Надзор за законностью решений, принимаемых органами, осуществляющими предварительное расследование
Прокуроры осуществляют надзор за законностью промежуточных и итоговых процессуальных решений, принимаемых органами предварительного расследования.
В числе промежуточных процессуальных решений, принимаемых по уголовному делу в досудебных стадиях уголовного процесса, можно назвать решение о выделении (соединении) уголовного дела в отдельное производство, о приостановлении производства по делу; в числе итоговых – решение о прекращении уголовного дела, об окончании предварительного расследования и направлении уголовного дела прокурору для утверждения обвинительного заключения (обвинительного акта).
При осуществлении надзора за законностью процессуальных решений, принимаемых органами дознания, прокурор уполномочен:
проверять законность принятых органами дознания, дознавателями процессуальных решений (ч. 3 ст. 208, ч. 1 ст. 213 УПК РФ);
в случае отмены незаконного или необоснованного решения о приостановлении дознания, прекращении уголовного дела (уголовного преследования) устанавливать срок дополнительного дознания;
принимать решение о возобновлении приостановленного дознания (ч. 31 УПК РФ);
давать дознавателю согласие на прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. 25 «Прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон» и 28 «Прекращение уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием» УПК РФ;
рассматривать жалобы участников уголовного судопроизводства на решения дознавателей, органов дознания, начальников подразделений дознания, следователей, руководителей следственных органов (ст. 124 УПК РФ);
участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении судом жалоб участников уголовного судопроизводства на решения дознавателей, органов дознания, начальников подразделений дознания, следователей, руководителей следственных органов (ст. 125 УПК РФ);
обжаловать решение суда в апелляционном, кассационном и надзорном порядке, принятое по результатам рассмотрения жалобы участников уголовного судопроизводства.
При оценке законности принимаемых дознавателем процессуальных решений прокурору следует помнить, что в соответствии со ст. 163, 2232 УПК РФ предварительное расследование может проводиться следственной группой, группой дознавателей в случае сложности уголовного дела или его большого объема.
Решение о производстве предварительного следствия следственной группой (об изменении ее состава) принимает руководитель следственного органа. Решение о производстве дознания группой дознавателей (об изменении состава группы дознавателей) принимает начальник органа дознания, о чем выносится отдельное постановление или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела.
В постановлении должны быть перечислены все следователи (дознаватели), которым поручено производство предварительного расследования, в том числе указывается, кто назначается руководителем группы дознавателей. К работе группы дознавателей могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Состав группы дознавателей должен быть объявлен подозреваемому, обвиняемому.
Руководитель следственной группы принимает уголовное дело к своему производству, организует работу следственной группы, руководит действиями других следователей, составляет обвинительное заключение либо выносит постановление о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера к лицу, совершившему преступление, и направляет данное постановление вместе с уголовным делом прокурору.
Только руководитель следственной группы вправе принимать решения: о выделении уголовных дел в отдельное производство в порядке, установленном ст. 153 – 155 УПК РФ; о прекращении уголовного дела полностью или частично; о приостановлении или возобновлении производства по уголовному делу; о привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения; о направлении обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ч. 2 ст. 29 УПК РФ; о возбуждении перед руководителем следственного органа ходатайства о продлении срока предварительного следствия, возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных ч. 2 ст. 29 УПК РФ.
Руководитель группы дознавателей принимает уголовное дело к своему производству, организует работу группы дознавателей, руководит действиями других дознавателей, составляет обвинительный акт. Только он уполномочен принимать следующие процессуальные решения: о выделении уголовных дел в отдельное производство в порядке, установленном ст. 153 – 155 УПК РФ; о прекращении уголовного дела полностью или частично; о приостановлении или возобновлении производства по уголовному делу; о письменном уведомлении о подозрении в совершении преступления; о привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения; о направлении обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской, судебно-психиатрической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ч. 2 ст. 29 УПК РФ; о возбуждении перед прокурором ходатайства о продлении срока дознания; о возбуждении с согласия прокурора перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных ч. 2 ст. 29 УПК РФ.
В соответствии с п. 18 приказа Генерального прокурора РФ от 06.09.2007 № 137 законность и обоснованность решений дознавателя о приостановлении дознания осуществляется в месячный срок с момента вынесения дознавателем соответствующего постановления. При этом необходимо особое внимание обращать на факты повторного приостановления производства дознания по уголовным делам без производства необходимых следственных действий и принятия мер к раскрытию преступления. В соответствии с п. 20 этого же приказа проверка законности и обоснованности прекращения уголовных дел, уголовного преследования в органах дознания должна осуществляться ежемесячно.
При получении информации о поступлении в суд жалобы в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ, на постановления дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, приостановлении производства, прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействие) дознавателя, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, следует незамедлительно истребовать от дознавателя материалы, относящиеся к обжалуемому действию (бездействию) или решению, осуществлять их проверку. При выявлении нарушений принимать меры к их устранению, в том числе отменять необоснованные, незаконные постановления дознавателя до рассмотрения жалобы в суде, о чем информировать суд.
В соответствии с п. 21 приказа Генерального прокурора РФ от 06.09.2007 № 137 участие прокурора в судебном рассмотрении жалоб в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ, является обязательным. В случае несогласия с решением суда об удовлетворении жалобы прокурору необходимо принимать меры к его обжалованию, а при согласии – к привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения закона.
УПК РФ уполномочивает прокурора истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя, руководителя следственного органа о приостановлении и прекращении уголовного дела (уголовного преследования), при наличии к тому оснований отменять указанные решения (п. 51 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).
Генеральный прокурор Российской Федерации в приказе от 02.06.2011 № 162 подчеркнул, что прокурор вправе отменить незаконное и необоснованное процессуальное решение о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) либо о приостановлении предварительного следствия не позднее 14 суток с момента получения материалов уголовного дела. При этом на прокуроров возложена обязанность обеспечить проверку и изучение материалов всех приостановленных, прекращенных производством уголовных дел в течение одного месяца со дня вынесения соответствующего постановления (п. 1.9).
При проверке законности постановлений о приостановлении предварительного следствия по основаниям п. 1 и 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ необходимо применять комплексный подход к оценке полноты расследования и оперативно-розыскных мероприятий, изучая материалы приостановленных уголовных дел одновременно с соответствующими делами оперативного учета.
Оценивая законность и обоснованность процессуальных решений о приостановлении предварительного следствия по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, необходимо принимать во внимание лишь объективно сложившиеся обстоятельства, подтверждающие выводы следователя о невозможности участия указанных в законе лиц в производстве по уголовному делу, а проверяя решения о приостановлении предварительного следствия в связи с временным тяжелым заболеванием подозреваемого, обвиняемого, исходить из того, что такие процессуальные решения могут приниматься только при наличии медицинского заключения о невозможности участия лица в следственных и процессуальных действиях по уголовному делу (п. 1.10 приказа Генерального прокурора РФ от 02.06.2011 № 162).
При осуществлении надзора за законностью прекращения уголовного дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования необходимо обращать внимание на фактическое обеспечение гарантируемых Конституцией Российской Федерации права подозреваемого, обвиняемого при несогласии с прекращением уголовного дела – на доступ к правосудию (судебное исследование уголовного дела) и потерпевшего – на компенсацию причиненного преступлением ущерба; не допускать прекращения уголовного дела ввиду истечения сроков давности, если подозреваемый, обвиняемый против этого возражает.
В своей надзорной деятельности прокурору также следует руководствоваться решениями Конституционного Суда Российской Федерации, в частности:
постановлением от 14.07.2011 № 16-П, согласно которому взаимосвязанные положения п. 4 ч. 1 ст. 24 п. 1 ст. 254 УПК РФ, закрепляющие в качестве основания прекращения уголовного дела смерть подозреваемого (обвиняемого), за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой эти положения в системе действующего правового регулирования позволяют прекратить уголовное дело в связи со смертью подозреваемого (обвиняемого) без согласия его близких родственников;
определением от 05.11.2004 № 361-О, согласно которому ч. 2 ст. 24, ч. 4 ст. 133, ст. 239 и п. 1 ст. 254 УПК РФ не препятствуют суду рассмотреть по существу находящееся в его производстве уголовное дело, если до вынесения приговора новым уголовным законом устраняется преступность и наказуемость инкриминируемого обвиняемому деяния, и не лишают обвиняемого права на доступ к правосудию и права на эффективную судебную защиту в установленных законом процессуальных формах.
К типичным, наиболее распространенным нарушениям относятся такие, как принятие незаконного и необоснованного решения о приостановлении предварительного следствия и дознания при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 208 УПК РФ, в том числе неоднократно; принятие незаконного и необоснованного решения о прекращении производства по делу при отсутствии предусмотренных законом оснований, в том числе неоднократно; принятие процессуального решения не уполномоченным на то должностным лицом органа дознания или предварительного следствия. Это следует учитывать при планировании и организации работы по осуществлению надзора за законностью решений, принимаемых органами предварительного расследования.