Водно-транспортного комплекса
Хозяйственный расчет представляет собой метод хозяйствования, при котором предприятия должны возмещать расходы за счет собственных доходов и получать прибыль, обеспечивать непрерывное совершенствование производства, добиваясь постоянного повышения его экономической эффективности. Хозяйственный расчет как модификация коммерческого расчета появился в двадцатые годы при переходе к новой экономической политике (НЭП), когда государственные предприятия переводились в значительной степени на коммерческие начала.
В условиях рыночной экономики функционирование предприятий любой формы собственности возможно только за счет собственных средств, на хозяйственной основе. Полный хозяйственный расчет, или в современной терминологии коммерческий расчет, является методом эффективного ведения хозяйства, основанным на соизмерении в денежной форме затрат и результатов хозяйственной деятельности, возмещения расходов собственными доходами. Иными словами, коммерческий расчет – это метод хозяйствования, реализующий на уровне предприятия товарно-денежные отношения.
При коммерческом расчете предприятия реализуют свою продукцию или оказывают услуги за деньги. При этом выручка (доходы) от реализации продукции (услуг) должна покрывать все затраты, связанные с производством и сбытом продукции (оказанием услуг), и обеспечивать получение прибыли в достаточном размере. Прибыль используется для дальнейшего развития предприятия, экономического стимулирования его коллектива, для удовлетворения потребностей всего общества (направляется на общегосударственные нужды в виде налогов и отчислений).
Механизм коммерческого расчета состоит из отдельных элементов (принципов). Основополагающим элементом (принципом) коммерческого расчета является хозяйственная самостоятельность предприятия. Для осуществления своей деятельности хозрасчетные предприятия используют обособленную часть общенародной собственности. Они имеют возможность проявлять широкую инициативу для наиболее рационального использования производственных фондов, повышения их рентабельности и фондоотдачи. В современных условиях, при наличии конкурентной борьбы за рынки сбыта производимой продукции (работ, услуг), хозяйственная самостоятельность предприятий-товаропроизводителей является естественным и обязательным элементом их хозяйственной и коммерческой деятельности, их существования.
К важнейшим и определяющим принципам коммерческого (хозяйственного) расчета относится принцип самоокупаемости и рентабельности. Самоокупаемость и рентабельность – необходимые и обязательные составляющие самофинансирования. Под самофинансированием понимается самоокупаемость всех без исключения затрат как текущих, в большинстве своем включаемых в себестоимость, так и единовременных – на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение предприятий и т.п. В современных условиях хозяйствования для обеспечения непрерывного финансирования капиталовложений значительная часть прибыли остается у предприятий, что обеспечивается налоговым методом распределения прибыли.
Принцип экономической ответственности перед потребителем за количество и качество продукции (работ, услуг), своевременность ее поставки (выполнения), перед поставщиками, банками, государством, по иным принятым или установленным обязательствам – неотъемлемый элемент хозяйственно-коммерческой деятельности предприятия. Без взаимной и жестко соблюдаемой экономической ответственности невозможны рыночные отношения.
Коммерческий расчет подразумевает соизмерение затрат и результатов хозяйственной деятельности в стоимостном выражении, т.е. наличие принципа "контроля рублем".
Хозяйственный расчет, таким образом, в условиях рыночных отношений является модификацией коммерческого расчета, реализуемого на уровне структурных подразделений предприятия.
На транспорте так же, как и в других отраслях экономики, коммерческий (хозяйственный расчет) организуется исходя из его основополагающих принципов с учетом специфических условий работы предприятий отдельных видов транспорта.
Организационные формы коммерческого (хозяйственного) расчета на водном транспорте зависят от характера производства, технико-экономических измерителей, системы показателей и учета производственно-финансовой деятельности предприятий и их подразделений.
Основным производственным эксплуатационным хозрасчетным звеном является пароходство с входящими в его состав транспортными предприятиями–портами.
Пароходство имеет устав, устанавливающий его ведомственную принадлежность и структуру, компетенцию руководителей, права и обязанности предприятия как юридического лица, взаимоотношения с вышестоящим органом – Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Пароходство имеет уставный фонд в виде основных и оборотных средств, свою работу оно организует на основе долгосрочных и краткосрочных бизнес-планов, обладает оперативно-хозяйственной самостоятельностью в распоряжении средствами, пользуется кредитами банка, имеет законченную систему учета и отчетности, составляет самостоятельный бухгалтерский баланс, несет материальную ответственность за выполнение договорных обязательств, за рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
В составе пароходства на внутреннем хозяйственном расчете находятся его филиалы–порты. Внутренний хозяйственный расчет связывает порты-филиалы и пароходство в единый воднотранспортный комплекс в целях обеспечения достижения конечных результатов – обеспечения качественных перевозок грузов и пассажиров, выполнения иных транспортных услуг. Предпосылками организации внутреннего (внутрипроизводственного) хозрасчета являются наличие планирования, учета и стимулирования деятельности каждого подразделения предприятия.