Закон Кларка о радикальных идеях

Каждая радикальная идея вызывает три стадии ответной реакции:

1."Это невозможно, и не отнимайте у меня время!"

2."Может быть и так, но, право, не стоит за это браться..."

3."Я же всегда говорил, что это отличная мысль!"

Логика развития и динамика современного рынка ясно свидетельствуют – ни один успешный предприниматель уже не может обойтись без плана развития своего бизнеса. Причем план просто обязан быть составлен на высоком профессиональном уровне. Без детального планирования не обойтись не только на этапе создания своего дела, но и на стадиях продвижения товара или услуги на рынок, расширения бизнеса, при выходе на новые рынки, а также в случае реорганизации компаний и производств, осуществлении инвестиционных проектов.

Есть бизнесмены, которые говорят: «Зачем он мне? Он не нужен. Я и без него обходился, и буду обходиться». Такая позиция имеет право на жизнь. В конечном счете, у всех есть выбор. И если у Вас есть деньги на эксперименты, и Вы готовы к повышенному риску и потере денег, то дерзайте и пусть Вам улыбнется удача. Действительно есть предприниматели, которые вкладывают деньги в новый бизнес-проект, обходясь без тщательно разработанного бизнес-плана «по интуиции». Но статистика неумолимо показывает, что не каждый их проект заканчивается успешно и многие из них приходится закрывать, теряя средства и упуская время.

Наличие хорошего бизнес-плана способствует привлечению капитала, конкретике в планах на будущее, тщательному изучению предполагаемых рисков и возможных трудностей, которые могут помешать практической реализации бизнес-проекта. Пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель окажется не готовым к тем неприятностям, которые ждут его на пути к успеху.

Бизнес-план - это эффективный рабочий инструмент, который необходим для:

· получения инвестиций и/или кредитов;

· успешной реализации бизнес-проекта;

· ответа на самый важный вопрос: "Стоит ли вообще вкладывать деньги в этот проект и принесет ли он доходы, которые окупят все затраты сил и средств?"

Письменное оформление бизнес-плана, является визуализацией ваших целей, что имеет очень существенное значение для организации работ по его выполнению. Устное и письменное планирование - две большие разницы.

Бизнес-план составляется для внутренних и внешних целей.

Внешние цели, для которых составляется бизнес-план - обоснование необходимости привлечения дополнительных инвестиций или заемных средств, демонстрация имеющихся у фирмы возможностей и привлечение внимания со стороны инвесторов и банка, убеждение их в достаточном уровне эффективности инвестиционного проекта и высоком уровне менеджмента предприятия.

Каждый инвестор хочет оценить выгодность инвестирования в предлагаемый инвестиционный проект и оценить соотношение возможной отдачи от проекта и рискованности вложений. А лучший способ для этого - изучить и проанализировать бизнес-план инвестиционного проекта.

Бизнес-план, по сути - визитная карточка инвестиционного проекта. Он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект и при каких условиях он будет наиболее эффективен при допустимой для инвестора степени риска и верности допущений, сделанных разработчиком инвестиционного проекта.

Гораздо более важными для предприятия являются внутренние цели, для которых составляется бизнес-план. Внутренние цели - проверка знаний управляющего персонала, понимания ими рыночной среды и реального положения предприятия на рынке. Очень важны достижение понимания инвестором и администрацией предприятия стратегических целей, характеристик, конкурентной среды, слабых и сильных сторон конкретного инвестиционного проекта, его возможной эффективности при заданных условиях. Таким образом, составив бизнес-план, Вы сделаете предприятие более эффективным и управляемым, сможете с более высокой точностью прогнозировать ситуацию на будущее

Рис. Цели бизнес-планирования

Закон Кларка о радикальных идеях - student2.ru

Бизнес-планы составляются в следующих случаях:

Получение кредита в банке – самый распространенный вариант. Это обусловлено тем, что бизнес-план входит в комплект документов, предоставляемых в банк для рассмотрения вопроса о кредитовании. Бизнес-план предоставляется в банк и должен отвечать требованиям и стандартам оформления конкретного кредитного учреждения. Нередко при предоставлении бизнес-плана одновременно в несколько банков приходиться составлять несколько редакций (версий) одного и того же документа. Бизнес-план показывает банку реальность возврата долга по кредиту и жизнеспособность самой идеи.

Получение государственной поддержки - второй популярный случай разработки бизнес-плана. Он составляется при обосновании эффективности государственной поддержки при получении грантов, субсидирования процентной ставки по кредиту, микрофинансирования, государственных гарантий и т.п. Здесь особенно важно донести информацию именно о том, что выданные вам средства государственной поддержки не уйдут впустую, а будут направлены на заявленные цели для получения результата – прибыльного бизнеса, способного генерировать свободный денежный поток.

Привлечение инвесторов – основная цель внешнего планирования. Данный тип планирования может заключаться в разработке инвестиционного меморандума и предоставление его заинтересованным инвесторам для принятия решений о финансировании. Затем данные бизнес-плана уточняются и дорабатываются с учетом требования инвестора. Инвестиционный проект, как правило, более масштабен – и по объему привлекаемых средств, и по количеству информации в бизнес-плане. Требует тщательной детальной проработки и готовности от инициатора идеи подтвердить свою квалификацию, профессиональные навыки и готовность к реализации проекта в установленные сроки.

Текущее планирование по определению нужно составлять регулярно. На действующих предприятиях бизнес-планы обычно создаются с целью достижения соответствующих стратегических, тактических или оперативных направлений или задач, связанных с дальнейшим развитием бизнеса, реструктуризацией или расширением организации и т.д. При стабильной и устойчивой работе предприятия бизнес-план может быть направлен на обновление основных производственных фондов и развитие новых технологий. При значительном спаде производства, имеющем место в переходный период, бизнес-план должен предусматривать поиск новых рынков, расширение сбыта продукции и т.п.

Обоснование инвестиционных проектов предназначено для изучения возможности реализации новых проектов. Бизнес-план инвестиционного проекта предполагает предварительное экономическое обоснование их целесообразности, последующее планирование необходимых затрат на их осуществление и ожидаемых конечных результатов.

Кроме того, бизнес-план имеет две группы пользователей - внутренних (инициатор бизнес-идеи, учредители и персонал фирмы) и внешних (потенциальные инвесторы, кредиторы, партнеры).

В первом случае предприниматель должен убедить себя, что придуманное им дело стоящее, в другом случае - других. Не редко, убеждая других, инициатор бизнес-идеи лучше начинает понимать себя.

В любом случае, при разработке бизнес-плана необходимо учесть и сбалансировать интересы всех участвующих сторон: инициатора бизнес-идеи; разработчика бизнес-плана; потенциальных инвесторов, кредиторов, партнеров, заинтересованных в возврате вкладываемых средств с прибылью; органов власти, определяющих потребности и приоритеты в развитии региона, тех или иных сфер бизнеса; подрядчиков; потребителей.

Часто под бизнес-планированием понимают только разработку конкретного бизнес-плана. Но это не совсем так. Деятельность по бизнес-планированию достаточно широка и многогранна. Некоторые примеры результатов бизнес-планирования приведены ниже:

Бизнес-план – основной результат бизнес-планирования. Трудоемкость разработки бизнес-плана напрямую зависит от объема включаемой в него информации и уровня ее детализации, наличия и качества исходной информации, особенностей бизнеса и масштабов проекта, необходимости расчета нескольких вариантов реализации проекта (стратегий), а также наличия каких-либо специфических требований к бизнес-плану.

Финансово-экономическая оценка проекта включает в себя таблицы экономических расчетов (финансовую модель), а также текстовую часть, в которой представлен механизм расчетов и принятые допущения, обозначены исходные данные и предпосылки к расчетам, а также охарактеризованы и наглядно представлены в виде таблиц, графиков и диаграмм полученные результаты.

Экспертиза бизнес-плана проводится для принятия решения о реализации проекта. Экспертиза может проводиться по двум направлениям: оценка методологии разработки бизнес-плана и оценка возможности реализации проекта в представленном виде.

Ошибки в написании бизнес планов или

«пять пишем два в уме»

Третий закон Финейгла

В любом наборе исходных данных самая надежная величина,

не требующая никакой проверки, является ошибочной.

Наиболее типичными ошибками являются:

Переоценка возможностей реализации продукции. Непродуманная маркетинговая стратегия, чересчур оптимистичные и ничем не подтвержденные прогнозы продаж вызывают вопросы у эксперта.

Завышение конечной цены реализации товара, приводящее к формально хорошим финансово-экономическим показателям. При этом возможны два варианта объяснения причины такого завышения. С одной стороны, возможно, что это результат самообмана, когда клиент либо воспользовался неверной информацией по рынку, на котором он до этого не работал, либо использует в качестве ориентира цену разовой партии товара, которую ему удалось продать. Гораздо худшим является вариант, при котором предприниматель сознательно искажает ценовые параметры, в надежде, во что бы то ни стало получить кредит, рассчитывая на нецелевое использование средств.

Занижение издержек, связанных с реализацией представленного проекта. Обычно это распространяется на все виды затрат, от цен на сырье до затрат на транспортировку и заработную плату. Особое внимание эксперт обращает на наличие "эксклюзивных" отношений с поставщиками, что может объясняться сговором. Прочие статьи затрат эксперт проверяет на соответствие существующим нормам, тарифам, коэффициентам и т.д. К числу наиболее занижаемых, а порой просто игнорируемых издержек, относится налогообложение.

Соотнесение сроков кредита со скоростью оборота товарных операций. Обычно сроки кредитования по товарным операциям составляют 3-4 месяца, а источником возврата суммы основного долга выступает выручка от реализации товара. После успешного завершения первого кредитного проекта клиент уже зарабатывает положительную кредитную историю, поэтому второй кредит ему получить гораздо легче. Получив новый кредит, предприниматель делает новый оборот и т.д., пока не наступает закономерный дефолт. Дело в том, что реальный период кредитования торговой операции значительно превосходит длительность одного оборота, в действительности возврат кредита возможен только при накоплении за счет операции чистой прибыли, равной по величине сумме основного долга. Следовательно, ТЭО по такому проекту должно иметь значительно более дальний горизонт, поэтому и рискованность данного проекта автоматически возрастает.

Отсутствие расчета и обоснования себестоимости готовой продукции делает все остальные расчеты недостоверными, так как финансовый результат полностью базируется на выручке от реализации продукции, и соответственно, ее цене, поэтому при отсутствии расчета себестоимости нет смысла проверять остальные финансовые расчеты.

Не подтвержденные данные по расходам проекта увеличивают вероятность недостоверности всей финансовой части. Все показатели расходной части должны быть документально подтверждены прайс-листами поставщиков, письмами с подтверждением цен на материалы и оборудование и т.п.

Неправильно рассчитанные суммы налоговых платежей или их отсутствие. В силу специфики каждого бизнеса, выбор системы налогообложения должен быть экономически обоснованным и целесообразным. Более того, итоговые финансовые таблицы должны соответствовать общепринятым стандартам и содержать полную информацию обо всех финансовых результатах проекта для наиболее полной картины о предполагаемых результатах, поэтому наличие расчета налогов и их обоснование является обязательным.

Отсутствие информации об инициаторе проекта, его опыт работы в данной отрасли, отсутствие информации о других специалистах, занятых в проекте приводит к непониманию инвестором или кредитным специалистом роли руководителя проекта в его реализации.

Отсутствие графической части: картинок, фотографий, таблиц и графиков делают бизнес-план нечитабельным и похожим на фантастический рассказ для публикации в литературном журнале.


Структура бизнес-планов или

«важен порядок во всем»

Уравнения Снейфу

1. В задаче из N уравнений всегда будет N+1 неизвестная.

2. Самый необходимый предмет или самая необходимая информация будут наименее доступны.

3. Как только вы испробуете все возможные способы решения и не найдете подходящего,

тут же найдется решение, простое и очевидное для всех других людей.

Бизнес-план должен быть достаточно подробным, чтобы, ознакомившись с ним, его потенциальный инвестор смог получить полное представление о предлагаемом проекте и понять его цели (табл.).

Таблица

Подробная структура разделов бизнес-плана

Номер раздела (подраздела) Наименование раздела (подраздела)
  Титульный лист
  Резюме
ИДЕЯ (СУЩНОСТЬ) ПРЕДЛАГАЕМОГО ПРОЕКТА
1.1 Общие исходные данные и условия
1.2 Описание образца нового товара, продукции, работ, услуг
1.3 Оценка опыта предпринимательской деятельности
ОЦЕНКА РЫНКА СБЫТА
2.1 Описание потребителей
2.2 Оценка конкурентов
2.3 Оценка собственных сильных и слабых сторон относительно конкурентов
ПЛАН МАРКЕТИНГА
3.1 Цели маркетинга
3.2 Стратегия маркетинга
3.3 Финансовое обеспечение плана маркетинга
3.4 Контроль за выполнением плана маркетинга
ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА
4.1 Изготовитель
4.2 Наличные и требуемые мощности производства
4.3 Материальные факторы производства
4 4 Описание производственного процесса
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН
5.1 Организационно-правовая форма собственности фирмы
5.2 Организационная структура предприятия
5 3 Распределение обязанностей. Сведения о партнерах
5.4 Описание внешней среды бизнеса
5.5 Трудовые ресурсы предприятия
5.6 Сведения о членах руководящего состава
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
6.1 План доходов и расходов
6.2 План денежных поступлений и выплат
6.3 Сводный баланс активов и пассивов фирмы
6.4 График достижения безубыточности
6.5 Стратегия финансирования (источники поступления средств и их использование)
6.6 Оценка риска и страхование
ПРИЛОЖЕНИЯ

Разработка бизнес-плана осуществляется в последовательности, приведенной на рис. Резюме пишется после того, как составлен весь бизнес-план и содержит не более 1-2 страниц, результаты расчетов каждого предыдущего раздела бизнес-плана используются для расчета показателей последующего раздела.

Рис. Блок-схема разработки разделов бизнес-плана

Закон Кларка о радикальных идеях - student2.ru

1. Выработка идеи проекта
2. Описание идеи (сущности) проекта
3. Анализ производственных возможностей фирмы в реализации проекта
4. Оценка рынка сбыта
5. Разработка плана маркетинга
6. Разработка плана производства
7. Разработка организационного плана
8. Расчет показателей
9. Разработка финансового плана
10. Оценка риска
11. Общие выводы и предложения (резюме)

Таким образом, в процессе проработки разделов бизнес-плана формируются исходные данные для технико-экономического обоснования.

Получив все необходимые данные для технико-экономического обоснования, производится расчет показателей ТЭО (чистой прибыли, рентабельности, внутреннего коэффициента эффективности, максимального денежного оттока, периода возврата капитальных вложений, точки безубыточности). Если расчеты показывают технико-экономическую эффективность, то приступают к формированию окончательной редакции бизнес-плана. Если показатели ТЭО не удовлетворяют требованиям технико-экономической эффективности, то уточняются исходные данные или принимается решение о нецелесообразности проекта.

Резюме проекта или

«коротко о главном»

Ли Якокка

Вы можете быть автором прекрасных идей,

однако этого мало,

надо уметь довести их до ума людей,

иначе вы ничего не добьетесь.

Бизнес-план обычно начинается с вводной части (резюме). Вводная часть пишется в последнюю очередь, но именно она должны быть первым пунктом бизнес-плана. Это не просто вводная часть, это целый план, но краткий – не более 1-2 страниц. Поэтому, сначала нужно будет написать весь план, а потом приступить к написанию резюме. Вы просмотрите ваш план и определите базовые идеи, которые необходимо включить в резюме. Это будет единственная часть бизнес-плана, которую будут читать большинство банкиров и инвесторов. А им нужно будет узнать размер кредита, на какие цели он необходим вам, сроки погашения, сколько у вас имеется собственных средств. Краткие выводы, изложенные в резюме, дадут возможность читателю быстро понять идеи и перспективы вашего бизнеса и решить, стоит ли дальше читать ваш план. Вы должны заинтересовать и даже «соблазнить» потенциального читателя. Чем четче и конкретнее будет написано резюме, тем больше шансов, что Ваш бизнес-план дочитают до конца.

Контрольный список вопросов для составления резюме:

Бизнес

§ краткая история бизнеса, описывающая период его создания и роста;

§ социальная значимость проекта.

Продукция

§ краткое описание того, что делает продукцию или услугу уникальной и тех отличительных особенностей, которые ставят ее вне конкуренции в отношении ценообразования и/или качества и т.п.

Рынок

§ существующая емкость рынка, рост;

§ прогнозируемый рост;

§ предполагаемаядоля рынка (по подтвержденным оценкам).

Финансирование

§ описание точных целей, размеров и источников требуемого финансирования;

§ прогнозирование доходов и чистого дохода после уплаты налогов на три последующие года;

§ проектирование начала поступления прибыли;

§ рентабельность и сроки окупаемости;

§ количество создаваемых рабочих мест;

§ суммы планируемых налогов с прибыли и фонда оплаты труда.

Обзор компании или

«похвали себя сам»

Стивен Кови

То, каким курсом вы идете,

гораздо важнее, чем ваша скорость.

В этом разделе необходимо: сформулировать миссию вашей компании и определить цели и задачи бизнеса.

Чтобы изложение миссии достигло желаемого эффекта, отразите в нем следующие моменты:

· осветите деятельность компании, включая рынки, на которых она работает, перечень предлагаемых товаров и услуг;

· подчеркните достоинства вашей компании, ее отличие от остальных компаний, работающих в той же отрасли;

· приведите основные достижения, которых вы намерены добиться в будущем;

Выражаться надо ясно, кратко и интересно.

Другими словами, вы должны ответить на основной вопрос: что собой представляет ваш бизнес? Напервый взгляд сделать это просто: представить в виде нескольких предложений или одной-двух четких схем. Однако, глядя на компанию «изнутри», совсем не так просто выделить именно те моменты, которые и составляют суть вашего бизнеса. Нужно создать осязаемый образ компании, картина вашего бизнеса должны быть неотразимой. Например: наша миссия – повышать качество жизни человека; развивать уверенность в себе и внимание к ближнему; помогать людям избегать опасности, готовиться к ним и преодолевать их. Или: мы предлагаем продукты высокого качества, которые позволят нашим потребителям быть лидерами в своей отрасли.

Формулировка миссии – огромный шаг вперед, однако это лишь первый шаг.

После того, как сформулирована миссия компании, нужно определить

бизнес-цели и задачи.

Цели – это глобальные результаты в бизнесе, которых вы намерены достичь. Задачи – это конкретные заявления, относящиеся непосредственно к поставленной цели; в них подробно описывается то, что должно быть сделано и когда.

Если простыми словами определить разницу между целями и задачами, то она состоит в следующем: для формулировки цели мы используем слова, с помощью которых описываем общую картину, а для постановки задач мы пользуемся еще и цифрами, определяя все в деталях.

Контрольный список вопросов для описаниябизнеса и его общей стратегии

§ описание организации бизнеса, форм участия в нем, схемы управления краткая характеристика персонала и опыт работы в данной отрасли;

§ описание целей бизнеса:

§ какими вам представляются экономические преимущества?

§ описание стратегии бизнеса:

§ на какой стадии находится бизнес в настоящее время?

§ какие стадии роста могут быть предсказаны на последующие 3года?

§ описание основных характеристик продукции и услуг:

§ цены и качества;

§ стоимости в сравнении с конкурентами;

§ любых негативных характеристик бизнеса, и как они могут быть скорректированы или устранены;

§ правил и положений, и как их следует соблюдать;

§ описание стратегии управления и стратегии маркетинга, которым необходимо следовать, например, для сокращения расходов, получения более высокой добавленной стоимости, приобретения лидерской позиции по качеству продукции;

Наши рекомендации