Глава 19. макроэкономические проблемы цены
ЦЕНА КАК ФАКТОР СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
В теории под экономическим ростом понимается увеличение валового внутреннего продукта (ВВП). Рост ВВП обеспечивается за счет более рационального использования природных и людских ресурсов, капиталовложений (капитала), научно-технического прогресса и инноваций (новых технологий). Тенденции экономического роста проявляются следующим образом*: население и рабочая сила увеличиваются более умеренными темпами, чем капитальный запас, и таким образом создаются условия для увеличения капитала. Реальная зарплата имеет тенденцию к повышению. Доля зарплаты в национальном доходе растет.
*См. Самуэльсон Пол А., Нордхаус Вильям Д. Экономика. 15-е изд. М., 1997. С. 579-580.
Колебания процентных ставок и нормы прибыли значительны, но сильных тенденций к повышению или снижению не наблюдается. Происходит снижение капиталоемкости. Доля сбережений и инвестиций в ВВП стабильна. Технический прогресс обеспечивает более высокие темпы роста капитала, рабочей силы, затраченных ресурсов по сравнению с темпами роста национального продукта.
Данные тенденции в экономике различных стран проявляются в неодинаковом сочетании. Их действие проявляется через обеспечение равновесия совокупного спроса и совокупного предложения, где одно из центральных мест занимает система цен. Регулирование издержек производства и заработной платы, цен на экспортируемую и импортируемую продукцию, величины процентной ставки, валютного курса национальной валюты, обеспечение устойчивой покупательной способности национальной валюты имеют решающее значение для обеспечения экономического роста.
Система стимулирования должна быть ориентирована на увеличение собственных капиталовложений (инвестиций) предприятий и фирм, на повышение загрузки имеющегося производственного потенциала, нормализацию соотношения цен внутреннего и внешнего рынков, снижение или в крайнем случае замораживание цен на энергоносители, транспортные услуги, уменьшение налогов на прибыль тех предприятий и фирм, которые обеспечивают реальный рост ВВП за счет собственных накоплений. Сокращение импорта и стимулирование экспорта готовой продукции при снижении налога на добавленную стоимость позволяет сократить издержки производства, снизить цены и таким образом повысить конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей. Значительный рост цен в России в ходе экономических реформ, снижение покупательной способности населения и госпредприятий, высокие процентные ставки и налоги не создают необходимых условий для экономического роста.
В России регулирование необходимых макроэкономических пропорций в плановой экономике осуществлялось с помощью балансового метода (материальных, людских и финансовых ресурсов). В экономике, где преобладающее место занимает частная собственность, регулирование таких пропорций стало осуществляться с помощью рыночных рычагов, где одно из важных мест занимает регулирование инфляционных тенденций.
ЦЕНЫ, ИНФЛЯЦИЯ, ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА
ИНФЛЯЦИЯ
Инфляция как экономическая категория отражает перераспределение национального дохода между сферами общественного воспроизводства, отраслями и регионами народного хозяйства, между классами и социальными группами населения, осуществляемое через механизм изменения цен.
Поскольку цены выступают как денежная форма стоимости товаров и услуг, то инфляция может возникать и в результате превышения количества бумажных денежных единиц, находящихся в обращении, над суммой товарных цен и проявляться в росте цен и снижении покупательной способности (обесценивании) денежной единицы. Количество и выпуск денежных знаков в обращение оказывает существенное влияние на уровень и темпы инфляции.
Инфляция относится к числу основных дестабилизирующих факторов рыночной экономики, и чем выше ее уровень, тем более она опасна.
Измерение инфляции осуществляется с помощью целого ряда показателей.
Наиболее широкое применение имеют следующие:
• индекс цен;
• индекс покупательной способности рубля;
• темпы инфляции;
• индекс заработной платы;
• индекс реальных доходов населения.
В повседневной практике при анализе хозяйственной деятельности наиболее широкое применение находят индексы цен, темпы инфляции и индексы заработной платы.
Индексы цен рассчитываются государственными статистическими органами и регулярно публикуются в печати.
В табл. 19.1 приводятся данные по изменению цен в странах Восточной Европы.
В России индекс потребительских цен вырос по сравнению с предыдущим годом в 1991 г. – в 2,6 раза; в 1992 г. – в 26,2; в 1993 г. – в 9,4, в 1994 г. – в 3,2; в 1995 г. – в 3,2; в 1996 г. – в 1,2; в 1997 г. – в 1,1 раза *.
* Российский статистический ежегодник. 1998. С. 735.
Таблица 19.1. Показатели динамики продукции и цен в странах Восточной Европы за 1990-1997 гг.*
* Вопросы экономики. 1998. № 5.
Продолжение табл. 19.1
Как свидетельствуют приведенные данные, в России имеют место процессы высокой инфляции в условиях непрекращающегося спада производства, с сохранением и периодическим обострением товарного дефицита и при устойчивом обесценивании рубля по отношению к доллару и другим твердым валютам. Специфика российской гиперинфляции проявляется в следующих основных признаках:
1. Действие факторов инфляции спроса относительно ослабло. Превышение платежеспособного спроса над объемом товаров и услуг, типичное для 1988-1991 гг., исчерпало себя ввиду огромного роста цен и вследствие обесценения сбережений населения. В период 1992-1998 гг. ввиду жестких, хотя и колеблющихся, монетаристских ограничений рост денежной массы в России резко отставал и от роста цен, и от роста стоимостного объема товаров и услуг (с учетом их физического объема).
2. В рамках инфляции издержек ослаблено действие тех факторов, которые относительно легко поддаются монетаристским ограничениям. В первую очередь это относится к спирали «зарплата-цены». Действие этой спирали обычно проявляется в превышении роста зарплаты над ростом цен. В России наблюдается диаметрально противоположная ситуация: заработная плата (бюджетников), пенсии, пособия растут медленнее, чем цены.
3. В той инфляции издержек, которая господствовала в инфляционных процессах России, преобладают мощные факторы, в малой степени поддающиеся хотя бы косвенному воздействию монетаристских ограничений, в том числе давлению быстро растущих цен: сверхмонополизация экономики; серьезные структурные диспропорции в экономике; разрыв хозяйственных связей в результате распада СЭВ и развала СССР и подрыва этих связей внутри самой России; суровые природно-климатические условия на значительной части российской территории; национально- и социально-политическая нестабильность.
В этих условиях Правительство РФ вынуждено было принять жесткие меры.
Анализ антиинфляционной политики в России приводит к следующему выводу: наряду с использованием гибких монетаристских методов необходимо использовать на базе восстановления управляемости экономики комплекс немонетаристских мер, чтобы сдержать инфляцию не за счет снижения производства, а за счет его реальной стабилизации, оживления и подъема. Именно такой подход диктуется опытом Запада в успешной борьбе с высокой инфляцией. Необходимой составляющей антиинфляционной политики, направленной на предотвращение гиперинфляции, является снижение темпа прироста денежной массы, приводящее к спаду производства и сокращению занятости. История гиперинфляции, разразившихся в первой половине 90-х гг. в большинстве стран, переходивших от централизованно управляемой к рыночной экономике, подтверждает этот вывод теории инфляции. Выбор между двумя вариантами антиинфляционной политики – шоковой терапии и градуирования – осуществляется в зависимости от конкретной социально-экономической ситуации в стране.
В связи с крупномасштабной девальвацией рубля в 1998 г., связанной с нарушением равновесия всех основных показателей финансового рынка, Правительство РФ совместно с Центральным банком приняло ряд антикризисных мер. В частности, Центральный банк неоднократно увеличивал ставку рефинансирования, отказался от поддержки рынка государственных ценных бумаг. Правительство РФ приняло программу реструктуризации государственного долга. При формировании ориентиров по темпам инфляции в прогнозе на 1998-1999 гг. будут учтены условия, вызвавшие новый виток инфляции на потребительском рынке и на рынках товаров производственно-технического назначения, инвестиционных товаров, а также в сфере рыночных и нерыночных услуг.
Динамика тарифов в сфере грузового транспорта будет складываться под воздействием правительственных мер по ограничению роста цен в отраслях – естественных монополиях. В 1998-1999 гг. снижены тарифы на грузовые перевозки, отпускные цены на газ, нефть и другие виды энергоресурсов, но их реальное изменение трудно осуществить.
Одним из факторов, определяющих повышение темпов инфляции на потребительском рынке в 1998 и 1999 гг., является зависимость этого рынка от импорта. Динамика потребительских цен испытывает влияние конъюнктуры мирового рынка и складывающегося изменения цен на импортные товары, так как реальная девальвация рубля ведет к удорожанию импортных товаров, а вслед за ними и отечественных. Введение жестких мер государственного регулирования рынка и цен становится необходимым.
Инфляция порождает необходимость проведения индексации доходов населения. Для этой цели рассчитывается прожиточный минимум. В соответствии с Законом РФ от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» установлена потребительская корзина, включающая в себя минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Стоимостная оценка потребительской корзины определяет величину прожиточного минимума. По РФ потребительскую корзину устанавливает федеральный закон. По субъектам Федерации потребительская корзина устанавливается законодательными органами субъектов Федерации с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления основных социально-демографических групп населения.
Величина прожиточного минимума определяется на основе данных Государственного комитета РФ по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары, услуги и расходы по обязательным платежам и сборам.
Прожиточный минимум необходим при установлении минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также при определении размеров стипендий, пособий и других социальных выплат гражданам Российской Федерации.
Стоимость набора из 25 наименований продовольственных товаров в ценах марта 1999 г. в Санкт-Петербурге составила 570 руб., что на 3,0% больше, чем в феврале того же года, в области – 527,51 руб., что. на 4,2% больше. Из 90 административных территорий России по стоимости этого набора Санкт-Петербург в марте занимал 19-е место, Ленинградская область – 37-е место.
В табл. 19.2 приводится изменение стоимости набора из 25 основных продуктов питания, составляющих продовольственную корзину прожиточного минимума в 13 российских городах-миллионерах в марте 1998 и 1999 гг. (в расчете на одного жителя).
Из непродовольственных товаров в Санкт-Петербурге более всего подорожали ткани – на 36,8%, школьно-письменные товары – на 28,1, трикотаж – на 27,8, одежда и белье – на 22,2, моющие средства – на 21,5, чулочно-носочные изделия – на 20,9, медикаменты – на 17,8, строительные товары – на 12,1, табачные изделия – на 11,4, электротовары – на 9,9, бензин – на 8,0, телерадиотовары – на 6,8%.
В Ленинградской области в большей степени подорожали трикотажные изделия – на 35,4%, парфюмерно-косметические средства – на 32,4, ткани – на 32,1, галантерея – на 25,1, моющие средства – на 22,2, одежда и белье – на 21,9, обувь – на 20,1, медикаменты – на 19,5, электротовары – на 15,4, строительные материалы – на 7,6, бензин – на 6,1, табачные изделия – на 5,0%.
Таблица 19.2
Из платных услуг, оказываемых населению, в I квартале 1999 г. в Санкт-Петербурге повысились тарифы на медицинские услуги – на 19,9%, услуги образования – на 17,5, услуги транспорта – на 15,7, из них проезд в метро – на 50%; бытовые услуги – на 9,6, в том числе стоимость химчистки – 33,8, ремонт часов – 18,7, ремонт и пошив одежды – на 12,3%. Жилищно-коммунальные услуги в I квартале подорожали на 9,7%, из них тарифы на электроэнергию повысились на 58,9, газ сетевой – на 44,9%.
В Ленинградской области прирост цен на услуги городского муниципального транспорта составил 93,9%, услуги образования – 22,6, дошкольных учреждений – 17,5, медицинские услуги – 14,3, услуги связи – 12,0, бытовые услуги – 6,4%. Жилищно-коммунальные услуги подорожали на 12,9 %, из них тарифы на электроэнергию повысились на 46,0, квартплату – на 38,8, холодное водоснабжение – на 12,0% *.
* См.: Экономика Санкт-Петербурга и Ленинградской области в I квартале 1999 г./ / Санкт-Петербургские ведомости. 1999. 28 апреля.
Стоимость прожиточного минимума должна отражать изменения цен и учитываться при индексации выплат населению.
В настоящее время вместо прожиточного минимума при индексации выплат населению используется минимальный размер оплаты труда (МРОТ), равный 83 руб. 49 коп., который ниже величины прожиточного минимума. Правительство РФ обещает в течение ряда лет перейти к индексации доходов населения с учетом инфляции на базе прожиточного минимума вместо МРОТ. Разницу между ними можно проследить на следующем примере.
Для индексации долговых обязательств правительства РФ Государственной Думой РФ принят 21 июня 1996 г. Федеральный закон «О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации».
По этому закону в целях восстановления и защиты сбережений граждан Российской Федерации был установлен «долговой рубль». «Долговой рубль является условной денежной единицей и выражается в валюте Российской Федерации через долговую стоимость, устанавливаемую для единицы номинала целевого долгового обязательства в порядке, определяемом настоящим федеральным законом».
По этому закону установлено, что долговая стоимость одного долгового рубля определяется исходя из изменения соотношения контрольной стоимости необходимого социального набора и базовой стоимости данного набора.
За базовую стоимость необходимого социального набора принята его стоимостная оценка в валюте СССР, определенная исходя из розничных цен государственной и кооперативной торговли; а также тарифов на основные бытовые и коммунальные услуги, действовавшие на территории РСФСР в 1990 г.
Необходимый набор включает 22 наименования продовольственных и непродовольственных товаров и 6 видов услуг, включая городской транспорт.
В законе был также определен достаточно жесткий порядок и контроль за определением долговой стоимости, ее динамики и индексаций.
Долговая стоимость должна определяться еженедельно или же ежегодно. Если рост ежемесячной долговой стоимости превысит 1 % по сравнению с предыдущим месяцем, то ее расчет должен осуществляться еженедельно.
Компенсация по вкладам населения должна происходить на основе расчетов долговой стоимости.
В 1996 г. была произведена выплата вкладов населению старше 80 лет, ветеранам Великой Отечественной войны, блокадникам и некоторым другим категориям лиц. Вклады индексировались на основе расчета индекса в 1000%. В 1999 г. производится индексация вкладов лицам, родившимся в 1922 г.
О динамике цен и стоимости долгового рубля можно судить по табл. 19.3.
Из табл. 19.3 видно, что индекс долговой стоимости вырос с 399,88 руб. в 1990 г. до 3 612 682 руб. в 1997 г., или на 9034,42 %, то есть долговой рубль 1990 г. в начале 1997 г. нужно было бы приравнивать к 9034,42 руб. по их покупательской стоимости. Индексацию в 1000% и только для лиц старше 80 лет можно рассматривать как еще одно «воровство» у населения их сбережений.
В 1999 г. в соответствии с Постановлением Правительства от 20 мая 1999 г. № 553 выплата компенсации вкладов осуществляется гражданам, родившимся до 1922 г., или их наследникам – 1 тыс. руб. исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 г., если размер вклада не превышал 1 тыс. руб. В зависимости от срока хранения и закрытия вкладов установлены дифференцированные коэффициенты от 1,0 до 0,6. Самый низкий коэффициент 0,6 установлен для вкладов, закрытых в 1992 г. Применяемый порядок индексации вкладов населения требует совершенствования, так как его несправедливость очевидна.
Таблица 19.3. Цены и долговая стоимость некоторых продуктов и услуг социального набора*
*По расчетам научных сотрудников и преподавателей кафедры ценообразования СПбГУЭФ.
Наименование продуктов | Нормы потребления на год | Сред. цены в 1990 г. в руб.коп. | Стоим. годовой покупки в руб. коп. | Сред. цены на 01.02.97, тыс. руб. | Стоимость годовой покупки в тыс.руб. | ||||
I. Продовольственные продукты | |||||||||
1. Хлеб ржано-пшеничный | 68,7 кг | 0-20 | 13,74 | 3,0 | 206,1 | ||||
2. Хлеб пшеничный | 62,9 кг | 0-40 | 25,16 | 5,0 | 314,5 | ||||
3. Мука пшеничная | 19,5 кг | 0-40 | 7,80 | 3,0 | 58,5 | ||||
4. Рис | 3,7кг | 0-80 | 2.96 | 4,0 | 14,8 | ||||
5. Пшено | 9,8кг | 0-30 | 2,94 | 3,5 | 34,3 | ||||
6. Картофель | 124,2кг | 0-20 | 24,84 | 2,0 | 24,84 | ||||
7. Сахар | 20,7 кг | 0-98 | 20,29 | 3,0 | 62,1 | ||||
8. Мясо (гов. и куры) | 26,6 кг | 2-00 | 53,2 | 16,0 | 425,6 | ||||
9. Молоко | 123,1 кг | 0-30 | 36,93 | 3,5 | 430,85 | ||||
10.Сыр | 2,3кг | 3-00 | 6,9 | 30,0 | 69,0 | ||||
11. Масло растительное | 6,4 кг | 1-70 | 10,88 | 10,0 | 64,0 | ||||
Итого по 22 продуктам | 309,62 | 2660,27 | |||||||
II. Непродовольствен- ные товары и услуги | |||||||||
1. Мыло хозяйственное | 1,2кг | 0-56 | 0,672 | 10,0 | 12,0 | ||||
2. Стиральный порошок | 2,4кг | 0-80 | 1,92 | 10,0 | 24,0 | ||||
3. Мыло туалетное | 1,2кг | 6-00 | 7,2 | 40,0 | 48,0 | ||||
4. Электроэнергия | 556,8 кат/час | 0-04 | 22,272 | 0,1 | 55,680 | ||||
5. Квартплата | 194,4 м2 | 0-15 | 29,16 | 1,374 | 267,128 | ||||
6. Отопление | 194,4 м2 | 0-04 | 7,78 | 0,6 | 116,640 | ||||
7. Холодное водоснабжение и канализация | 12 платежей | 0-30 | 3,60 | 9,860 | 118,320 | ||||
8. Горячее водоснабжение | 12 пл. | 0-38 | 4,56 | 3,012 | 36,144 | ||||
9. Городской транспорт: | |||||||||
• автобус | поезд. | 0-05 | 7,75 | 1,0 | 155,0 | ||||
• троллейбус | поезд. | 0-05 | 2,05 | 1,0 | 41,0 | ||||
• трамвай | 41 поезд. | 0-05 | 2,05 | 1,0 | 41,0 | ||||
• метро | 25 поезд. | 0-05 | 1,25 | 1,5 | 37,5 | ||||
Итого: | 90,264 | 952,412 | |||||||
Всего: | 399,88 | 3612,682 | |||||||
Поскольку бюджет правительства РФ переживает «кризисное состояние» и возврат сбережений населению осуществляется постепенно, их можно использовать как кредитные средства для капитальных вложений в целях оживления экономики РФ, создания новых рабочих мест, строительства жилья для населения, новых предприятий и за счет получения прибыли отих функционирования можно было бы выплачивать населению ее часть в виде дивидендов с учетом размера их рыночной долговой стоимости.
Для нормальной индексации сбережений нужно брать набор продуктов и услуг, включенных в корзину расчета Госкомстатом индекса потребительских цен. Поскольку по регионам РФ наблюдается существенная дифференциация цен, как отмечалось выше, необходимо разработать региональные коэффициенты, корректирующие долговую стоимость.
Такая дифференциация была введена в 1998 г., в РФ было определено 8 зон. Представление о ней дает табл. 19.4.
Таблица 19.4. Рекомендуемый минимальный набор продуктов питания для трудоспособного населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области (II зона) (кг/месяц)
Наименование продуктов | Трудоспособное население | Средняя розн. цена за 1 кг на 01.07.99, руб. коп. | Стоимость на 01.07.99 | ||
мужчины (16-59 лет) | женщины (16-54 года) | мужчины | женщины | ||
1. Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые), всего: | 17,50 | 12,01 | |||
В том числе: | |||||
• бобовые | 0,42 | 0,25 | 10,00 | 4,20 | |
• мука пшеничная | 2,25 | 2,08 | 11,25 | 10.40 | |
• рис | 0,33 | 0,29 | 13,00 | ||
• другие крупы (кроме риса) | 0,50 | 0,42 | 15,00 |
Продолжение табл. 19.4
Продолжение табл. 19.4
В среднем на одного человека 709,00 руб. в месяц.