Тема: Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства – 2 часа
План:
Порядок взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями. Значение этого взаимодействия в деле предупреждения преступлений, уголовного преследования и осуждения лиц, совершивших преступления и исполнения приговора.
Основные положения о порядке взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями.
Направление запроса о правовой помощи. Содержание и форма запроса. Юридическая сила доказательств, полученных на территории иностранного государства. Вызов свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, находящихся вне пределов Российской Федерации. Исполнение в Российской Федерации запроса о правовой помощи. Направление материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования. Исполнение запросов об осуществлении уголовного преследования или о возбуждении уголовного дела на территории Российской Федерации.
Выдача лица для целей уголовного преследования или для исполнения приговора. Направление запроса о выдаче лица, находящегося на территории иностранного государства. Пределы уголовной ответственности лица, выданного Российской Федерации. Исполнение запроса о выдаче лица, находящегося на территории Российской Федерации. Транзитная перевозка выданных лиц. Обжалование решения о выдаче лица и судебная проверка его законности и обоснованности. Отказ в выдаче лица. Отсрочка в выдаче лица и выдача лица на время. Избрание или применение избранной меры пресечения для обеспечения возможной выдачи лица. Передача выдаваемого лица. Передача предметов.
Передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является. Основания передачи лица, осужденного к лишению свободы. Порядок рассмотрения судом вопросов, связанных с передачей лица, осужденного к лишению свободы. Основания отказа в передаче лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является. Порядок разрешения судом вопросов, связанных с исполнением приговора суда иностранного государства.
Образовательные технологии
При реализации различных видов учебной работы программа предусматривает использование образовательных технологий, основанных на активных и интерактивных формах проведения занятий, нацеленных не только на запоминание информации, но и на ее усвоение и формирование профессиональных навыков использования полученных знаний и выполнения профессиональной деятельности в сфере уголовного судопроизводства.
Мозговой штурм
Мозговой штурм универсальный интерактивный метод, так как может быть использован при проведении различных видов занятий и по многим темам, имеющим спорные или проблемные вопросы.
Содержание интерактивного метода «мозговой штурм» состоит в активизации мыслительной деятельности слушателей путем постановки вопроса, имеющего множество вариантов ответов и/или не имеющего единственно правильного ответа. В результате его использования слушатели получают зафиксированную на плакате (доске) критическую информацию (ответы), которую впоследствии можно подвергнуть анализу, вычленить из всего объема информацию, не относящуюся к рассматриваемому вопросу, выявить проблемы, увидеть точку зрения своих коллег, классифицировать информацию по различным основаниям и т.п.
Цели проведения этого интерактивного метода могут быть разными. Анализ преподавательской деятельности свидетельствует о том, что наибольший эффект от использования «мозгового штурма» достигается при реализации следующих целей:
а) генерирование идей для решения теоретической или практической задачи;
б) вовлечение в процесс обучения всех слушателей аудитории и/или активизации их мыслительной деятельности;
г) способствование общему восприятию темы;
д) структурирование большого объема информации (перечислений, видов и т.п.);
е) диагностирование опыта и знаний слушателей.
Указанные выше цели взаимосвязаны и, как правило, одна цель не может быть достигнута без другой. Причем их постановка и достижение не зависит от формы занятия. Учитывая это, «мозговой штурм» может быть использован на любых этапах проведения занятия.
В начале занятия этот интерактивный метод преподавания может применяться как для диагностирования опыта и знаний студентов, так и для вовлечения их в процесс обучения путем мотивации получения информации.
В середине занятия «мозговой штурм» может быть использован для перемены темпа занятия, своеобразного отдыха и повышения внимания студентов, которое начинает снижаться после 35-40 минут с момента его начала. Результатом его проведения будет активизация мыслительной деятельности студентов и, как следствие, повышение эффективности занятия. На этом этапе занятия возможно использование «мозгового штурма» в целях генерирования идей для решения практической задачи.
В конце занятия «мозговой штурм» может являться своеобразным итогом, окончанием, при котором систематизируется большой объем информации и полученные знания.