Понятие и показатели финансовых результатов деятельности промышленного предприятия
Обобщающим результативным показателем производственно-финансовой деятельности промышленного предприятия и источником финансовых накоплений является прибыль. В экономической литературе приводится много убедительных доказательств важной роли прибыли как показателя, который выражает долгосрочные цели развития хозяйственной деятельности предприятия, достигнутый эффект выступает стимулом к повышению результативности работы, основой расширенного воспроизводства.
Анализ опыта российских промышленных предприятий свидетельствует, что они при определении цен на продукцию, производимую на предприятиях, используют различные методы:
♦ при расчете цен многие предприятия используют затратный механизм ценообразования: цены формируются без учета рыночных цен исходя из полной себестоимости и нормы прибыли (в процентном отношении к себестоимости или на вложенный капитал).
Формула этого расчета может быть представлена в следующем виде:
.
Это традиционный метод, который в нашей стране всегда широко использовался;
♦ другой подход называется рыночным (так как в этом случае прибыль формируется рынком), и он может быть выражен следующей формулой:
.
В этом случае имеет место ориентация на покупательский спрос продукции, выпускаемой предприятием (чем выше спрос, тем выше цена продукции, и наоборот, в результате чего при неизменной себестоимости продукция продается по разным ценам в зависимости от места и времени продаж). Этот подход называется рыночным, так как цена определяется рынком, а затраты предприятия должны окупаться не за счет прибавления к ним определенной нормы прибыли, а за счет улучшения качества продукции, увеличения объема продаж, снижения расходов и затрат, т. е. за счет интенсификации деятельности предприятия;я
♦ использование среднеотраслевых цен;
♦ ориентация на цены продукции, выпускаемой предприятием-конкурентом (ценового лидера).
В процессе организации сбыта продукции в условиях рыночной ориентации уровень цены определяет возможный объем продаж и, соответственно, возможный объем производства. При этом необходимо учитывать, что рост объема выпуска продукции снижает долю постоянных затрат, приходящихся на одно изделие, и влияет на снижение себестоимости единицы продукции. Затратный же метод ценообразования влечет за собой опасность серьезных финансовых просчетов. Это вытекает из того, что себестоимость изделия соответствует лишь определенному его объему выпуска и продаж. Каждое предприятие должно первоначально прогнозировать уровень цены нового изделия, которую можно получить на рынке, а затем определять объем его производства и рынки сбыта. Одновременно следует добиваться того уровня затрат на производство продукции предприятия, который сможет обеспечить ему достижение желаемых финансовых результатов при сбыте своей продукции.
Промышленное предприятие должно стремиться к проведению активной политики в сфере ценообразования. Для этого необходимо при установлении цен на продукцию, выпускаемую предприятием, учитывать влияние следующих факторов:
♦ уровень потребительского спроса на данную продукцию;
♦ эластичность спроса на эту продукцию;
♦ оценку реакции рынка на изменения выпуска предприятием этой продукции;
♦ меры государственного регулирования ценообразования, разработанные по данной продукции;
♦ сложившийся уровень цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов в среднем и по отрасли.
При этом следует:
♦ устанавливать такие цены, которые могут обеспечить реализацию продукции;
♦ определять объемы реализации продукции, возможные при данных ценах;
♦ устанавливать объемы производства продукции, которые необходимы при таких объемах реализации;
♦ рассчитывать средние затраты, которые соответствуют данным объемам производства;
♦ устанавливать рентабельность продукции к затратам и активам предприятия, которые могут быть достигнуты при избранных ценах и установленных (достигнутых) объемах производства.
При оценке активной политики предприятия ее признают успешной, если она позволяет восстановить и улучшить позицию предприятия на конкурентном рынке этого вида продукции (внутреннем или внешнем) и увеличить чистую прибыль предприятия.
Особое значение при определении типа ценовых политик и стратегий, имеют маркетинговые исследования, которые обосновывают для предприятия следующие виды стратегий: проникновение на новый рынок продукции; развитие рынка продукции, выпускаемой предприятием; сегментация рынка продукции (т. е. выделение из общей массы покупателей их отдельных групп, различающихся требованиями к свойствам продукции и чувствительностью к уровню ее цены); разработка новых видов продукции или модернизация уже существующей для завоевания новых рынков.
Главный недостаток плановых цен — игнорирование зависимости объема продаж от цены. В процессе анализа расходов на продажи было показано, что нужно сконцентрировать внимание на экономических последствиях различных ценовых стратегий.
При разработке ценовой политики и стратегии перед предприятиями стоят такие задачи: определить оптимальную величину затрат на производство и сбыт продукции, которые позволят обеспечить получение прибыли при сложившемся уровне цен на рынке, установить полезность продукции предприятия для потенциальных покупателей (потребительские свойства) и определить меры по обоснованию соответствия уровня запрашиваемых цен на продукцию их потребительским свойствам и найти величину объема продаж продукции или долю рынка для предприятия, при которых его производство наиболее прибыльно.
Ценовая политика предприятия должна быть направлена на достижение следующих целей:
♦ максимизация рентабельности продаж, т. е. отношение прибыли (в процентах) к общей величине выручки от продаж;
♦ максимизация рентабельности чистого собственного капитала предприятия (отношение прибыли к общей сумме активов по балансу за вычетом всех обязательств);
♦ максимизация рентабельности всех активов предприятия (отношение прибыли к средней сумме активов по балансу);
♦ стабилизация цен, прибыльности и рыночной позиции, т. е. доли предприятия в общем объеме продаж на данном товарном рынке (особое значение эта цель имеет для предприятий, действующих на рынке, где любые колебания цен порождают существенные изменения объема продаж);
♦ достижение наиболее высоких темпов роста продаж.
Из всех видов прибыли необходимо обратить внимание на наиболее значимые. Прибыль (убыток) от продаж называется операционной. Она характеризует, какой результат имеет предприятие от сбыта продукции, без учета всех других факторов.
Другой важный показатель — это налогооблагаемая прибыль, которая определяется исходя из прибыли от продаж, ее изменений, связанных с различными операционными доходами и расходами, участием в деятельности других предприятий и с внереализационной деятельностью.
Целью финансово-хозяйственной деятельности предпрития и его собственников является получение чистой прибыли. Для достижения этой цели собственники вкладывают свой капитал, привлекают заемные средства и организуют хозяйственно-финансовую деятельность наиболее рационально и экономно.
Для оценки хозяйственно-финансовой деятельности, анализа результативности и эффективности производства отдельных видов и всей продукции используют показатели (коэффициенты) рентабельности. Основным принципом расчета этих показателей эффективности является сопоставление определенных видов прибыли с объемами продаж и производства, используемыми ресурсами и затратами (себестоимостью). При расчете показателей отношения умножают на 100.
Эти показатели (коэффициенты) рентабельности используют для оценки интенсивности ресурсов, позволяют судить о способности организации получать доходы и прибыль. Они (коэффициенты) отражают как финансовое положение организации, так и эффективность управления хозяйственной деятельностью, имеющимися активами и вложенным собственным капиталом. Одновременно изучают и такие показатели:
Срок окупаемости капитальных вложений =
= Объем капитальных вложений в предстоящем (отчетном) году :
: (Чистая прибыль + Амортизация за соответствующий период).
Коэффициент эффективности = (Чистая прибыль + Амортизация) :
: Объем капитальных вложений за год.
Эти показатели позволяют оценить, насколько эффективны вложения в увеличение активов.
Одним из важных комплексных показателей, позволяющих оценивать результаты основной деятельности предприятия, является показатель рентабельности активов. Он исчисляется по следующей формуле:
Рентабельность активов =
= [Операционная прибыль (прибыль от продаж) : Средняя сумма активов] х 100.
Для оценки влияния различных факторов на рентабельность активов можно использовать другую формулу:
Рентабельность активов = [Рентабельность продаж х
х Оборачиваемость активов] х 100
В данном случае средняя сумма активов представляет совокупный капитал предприятия.
Для оценки рентабельности производства в научных работах предлагается использовать показатель рентабельности производства. Он исчисляется по следующей формуле:
Рентабельность производства = (Чистая прибыль + Амортизация) : Активы.
В данном случае учитывается, что для финансирования развития хозяйственной деятельности используется не только чистая прибыль, но и средства от начисленной амортизации. Этот показатель оценивает возможности организации по финансированию развития за счет собственных средств, эффективность использования активов.
Другой важный показатель — рентабельность собственного капитала (Р ):
;
;
.
где Р — рентабельность продаж — маржа (отношение прибыли от продаж (чистой) к объему продаж);
ОА — оборачиваемость активов;
Т — отношение активов к собственному капиталу (финансовый леверидж).
Рск называют рентабельностью чистого или акционерного капитала. Этот показатель отражает, как вознаграждаются акционеры в течение года. На показатель рентабельности собственного капитала обращают внимание все: аналитики, кредиторы, руководители (менеджеры компании), акционеры. Важно добиваться положительной динамики этого коэффициента.
Следующий важный показатель оперативной деятельности предприятия — рентабельность чистых активов. Он характеризует тот возврат, который генерируется фондами (собственным капиталом и кредитами), используемыми в хозяйственной деятельности (в бизнесе). Через него проявляется взаимосвязь баланса и отчета о прибылях и убытках. Он исчисляется по следующей формуле:
Рентабельность чистых активов = (Операционная прибыль : Чистые активы) х х 100.
Чистыми активами называется разность между суммой всех активов и текущими обязательствами. Эта величина показывает, какими активами может располагать предприятие за счет постоянного капитала. Данная категория (чистые активы) используется при анализе долгосрочной эффективности деятельности предприятия.
Здесь очень важно подчеркнуть, что рентабельность чистых активов — основной производственный показатель, который характеризует, насколько эффективно используется инвестированный капитал, какую он дает прибыль. В этом показателе отражается взаимосвязь производственной деятельности с финансовой и инвестиционной.
Для комплексной оценки эффективности использования оборотных средств учитывают показатель рентабельности текущих активов:
Рентабельность текущих активов = (Операционная прибыль :
:Средняя величина текущих активов) х 100;
Рентабельность текущих активов = (Рентабельность продаж х