Иван тихонович посошков (1652 -1726)

Иван Посошков происходил из оброчных крестьян. В сохранившихся документах он фигурирует то как бывший крестьянин ремесленник, то как купец, то служилый человек. Впоследствии Посошков стал довольно богатым человеком. Судя по завещанию, ему принадлежало несколько дворов с крепостными, большое количество земли, два дома в Петербурге и т. п.

Посошков был талантливым самоучкой в науке. В 1742 г он завершил главный труд своей жизни «Книгу о скудости и богатстве», которая увековечила его имя. Эта работа при жизни автора не была напечатана, но имела хождение в узком кругу в рукописном виде. За год до смерти, т. е. в 1725 году. Посошков был арестован агентами тайной канцелярии. Этот арест предположительно, был связан с его «Книгой о скудости и богатстве», так как из документов явствует, что он был привлечен к ответственности не по уголовному, а «по важному секретному государственному делу» Закончил свои дни Посошков в застенках Петропавловской крепости, где и был тайно похоронен. Сама книга была опубликована лишь через 100 лет, в 1842 году. Историком Погодиным

«Книга» состоит из девяти глав и представляет собой своего рода энциклопедию недостатков в стране и рецептов по их устранению. Накопив огромный жизненный опыт, обладая «предельной горячностью», Иван Тихонович дает систему обоснованных практических мероприятий по усовершенствованию ведения государственных дел в различных областях общественной жизни. Отражая особенности русского меркантилизма, Посошков признавал получение прибыли не только от внешней торговли, но и внутри страны от производства. Он полагал, что «дела будут отправляться поспешнее», если станет возможным наем работников по сдельной оплате («по заделию»), а причину отсталости России видел в жестокой эксплуатации крестьянства. «Скудость» автор находил и в медленном росте промышленности, и в неразвитости торговли и финансов, и в слишком уж высоких налогах.

Посошков был решительным сторонником строгой регламентации хозяйственной жизни. Из его многочисленных мер, необходимых

для улучшения экономического положения в стране, назовем две:

заставлять всех людей работать, причем работать производительно, уничтожать праздность во всех ее видах;

— решительно бороться с непроизводительными затратами, осуществлять строжайшую экономию во всем, бороться с роскошью, излишествами в жизни людей.

Приведенные рекомендации значительно отличаются от рекомендаций классических меркантилистов Западной Европы, которые источником богатства считали торговлю. Посошков, опережая на целый век классиков буржуазной политэкономии, связывает источник богатства с трудом. Причем каждый должен не просто трудиться, но и производить «прибыток», т. е. прибыль.

Выступая за абсолютную монархию. Посошков весьма своеобразно высказывался о крепостном праве (идея «мягкого крепостничества»). Согласно его общим представлениям о самодержавной власти, крестьянские повинности по отношению к помещикам должны регулироваться государем. Он полагал, что крепостные находятся во власти своих господ только временно, а власть государя над ними вечна. Поэтому помещики владеют крестьянами в качестве уполномоченных самодержца. Государство может в любой момент лишить их этого полномочия. Такая трактовка крепостного права вряд ли устраивала защитников крепостничества, и, видимо, это и явилось причиной ареста и гибели Посошкова. Участь идей, опережающих свое время, в России всегда была одинаковой.

Физиократы

Физиократы — это школа французских экономистов второй половины XVIII в. — кануна первой буржуазной революции во Франции. Физиократия (от греч. «физио» — природа и «кратос» — власть) означает «власть природы». Главной заслугой физиократов является то, что в отличие от меркантилистов источником богатства они считали не торговлю, а производство. В связи с этим они исследовали не сферу обращения, а сферу производства, но ограничивались только сельским хозяйством.

В XVIII в. почти ничего не осталось от успехов, достигнутых Францией в XVII в. В области как торговой, так и завоевательной политики Франция оказалась у разбитого корыта: все завоевания были отняты, созданные колонии захвачены более счастливой соперницей — Англией. Военная мощь — серьезный аргумент во внешней политике — была значительно ослаблена. Все более обострялись противоречия между торгово-промышленной буржуазией и высшим дворянством и духовенством. Французский абсолютизм пытался удовлетворить и буржуазию и знать. Для первой создавались благоприятные условия торговли на внешнем рынке; для второй — пышный, вечно веселящийся Версаль. И то и другое делалось за счет бесправного народа, и в первую очередь, за счет крестьянства. Налоги, подати, тяжелые феодальные повинности стали совершенно не под силу крестьянству. Почти все повинности переводились на денежное обложение, а цены на сельскохозяйственные продукты искусственно удерживались на низком уровне: вывоз сырья и хлеба запрещался, а ввоз их в страну был свободен. Хотя к этому времени в некоторых районах (Нормандия, Пикардия, Иль-де-Франс и др.) стало развиваться капиталистическое фермерство. В основном французское сельское хозяйство — основная отрасль экономики — находилось в полнейшем упадке и оставалось феодальным.

Попытка вывести Францию из общеэкономического, и финансового тупика, в котором она оказалась в XVIII в., была предпринята и обоснована в теории физиократов. Физиократы (маркиз Мирабо, Пьер де Ривьер и др.) выделились как своеобразная группа мыслителей-экономистов, по своей методологии и типу мышления примыкавшая к французским просветителям XVIII в. Подобно последним, физиократы — это, прежде всего, рационалисты и сторонники «естественного порядка». Красной нитью через всю теорию физиократов проходит идея экономической свободы (1ак5ег Га1ге), которую физиократы активно проповедуют.

Лозунг экономической свободы был сформулирован еще до физиократов маркизом д'Аржансоном (1694—1757), который принадлежал к французской аристократии и одно время был министром иностранных дел при Людовике XV. Будучи по своим убеждениям республиканцем и федералистом, к государству он предъявлял лишь следующие требования: «Хороший суд, подавление монополии, одинаковая для жителей защита, не изменяющиеся в своей ценности деньги». А все остальное должно быть предоставлено инициативе отдельных индивидуумов. Однако серьезное теоретическое обоснование этих идей с позиции просветительской философии дали физиократы. Именно они противопоставили меркантилистской концепции, как неестественной и неразумной, свою концепцию, отвечающую, по их мнению, требованиям разума и природы человека.

Основоположником физиократической системы по праву считаетсяФрансуа Кенэ.

Методология Кенэ

Врач Кенэ подходит к обществу, как к живому организму, и различает в нем два состояния: здоровое, нормальное, и болезненное, ненормальное. Отсюда к обществу приме-

Наши рекомендации