влияния на систему образования страны. В возрасте 14 лет около 15% школьников, выбравших профессионально-техническое образование, переходят в технические школы; в 15 лет к ним присоединяются еще 25% учащихся. Те, кто переходит в технические школы в возрасте 14 лет, как правило, получают рабочую специальность (сертификат квалифицированного рабочего — CAP); для остальных учащихся этой группы данный курс считается техническим бакалавриатом и по его окончании они становятся бакалаврами. Курс обучения рассчитан на полный учебный день на базе школы, хотя для получения рекомендаций по структуре и составу учебных программ привлекаются работники промышленности.
Те, кто не идет в систему профессионально-технического образования, после 15 лет продолжают учебу еще в течение двух лет, чтобы получить общий аттестат об образовании (ВЕРС). Если продолжать обучение еще один год, то после его успешного завершения учащийся получает степень бакалавра, что автоматически дает ему право на учебу в университете. Степень бакалавра в области таких наук, как математика и естественные науки (Вас С), является очень престижной. Учащиеся часто стремятся получить именно степень бакалавра, чтобы затем строить дальнейшую карьеру, связанную с естественными науками или математикой.
В университете студенты могут выбрать для себя двухгодичный курс обучения; по желанию можно продолжить обучение в течение
458 Международный опыт
третьего года и по его завершении получить степени бакалавра. А после завершения четвертого года обучения можно получить степень магистра. Весьма популярными являются «смешанные» курсы обучения, предусматривающие чередование теоретических занятий в высшем учебном заведении с прохождением производственной практики в течение трех-пяти месяцев. В дополнение к университетам во Франции имеется около 200 высших школ, элитных высших учебных заведений, на которые приходится около 10% всех получающих высшее образование. Конкурс в высшие школы очень высокий, прием осуществляется на основе широкой программы вступительного тестирования абитуриентов (в отличие от университетов, которые обязаны предоставлять места всем имеющим степень бакалавра). Около 75% представителей высшего руководства крупнейших компаний Франции являются выпускниками высших школ;
между ними существует сильная корпоративная солидарность.Они, как правило, легко находят общий язык с представителями государственных органов и управляющими государственными учреждениями, если те также окончили высшую школу.