Исследование системы коммуникаций на предприятии
В данном разделе проводится описание движения организационно-управленческой, технологической и экономической информации в системе управления на предприятии по схеме:
- источник (т.е. тип документации);
- отправитель (должность или структурное подразделение);
- получатель (должность или структурное подразделение).
Договоры, заявки на поставку
отдел сбыта |
Торговые агенты |
Заказчики |
Заявки, отчеты договоры на поставку
Отчеты
Бухгалтерия Учет поставок, инкассация |
Платежи доставка
товара
Заявки отчеты об отчеты
На поставку отгрузке
Договоры на
Поставку
ТРАНСПОРТ Погрузка, экспедиция |
СГИ Комплектация товара |
Заявки на доставку
Отчеты о доставке
Ниже приведено описание отделов, участвующих в системе коммуникаций ООО «РАСКО»:
1. Бухгалтерия. В соответствии с законодательством, бухгалтерия является отдельным структурным подразделением предприятия, её начальник (главный бухгалтер) подчиняется непосредственно руководителю предприятия. Рациональность организации учёта во многом зависит от правильности определения структуры бухгалтерского аппарата. Количественный состав бухгалтерии и её штатно-должностная структура зависит от: размер хозяйствующего субъекта, вид деятельности и отраслевая принадлежность, организация и технология производства, наличие, количество и расположение обособленных подразделений, опыт и квалификация бухгалтеров, степень автоматизации учётной работы.
Основной управленческой задачей бухгалтерии является сбор и обработка полной и достоверной информации о деятельности предприятия. Такая информация, в основном, используется в двух целях:
1. Принятие решений на основе экономического анализа такой информации.
2. Осуществление финансового контроля.
На ООО «РАСКО» созданы следующие подразделения:
1. Подразделения бухгалтерии
· расчётный отдел — начисление оплаты труда и социальных выплат,
· касса — операции с наличными деньгами, ценными бумагами,
· общий отдел — сбор и группировка информации, формирование отчётности.
2. Отделы, входящие в состав бухгалтерии
· отдел труда и заработной платы — учёт рабочего времени, смен, отпусков, освобождений по болезни и т. п.
· планово-экономический отдел — технико-экономическое планирование производства, анализ результатов производственной деятельности,
· сметный отдел — пообъектный расчёт предстоящих доходов и расходов,
3. Самостоятельные подразделения, с которыми бухгалтерия взаимодействует наиболее тесно
· отдел кадров — учёт персонала,
· юридическая служба — проверка и визирование проектов хозяйственных договоров и локальных нормативных актов.
· служба внутреннего контроля — проверки структурных подразделений хозяйствующего субъекта.
2. Отдел сбыта. Отдел сбыта – это отдел, занимающийся обеспечением выполнения планов поставки продукции в срок и по номенклатуре в соответствии с заключенными договорами. Функциями отдела сбыта являются:
v Подготовка и заключение договоров с покупателями на поставку выпускаемой продукции.
v Участие совместно с соответствующими службами предприятия в формировании годовых, квартальных, месячных номенклатурных планов производства и суточных планов-графиков сдачи готовой продукции для обеспечения поставок в установленные сроки и номенклатуре.
v Обеспечение соблюдения норматива остатков готовой продукции, организации правильного хранения готовой продукции, ее рассортировки, комплектации, консервации, упаковки и отправки потребителям.
v Осуществление учета и контроля над выполнением планов поставки по номенклатуре в разрезе заключенных договоров.
v Предъявление претензий цехам-изготовителям за невыполнение внутризаводских обязательств по изготовлению и сдаче продукции.
v Подготовка еженедельных рапортов об отгрузке продукции и запасных частей на экспорт и т.д.
Отдел сбыта взаимодействует с такими структурными подразделениями, как:
Ø С отделом охраны труда. Получает: предписания и указания по устранению нарушений норм и правил по охране труда, техники безопасности и производственной санитарии, требования о проведении в случае необходимости технической экспертизы и заключений о состоянии оборудования, оснастки, транспортных средств, их степени безопасности и безвредности технологических процессов, графики комплексных обследований состояния охраны труда подразделений и целевых проверок объектов повышенной опасности, нормативную литературу по вопросам охраны труда. Представляет: отчеты о выполнении предписаний и указаний и других контролирующих органов по вопросам охраны труда и техники безопасности и устранению нарушений правил и норм по охране труда, отчеты о выполнении комплексного плана по улучшению условий охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий.
Ø С транспортным отделом. Получает: месячные, декадные и суточные планы отгрузки готовой продукции всеми видами транспорта, планы-графики завоза запчастей, комплектующих изделий и т.п. на склады сбыта. Представляет: годовой, квартальный и месячный номенклатурный планы отгрузки готовой продукции, намеченные изменения планов отгрузки, заявки на подачу железнодорожного подвижного состава, контейнеров и автотранспорта на месяц, квартал, год.
Ø С финансовым отделом. Получает: извещения банка о выставленных заказчиками аккредитивах (для исполнения), утвержденные нормативы оборотных средств по готовой продукции, в том числе товарам, отгруженным по документам, не сданным на инкассо. Представляет: договоры и соглашения на поставку готовой продукции (для согласования), планы отгрузки товарной продукции, данные о запасах готовой продукции и их соответствии нормативам, документацию на отгруженную продукцию не позднее первой половины дня, следующего за отгрузкой продукции, ежедневные справки об отгрузке и остатках готовой продукции на складах. Выставления счетов на инкассо предприятиям, на взыскание сумм за некачественную продукцию с поставщиков запасных частей.
Ø С планово-экономическим отделом. Получает: планы производства и технико-экономические нормативы и показатели для планирования и оценки деятельности на планируемый период, инструктаж, методические рекомендации по вопросам хозяйственного расчета, планирования и эффективного использования ресурсов, планы производства для заключения договоров с заказчиками, плановые хозрасчетные показатели отдела, утвержденные цены на продукцию. Представляет: отчет по основным хозрасчетным показателям, готовой продукции на складах отдела сбыта, данные о недопоставке продукции, сумма недопоставленной по договорам продукции за отчетный месяц и нарастающим итогом с начала квартала (года), отчет о выполнении плана поставок с учетом заключенных договоров, остатки готовой продукции.
Ø С отделом кадров. Получает: годовые и перспективные планы потребностей в кадрах, указания в вопросах подбора, расстановки и воспитания кадров. Представляет: отчетность по вопросам движения, подбора, расстановки и воспитания кадров, резерв на выдвижение на руководящие должности, заявки на потребность в кадрах, табели или другие документы учета рабочего времени. И с многими другими отделами.
3. СГИ. СГИ (сбытовой склад) – это помещение, предназначенное хранения готовой продукции и оказания складских услуг. На этих складах производится накопление и хранение готовой продукции, подбор ассортимента в соответствии с установленным договором планом реализации, упаковка продукции, маркировка тарных мест, оформление сопроводительных документов и отгрузка. Они находятся в ведении отделов сбыта предприятия. В них хранится готовая продукция предприятия, подлежащая отгрузке потребителям в соответствии с установленным планом реализации продукции. Склад готовых изделий должен располагаться после выпускающих цехов. К ним также должны быть подведены пути внешнего транспорта. такое расположение складов необходимо для удешевления транспортировки, а также сокращения излишних расходов на погрузочно-разгрузочные операции. Сбытовые склады являются приемщиками продукции предприятия, и через них организуется ее поставка потребителям. Благодаря этомусбытовые склады могут оказывать организующее влияние на производственный процесс, добиваясь равномерной сдачи выпускающими цехами продукции и хорошего ее качества.
4. Транспортный отдел предприятия. Транспортный отдел является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется заместителю директора по коммерческим вопросам. Его задача: осуществление транспортировки поставок готовой продукции в требуемые сроки и по оптимальным ценам. Функции отдела:
ü Разработка годовых, квартальных, месячных и оперативно-календарных планов-графиков транспортных перевозок на основе плана отгрузки готовой продукции и выполнения плана производства структурными подразделениями предприятия.
ü Контроль за своевременным выполнением планов поставок транспортных средств, тары, планов погрузочно-разгрузочных работ.
ü Обеспечение приема на склад, подготовки, хранения и отгрузки готовой продукции в номенклатуре и в сроки, установленные договорами. Оформление сопровождающей транспортные операции документации.
ü Осуществление сводного учета выполнения плана транспортными подразделениями по основным технико-экономическим показателям. Составление необходимой отчетности по транспортным подразделениям и представление ее в установленный срок в вышестоящие организации.
ü Разработка организационно-технических мероприятий по совершенствованию и более рациональному использованию транспортных средств, повышению производительности труда, внедрению прогрессивных видов транспорта и снижению транспортных расходов.
ü Подготовка и заключение в установленном порядке договоров со сторонними организациями на эксплуатацию подъездных железнодорожных путей, на транспорт общего пользования, выполнение транспортных и погрузочно-разгрузочных работ и других видов транспортных услуг.
ü Контроль за своевременностью согласования перевозок негабаритных грузов и расчет их крепления, которые производят отделы, выдавшие заявку на их перевозку.
ü Обеспечение сохранности готовой продукции.
ü Определение потребности и составление расчетов и заготовок на необходимые предприятию транспортные средства (локомотивы, вагоны, автомашины, тракторы, прицепы, погрузчики, электрокары), автогаражное и станочное оборудование, а также на необходимые запасные части по всем видам транспортных и погрузочно-разгрузочных средств, находящихся на балансе транспортных подразделений предприятия, материалы для их ремонта. Представление заявок в соответствующие организации в установленном порядке и осуществление контроля за их реализацией.
Как и другие отделы, он взаимодействует:
§ С отделами материально-технического снабжения, внешней кооперации, инструментальным, капитального строительства. Получает: планы и объемы завоза материалов, комплектующих изделий, инструмента, строительных материалов; объемы земляных работ. Представляет: заявки на необходимые транспортной службе предприятия материалы, запасные части, инструмент, гаражное оборудование.
§ С планово-экономическим отделом. Получает: годовую и квартальную производственную программу по предприятию; утвержденный план производственно-хозяйственной деятельности транспортной службы предприятия; методические указания по вопросам планирования и внутризаводского хозрасчета; цены на отгруженную продукцию; утвержденную сумму предельных ассигнований на содержание служебных легковых автомобилей. Представляет: проект плана производственно-хозяйственной деятельности транспортной службы предприятия в разрезе цехов; отчеты о производственно-хозяйственной деятельности транспортной службы предприятия; планы и отчеты о выполнении планов и оргтехмероприятий по транспортной службе предприятия; сведения о ритмичности отгрузки готовой продукции; смету расходов на содержание легковых автомобилей.
§ С главной бухгалтерией. Получает: инструкцию о ведении учета в транспортной службе предприятия. Представляет: документы, необходимые для бухгалтерского учета и контроля за хозяйственной деятельностью транспортных цехов.
§ С отделом главного технолога и отделом автоматизации и механизации производств. Получает: проект технологического маршрута на изготовление деталей и узлов (для согласования); техническую документацию на внутризаводские перевозки, погрузочно-разгрузочные работы, механизацию и автоматизацию в транспортных цехах предприятия; расчеты необходимого количества транспорта на внутризаводских перевозках; анализ уровня и степени механизации труда на погрузочно-разгрузочных, транспортно-складских работах. Представляет: на согласование план оргтехмероприятий и отдельные технические задания на проектирование по расшивке узких мест.
Для исследования системы коммуникации проведем исследование ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ) предприятия.
Для определения ЦОЕ трудового коллектива используется список из 24 качеств: 1 – постоянство; 2 – выдержка; 3 – свобода действий; 4 – общительность; 5 – исполнительность; 6 – переменчивость; 7 – чувствительность; 8 – знание своих возможностей; 9 – соблюдение семейных традиций; 10 – склонность к воображению; 11 – самомнение; 12 – мастерство; 13 – бережливость; 14 – организованность; 15 – изворотливость; 16 – инициативность; 17 – целеустремленность;18 – настойчивость; 19 – умение слушать собеседника; 20 – искренность; 21 – самостоятельность; 22 – эрудированность; 23 – стремление к успеху; 24 – деловитость.
Таблица 3
Сводная таблица опроса сотрудников
Характеристика | Фамилии сотрудников | Сумма выбора | |||||||||
Бровкина | Макарова | Зарубин | Шмелева | Демина | Хватков | Сафронова | Кореньков | Климешова | Аревина | ||
+ | + | + | + | ||||||||
+ | + | + | + | + | |||||||
+ | |||||||||||
+ | + | + | + | ||||||||
+ | |||||||||||
+ | + | + | + | + | + | ||||||
+ | |||||||||||
+ | |||||||||||
+ | + | ||||||||||
+ | |||||||||||
+ | + | + | + | + | + | + | |||||
+ | + | + | |||||||||
+ | |||||||||||
+ | + | + | + | + | |||||||
+ | + | ||||||||||
+ | + | + | |||||||||
+ | |||||||||||
+ | + |
Уровень ЦОЕ определятся по формуле: , где n - сумма выборов, приходящихся на 5 качеств, получивших в группе максимальное предпочтение; m - сумма выборов, приходящихся на 5 качеств, получивших наименьшее предпочтение; N – общее количество выборов.
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что мнения по ценностным факторам группы совпадает.
В заключении данного раздела, я хочу описать функционирование отдела кадров. Отдел кадров – обособленное функциональное подразделение компании, подчиняющееся президенту компании и выполняющее основные задачи:
· организация работы по выработке кадровой политики;
· подбор, отбор, расстановка, изучение и использование рабочих кадров, руководителей и специалистов;
· участие в формировании стабильного коллектива;
· создание кадрового резерва и работы с ним;
· организация учета кадров.
Общие положение о работе отдела кадров представлены в приложении 2.
Из всего выше перечисленного, можно сделать вывод, что в системе управления, движение информации происходит своевременно, а проблемы, возникающие в ходе работы компании могут быть устранены в ходе обратной связи с рабочими и работниками, находящимися в подчинении.