Экономическая среда функционирования организации
Экономическая среда и её составляющее
Хозяйственное окружение организации находится в постоянном движении и развитии, и поддается положительному и отрицательному воздействию, следовательно, важно выработать экономическую безопасность .
Экономическая безопасность – это такое состояние при котором вероятность нежелательных качеств субъектов или его параметров мала. Для обеспечения эконом. Безопасности нужно: 1.определить проблемную ситуацию; 2.определить желаемое состояние организации; 3.выявить состав угроз и источники; 4.определить количественный ожидаемый ущерб; 5.сформировать стратегию и тактику экономической безопасности и реализовать мероприятия по достижению выбранной стратегии.
При разработке стратегии, окружающую среду рассматривают в 2 аспекта:
1.общая окружающая среда, макросреда (внешняя)
2.заданная окружающая среда ,т.е. микросреда или внутренняя.
Экономическая среда – совокупность внешних и внутренних факторов оказывающих внешнее воздействие на производственную деятельность предприятия .
Макросреду составляет государство – экономическая политика.
Правовые аспекты – конкурентная среда (микросреда).
Внешняя среда организации – характеризует окружение фирмы и исследование поведения потребителя, гос-ва, поставщиков, кредиты и иные организации.
Неопределенность экономической среды. Факторы, определяющие свойства внешней среды функционирования организации.
Степень влияния отдельных внешних факторов на экономику предприятия различна. Среда прямого воздействия включает такие внешние факторы, которые непосредственно влияют на экономику предприятия. Под средой косвенного воздействия понимают такие внешние факторы, которые не оказывают прямого и немедленного воздействия на экономику предприятия.
Внешние факторы включают в себя:
1.факторы производства, влияющие на формирование конкурентного преимущества организации в течение всего ее производственного процесса, например, наличие в стране или отрасли прогрессивной технологии, инвестиционных возможностей, сильной научно-исследовательской базы, высококвалифицированных кадров и др.; 2.активность конкурентов; 3.факторы спроса, характеризующие спрос, его величину и динамику, например, эластичность спроса по цене; фазы жизненного цикла спроса; требовательность потребителей к качеству товаров и другие; 4.наличие родственных и поддерживающих отраслей в экономике страны;
действия правительства; 5.степень приватизации предприятий данной отрасли; 6.случайные события.
Влияние внешней среды на стратегию и тактику организации
Неопределенность условий деятельности организации повышает необходимость в стратегическом управлении. Оно позволяет организации, с одной стороны, гибко реагировать на требования внешней среды, с другой — оказывать ответное воздействие на нее.
Субъекты, выделенные в отдельные группы влияния на деятельность организации, называются стейкхолдерами. Теория стейкхолдеров предусматривает учет интересов различных субъектов, способствующих или противодействующих развитию организации. Серьезной проблемой в процессе разработки стратегического плана является несовпадение содержания целей стейкхолдеров. Одно из таких несовпадений заключается в том, что их интересы ограничены краткосрочными результатами, тогда как реализация стратегии предполагает получение основного эффекта в будущем. Наиболее распространенная краткосрочная цель состоит в максимизации прибыли, т.е. превышении полученных доходов над вложенным капиталом. В долгосрочном периоде рассматриваются рост нормы прибыли на вложенный капитал, развитие производства, расширение рынков, формирование долгосрочных хозяйственных связей, т.е. цели носят более качественно определенный характер. Хозяйствующий субъект должен сам регулировать свои отношения со стейкхолдерами так, чтобы эффект от совместной деятельности имел бы место и в будущем.
Организации могут применять различные подходы при выстраивании взаимоотношений со стейкхолдерами. Концепция управления стейкхолдерами предусматривает не только защитную тактику от их воздействий, но и развитие партнерских отношений. Прежде всего должен использоваться принцип согласования интересов максимального числа субъектов. Для этого необходимо обеспечить прозрачность бизнеса, открытость взаимодействия с общественностью, механизм обратной связи, позволяющий направить действия на достижения общественно признанных целей.
Для управления стейкхолдерами создаются в структуре управления организации подразделения по изучению отдельных сегментов окружающей среды (трудовых ресурсов, законодательных органов, потребителей общественных организаций и т.д.). Состояние окружающей среды оценивается с помощью методов прогнозирования.