Директива 1994 г. о советах предприятий
• В 1991 г. Европейская комиссия издала проект Директивы, которая требовала от компаний, действующих в странах Европейского союза, с численностью персонала более 1 тыс. чел. и как минимум
24. Взаимоотношения с наемными работниками в странах Западной Европы495
двумя предприятиями в странах ЕС создавать перекрестные группы или общекорпорационные советы предприятий. Руководство компаний обязывалось предоставлять этим советам информацию и проводить консультации с ними по вопросам, касающимся сокращения рабочих мест, внедрения новых технологий, а также изменений рабочей практики. Британское правительство наложило вето на это предложение, но затем 11 тогдашних стран — членов ЕС приняли решение продолжить подготовку Директивы на основе процедур, предусмотренных Маастрихтским протоколом, принятым в декабре 1991 г. Далее Великобритания воспользовалась правом устраниться от дальнейшей работы над Директивой, и к моменту принятия Директивы в 1994 г. ее требования не распространялись на Великобританию. Однако следует обратить внимание, что британские транснациональные компании, имеющие большой штат сотрудников в дочерних компаниях, расположенных в любых двух из прочих 14 стран — членов ЕС, а также в Исландии и Норвегии, все равно должны выполнять требования Директивы в отношении своих хозяйственных операций в этих странах. После смены правительства в мае 1997 г. британская оппозиция Директиве исчезла и были приняты некоторые меры по применению Директивы в пределах Соединенного Королевства.
Согласно Директиве межгосударственные группы или общекорпорационные советы предприятий должны состоять как минимум из 30 членов и иметь право по крайней мере на одну встречу с руководством в течение года. Еще одна, вторая, встреча может быть созвана в исключительных обстоятельствах. Совет или группа не могут быть созданы против желания работников компании, но если они выразили намерение иметь международный совет предприятия, а руководство компании не ответило на письменный запрос о создании такого совета, может быть запущен механизм судебного разбирательства, которое заставит руководство компании выполнить это требование.
Положения Директивы применимы к следующим компаниям:
• хозяйственные предприятия в масштабе ЕС с численностью персонала не менее 1 тыс. работников в пределах ЕС и не менее 150 работников в двух странах — членах ЕС;
• группы хозяйственных предприятий в масштабе ЕС, т.е. группы, контролируемые единым владельцем и имеющие как минимум 1 тыс. работников в пределах ЕС, а также обладающие как минимум двумя хозяйственными предприятиями с численностью персонала не менее 150 работников в отдельных странах — членах ЕС.
Международный опыт
Сущность, состав и порядок действий европейского совета предприятия должны быть закреплены в письменном соглашении между руководством компании и «специальным переговорным органом» (СПО), избираемым представителями работников и имеющим в своем составе как минимум одного представителя работников из каждого государства ЕС, в котором действует компания. Переговоры должны вестись в течение шести месяцев с момента запроса со стороны СПО, а совет должен быть организован в течение последующих трех лет. Процесс создания совета предприятия начинается с момента получения центральным руководством компании письменного требования о создании совета предприятия, подписанного как минимум 100 работниками или их представителями не менее, чем из двух стран ЕС (или Норвегии и/или Исландии).
В письменном соглашении должны быть оговорены пределы действия полномочий совета, число входящих в него членов и срок их пребывания в должности, порядок выборов совета, механизм консультационной деятельности, имеющиеся в распоряжении совета средства, а также помощь, оказываемая совету центральным руководством компании (закон требует, чтобы подобная помощь имела соответствующие пределы). Членам совета на основном месте работы предоставляется оплаченное время для участия в совещаниях совета. Консультации должны быть своевременными и сопровождаться рассмотрением отчетов, подготовленных центральным руководством компании. Однако предусматривается возможность сокрытия от совета информации конфиденциального характера, разглашение которой могло бы нанести существенный ущерб бизнесу компании. А вопрос о том, нанесет ли разглашение конкретной информации ущерб хозяйственной деятельности компании, может быть оспорен в судебном порядке. Все члены совета обязаны не разглашать информацию конфиденциального характера. Совет имеет право на профессиональную помощь по собственному выбору, причем оплачивает эту помощь центральное руководство. Если рабочий коллектив предпочитает не иметь совета предприятия, представители коллектива все равно должны быть проинформированы о любом предложении руководства, которое может иметь серьезные последствия для работников более чем в одной стране ЕС, в особенности, если речь идет о слиянии, перемещении, планируемом сокращении штата и намеренном закрытии предприятий компании, об организационных изменениях и/или о внедрении существенно новых технологий или методов работы.
24. Взаимоотношения с наемными работниками в странах Западной Европы497
НАЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ
Бельгия и Франция
Разнообразие подходов к трудовым отношениям в разных странах ЕС можно проиллюстрировать путем сопоставления систем их регулирования. Например, в Бельгии регулирование трудовых отношений при помощи законодательства достигает крайне степени. В этой стране трудовые отношения характеризуются как высокоразвитые, сложные и в целом стабильные. В стране существует Всеобщая федерация труда Бельгии, в состав которой входят представители ассоциаций работодателей и профсоюзов, а также независимый председатель, который осуществляет контроль за национальными коллективными трудовыми договорами и консультирует министра труда по вопросам трудовых отношений. Профсоюзы считаются хорошо развитыми, они объединяют подавляющее большинство рабочей силы Бельгии. Каждая из двух основных конфедераций профсоюзов страны (социалистическая и христианско-демократическая) построены по отраслевому принципу, существующие запреты на забастовки, пикеты или применение других мер воздействия незначительны, за исключением жизненно важных государственных служб. Участники забастовок могут быть уволены, если получили уведомление в установленном законом порядке или вместо него компенсацию. Закон не требует обязательного проведения голосования по вопросу проведения забастовки, но на практике оно неизменно проводится.
Трудовые отношения во Франции характеризуются ожесточенным соперничеством между профсоюзами (французские рабочие, как правило, выбирают профсоюз в зависимости от его политической или религиозной ориентации, а не по профессиональному критерию), которое, как иногда предупреждают, ослабляет позиции профсоюзов перед лицом руководства компаний. Во Франции тред-юнионизм начал развиваться значительно позже, чем в Великобритании. Профсоюзному движению Франции не удалось достичь организационного единства, французские профсоюзы разделены на несколько политических федераций. Это значительно ослабляет их возможности совместных действий или оказания влияния на общенациональные институты власти (за некоторыми значительными исключениями). Работодателям практически всегда удается выбрать то объединение профсоюзов, с которым им легче договориться.
Международный опыт
Германия
В Германии насчитывается менее 20 основных профсоюзов, которые координируют свои действия и политику через Объединение немецких профсоюзов (Deutscher Gewerkschaftsbund, DGB). DGB располагает собственным штатом постоянных высококвалифицированных работников и характеризуется огромным административно-бюрократическим аппаратом. DGB не финансирует политических партий, имеет связи с Социал-демократической партией, но также поддерживает тесные отношения с правоцентристским Христианско-демократическим союзом. Профсоюзы созданы по профессиональному принципу, в них представлены все профессии и ранги в пределах соответствующей отрасли. В стране было два профсоюзных движения. Первое возникло как следствие индустриализации Германии в середине XIX в., второе — после Второй мировой войны, когда под давлением союзников была реформирована вся национальная система заключения коллективных трудовых договоров. Послевоенный подход Германии к трудовым отношениям характеризуется признанием капитала и труда социальными партнерами; между ними возникло широкое сотрудничество (в некоторых случаях требуемое законодательством). Переговоры на уровне всего предприятия осуществляются советом предприятия. Соглашения по вопросам заработной платы и условия работы, оговоренные этими соглашениями, приобретают силу закона.
Более 80% представителей работников в составе советов предприятий являются также представителями профсоюзов, так что взаимоотношения руководства и профсоюзов изначально регулируются на заседаниях совета предприятия. Совет предприятия имеет право подавать в местный суд по трудовым спорам для разрешения спора, но не имеет права созывать забастовку. В крупных организациях интересы работников, проходящих профессионально-техническое обучение, представляют специальные органы, которые подотчетны непосредственно
совету предприятия.
Законодательство Германии по вопросам труда несколько ограничивает действия профсоюзов против работодателей. Забастовка только в том случае считается законной, если исчерпаны и не принесли результата все прочие средства разрешения трудового конфликта. Предусмотрено проведение голосования по вопросу забастовки, на котором должно быть получено существенное большинство голосов в ее пользу (существенное — это, как правило, 75%, или же то, которое предусмотрено уставом данного профсоюза). Политические забастовки, т.е. забастовки, не связанные с проблемами, которые определяются коллективным трудовым договором, считаются незаконными, так же как
24. Взаимоотношения с наемными работниками в странах Западной Европы499
и те, которые направлены на причинение ущерба «общим социальным благам». Если сделка заключена, она автоматически становится законно обязательной на период времени, определенный в соглашении, так что забастовки в указанный период, направленные на нарушение сделки, уже сами по себе являются незаконными.
Преимущества германской системы в области трудовых отношений заключаются в следующем.
(а) Работодатель по традиции имеет дело только с одним профсоюзом, ускоряя тем самым процесс заключения коллективного трудового договора.
(б) Имеется множество механизмов, способствующих разрешению трудовых конфликтов прежде, чем дело доходит до забастовочного движения.
(в) Общая формализованность системы и наличие большого числа предусмотренных законодательством правил свидетельствуют о ясности ситуации и о том, что обе стороны полностью осведомлены о том, какие действия им разрешено предпринять.
(г) Двусторонние коммуникации между руководством компании и представителями рабочего коллектива создают атмосферу взаимного доверия, что способствует продолжительности трудовых договоров.
Утверждают, что несмотря на то, что проблемы решаются через советы предприятий и систему совместного представительства (такое название получила система за процедуру коллективного принятия решений через советы предприятия и представительство работников в правлении), германская система в целом благоприятствует работодателю и, стремясь обойти профсоюзы, предотвращает всякую возможность мобилизации ими рабочих для прямого открытого противостояния руководству компаний, тем самым, возможно, исподволь подрывая профсоюзное движение. Однако общенациональные забастовки 1992 г. показали, что это предположение может быть и не совсем верным.
Германия была основным сторонником предложения сделать обязательным участие работников в органах руководства европейскими компаниями. Подобная позиция, вероятно, обусловлена тем, что ряд крупных германских компаний являются противниками системы совместного представительства, которой обязаны следовать. А перерегистрация в качестве европейских компаний, в уставе которых не предусмотрено представительство работников в наблюдательных советах, позволила бы руководству крупных компаний избежать системы совместного представительства.
Международный опыт
Австрия
Трудовые отношения в Австрии (часто именуемые как социальное партнерство) характеризуются тесным сотрудничеством между государством, бизнес-ассоциациями и Объединением австрийских профсоюзов. Трудовое законодательство детально регламентирует условия найма и оплаты труда, процедуры разрешения трудовых споров. Каждая австрийская компания с численностью персонала 5 и более человек должна иметь совет предприятия, избираемый всеми работниками на основе пропорционального представительства. Согласно закону совет предприятия имеет право давать консультации и получать всю информацию по всем вопросам, так или иначе затрагивающим наемных работников, а также накладывать вето на предложения руководства, касающиеся сдельной оплаты труда или перевода на менее квалифицированную работу. В дополнение к этому совет предприятия уполномочен заключать соглашения об оплате труда на уровне отдельного предприятия в составе компании. Одна треть мест в наблюдательном совете любой австрийской компании зарезервирована за членами совета предприятия. Коллективный трудовой договор будучи подписанным обеими сторонами приобретает силу и обязательность закона, автоматически распространяется на тех работников предприятия, которые не состоят в профсоюзах.
Характерной особенностью трудового законодательства Австрии является и то, что коллективные трудовые договоры имеют право заключать только те компании, профсоюзы и ассоциации работодателей, которые располагают соответствующим разрешением. Для получения разрешения на заключение коллективного трудового договора профсоюз должен быть независимым от компаний-работодателей. Имеется государственная арбитражная служба. Около 60% мужской части австрийской рабочей силы и около 35% женской состоят в профсоюзах. Однако все организации государственного сектора и около 90% компаний частного сектора находятся в сфере действия коллективных трудовых договоров. В настоящее время сложившаяся в Австрии система трудовых отношений характеризуется гармоничностью отношений между работниками и профсоюзами, и по этой причине забастовки в стране стали большой редкостью.
Скандинавские страны
Рабочая сила Финляндии характеризуется высокой степенью охвата профсоюзами, восемь из каждых десяти наемных работников состоят в независимых профсоюзах. Следует обратить внимание на то, что финские профсоюзы несут частичную ответственность за
24. Взаимоотношения с наемными работниками в странах Западной Европы501
предоставление дополнительных социальных льгот своим членам, создавая тем самым сильный стимул для рабочих вступать в профсоюзы. (Такая же ситуация наблюдается в Норвегии и Швеции, хотя и в меньшем масштабе.) С начала 1970-х гг. для Финляндии был характерен довольно высокий показатель забастовок, гораздо выше, чем в остальных странах Западной Европы. В стране имеется четыре национальные федерации профсоюзов, каждая объединяет ряд отраслевых профсоюзов. Имеется также три крупные ассоциации работодателей, организованные по отраслевому признаку: одна объединяет компании в сфере производства и транспорта, другая — в сфере торговли и услуг, третья — в государственном секторе. Более трех четвертей финских наемных работников заняты в компаниях, состоящих в той или иной ассоциации работодателей. Процесс заключения коллективных трудовых договоров характеризуется централизованностью: представители государства, профсоюзов и ассоциаций работодателей на ежегодной основе заключают пакетные соглашения. Компании, численность персонала которых превышает 150 чел., должны иметь «рабочих директоров».
В Швеции подход к трудовым отношениям основан на компромиссах, добровольном самоограничении и высокой централизации процесса заключения коллективных трудовых договоров. Это обеспечивало длительную стабильность трудовых отношений и практически полное отсутствие забастовок и долгие годы приковывало всеобщее внимание. Однако в последние годы неблагоприятные факторы, в числе которых следует назвать относительно высокий уровень безработицы, привели к: (1) усилению законодательства в области трудовых отношений, (2) децентрализации процесса заключения коллективных трудовых договоров и (3) вмешательству государства в трудовые конфликты.
В Швеции одна из самых высоких в мире плотность профсоюзов: около 85% рабочих физического труда и около 80% «белых воротничков» принадлежат к профсоюзам. В Швеции существует Шведское объединение работодателей и ряд национальных профсоюзных блоков. Крупнейшей организацией профсоюзов является Центральная организация профсоюзов Швеции, которая объединяет только наемных работников частного сектора. В дополнение к ней имеется и Центральная организация профсоюзов служащих, а также две федерации профсоюзов, объединяющие работников государственного сектора, и две федерации профсоюзов, в которые входят работники местных органов власти.
Шведское законодательство вынуждает компании информировать своих работников о планах важных изменений и обсуждать их с
Международный опыт
профсоюзами (несмотря на то, что руководство компаний сохраняет за собой право принятия окончательных решений). Любая шведская компания, численность персонала которой превышает 25 чел., должна назначить двух представителей профсоюзов в состав совета директоров, Кроме того, в Швеции обязательным является представительство работников в совете директоров центральных и региональных агентств, уполномоченных разрешать проблемы в области трудовых отношений. Рабочие директора могут и не принимать участия в процессе заключения коллективного трудового договора или в переговорах по урегулированию трудовых споров, они также не получают вознаграждения за свое «директорство» (кроме, конечно, покрытия связанных с выполнением этой работы расходов). Шведское законодательство обеспечивает гарантию занятости наемным работникам.
(а) Рабочий не может быть уволен без объективной причины (которой не может быть болезнь, умственная или физическая неполноценность).
(б) Отбор кандидатур для увольнения по сокращению штатов должна основываться на принципе last-in first-out — последним принят, первым уволен.
(в) Рабочие, которые полагают, что они были несправедливо уволены, могут сохранить за собой рабочее место до того момента, пока суд не огласит своего решения.