Эластичность предложения. Тема 5. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тема 5. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Эластичность спроса
Эластичностью называют меру реакции одной величины на изменение другой.
Товары отличаются между собой степенью изменения спроса под воздействием того или иного фактора (цены товара, цен на другие товары, доходов потребителей и т. д.). Степень реакции спроса на эти факторы поддается количественному измерению с помощью коэффициента эластичности спроса (ЕD).
Мера реакции спроса на данный товар или услугу, вызванная изменением цены этого товара или услуги, называется ценовой эластичностью спроса.
Ценовая эластичность показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1%. В качестве критерия, разграничивающего спрос по эластичности, принимается коэффициент единичной эластичности Epd=1 (рис. 6). Единичная эластичность означает, что при увеличении (сокращении) цены на 1% величина спроса также изменяется на 1%. Спрос эластичен, если коэффициент эластичности больше единицы (Epd>1) и неэластичен, если значение коэффициента меньше единицы (Epd<1).
Информация об эластичности спроса позволяет определить направление изменения выручки от продаж, которая определяется как произведение цены одной единицы товара на количество реализованной продукции: Y=P Q.
Рассмотрим три случая эластичности спроса по цене.
1. Если спрос эластичен, то при увеличении цены общая величина выручки сокращается, за счет того, что потери связанные с сокращением объема продаж превышают дополнительный доход, связанный с ростом цен. При снижении цены выручка, напротив, растет. Это наглядно иллюстрирует график на рис. 1. Объем выручки от продаж до и после понижения цены определяем как P1 Q1 и P2 Q2. На графике объем выручки выражается площадью соответствующих прямоугольников. Как видим, площадь прямоугольника P1ABP2 (потери от снижения цены) существенно меньше площади прямоугольника ВСQ2Q1.
2. Соответственно, при единичной эластичности спроса изменение цены товара/услуги не влияет на объем выручки (рис. 2).
3. Если спрос неэластичен по цене, то увеличение цены вызовет рост выручки и наоборот (рис. 3).
Факторы эластичности спроса:
1. Ценовая эластичность тем выше, чем больше заменителей имеется у товара.
2. Значимость блага для потребителя. На товары первой необходимости спрос неэластичен.
3. Удельный вес в расходах. Чем он выше, тем эластичнее спрос.
|
|
|
Именно знание об эластичности спроса позволяет прогнозировать поведение субъектов рынка. Так, на рынке медикаментов требуется ограничение свободы ценообразования со стороны продавцов, так как лекарства относятся к товарам первой необходимости, спрос на них по цене неэластичен, то есть слабо чувствителен к колебаниям цен. Объем продаж изменяется в меньшей степени, чем цена. Это может подтолкнуть продавцов к безудержному росту цен на такой социально значимый товар, как медикаменты.
Выделяют еще два крайних случая эластичности спроса: совершенно неэластичный и совершенно эластичный спрос. В первом случае совершенная неэластичность спроса означает, что объем спроса не зависит от цены (Epd=0). Такое возможно, если потребитель зависит от конкретного объема определенного блага, например, лекарства. Кривая спроса в этом случае будет представлять собой вертикальную линию.
Совершенно эластичный спрос имеет место на рынке совершенной конкуренции. На таком рынке товар реализуется по цене, устанавливаемой рынком, то есть продавцы не могут манипулировать ценами. Следовательно, попытка продать товар по цене выше той, что сложилась на данный момент, потерпит неудачу. Кривая совершенно эластичного спроса представляет собой горизонтальную линию, параллельную ординате.
При измерении эластичности спроса рассматривается не абсолютные, а относительные изменения:
Если есть абсолютное изменение цены ( ), – абсолютное изменение величины спроса ( ), то и – относительные изменения цены величины спроса.
Отсюда коэффициент ценовой эластичности Еpd определяется по формуле:
.
Это так называемая точечная эластичность. Она обратно пропорциональна тангенсу угла касательной с горизонтальной осью. Формула показывает, что коэффициент эластичности зависит не только от соотношения прироста цены и объема спроса, но и от фактического значения Р и Q. Следовательно, коэффициент ценовой эластичности будет отличаться на разных точках кривой спроса. Кроме того, при подсчете имеет значение направление изменения цены.
Во избежание двусмысленности рассчитывают так называемую дуговую эластичность, как отношение относительного изменения среднего объема спроса к относительному изменению средней цены:
.
При этом минус (поскольку цена и объем спроса находятся в обратной зависимости), не имеет значения, так как берется значение коэффициента по модулю.
Эластичность спроса по доходу –это мера реакции величины спроса на изменение величины дохода (Y) потребителей:
.
В зависимости от значения коэффициента различают «низшие» товары ( ) и «нормальные» товары ( ). «Нормальные» товары относятся к предметам первой необходимости ( ) и предметам роскоши ( ). (4)
Коэффициент перекрестной эластичностихарактеризует степень реакции объема спроса на один товар (А) при изменении цены другого товара (В):
.
Величина коэффициента зависит от того, в каком соотношении находятся эти товары. Они могут быть взаимозаменяемыми ( ), взаимодополняющими ( ) и нейтральными ( ). Например, коэффициент перекрестной эластичности автомобилей относительно бензина меньше единицы, так как эти блага являются взаимодополняемыми. Это означает, что при увеличении цен на бензин, на автомобильном рынке при прочих равных условиях следует ожидать снижения спроса.
Эластичность предложения
Эластичность предложения характеризует реакцию величины предложения на изменение цены товара/услуги. Коэффициент эластичности предложения (Еps) рассчитывается аналогично коэффициенту эластичности спроса по цене.
При Еps>1 предложение эластично, то есть изменяется в большей мере, чем цена. При Еps<1 предложение неэластично, то есть изменяется в меньшей степени, чем цена. Коэффициент эластичности предложения всегда имеет положительное значение, так как между ценой и величиной предложения существует прямая зависимость. Отсюда цена и объем выручки изменяются в одном направлении.
Если на изменения цены спрос может реагировать практически мгновенно, то для изменения величины предложения требуется время. В этой связи выделяют три временных периода:
1. В краткосрочном периоде предложение совершенно неэластично по цене (Еps=0);
2. В среднесрочном периоде предложение неэластично по цене (Еps<1), то есть изменяется в меньшей степени, чем цена;
3. В долгосрочном периоде степень изменения величины предложения выше, чем цены (Еps>1).
|
|
|
Помимо фактора времени на ценовую эластичность предложения влияют:
1. Степень загруженности производственных мощностей. Как правило, предприятия имеют определенный резерв мощностей, что позволяет в случае необходимости увеличить объемы производства. Если же отрасль работает на пределе производственных возможностей, то дальнейшее расширение предложения становится возможным только за счет создания дополнительный мощностей и новых предприятий, что требует существенно большего времени.
2. Тип производимого товара или услуги. Например, на рынке образовательных услуг расширение спроса на новые профессии ведет к увеличению предложения специалистом только через несколько лет – после окончания их обучения.
3. Величина запасов готовой продукции.
Контрольные задания
Тесты
А1. При каком значении ценовой эластичности понижение цены вызовет снижение выручки?
1) 1,2;
2) 2,7;
3) 0,7;
4) 1.
А2. При снижении цены на товары с единичной ценовой эластичностью выручка продавца:
1) увеличивается;
2) остается неизменной;
3) может как увеличиться, так и сократиться;
4) снижается.
А3. Для потребителей со средним достатком спрос на товар более эластичен по цене, если:
1) у него имеются заменители;
2) товар является предметом первой необходимости;
3) он относится к предметам роскоши;
4) расходы на него составляют малую долю в совокупном доходе потребителя.
А4. Назовите товар, спрос на который будет наиболее эластичен по доходу:
1) картофель;
2) говядина;
3) бензин;
4) путешествия за границу.
А5. Кривая абсолютно неэластичного спроса представляет собой:
1) вертикальную линию;
2) горизонтальную линию;
3) линию с отрицательным наклоном;
4) линию с положительным наклоном.
А6. Если цена товара выросла с 15 руб. до 20 руб., а объем спроса сократился с 1000 до 900 единиц, то такой спрос:
1) неэластичен;
2) эластичен;
3) единичной эластичности;
4) этих данных не достаточно.
А7. Верны ли следующие суждения о перекрестной эластичности?
А. Коэффициент перекрестной эластичности характеризует степень реакции объема спроса на один товар при изменении цены другого товара.
Б. Коэффициент перекрестной эластичности автомобилей относительно бензина меньше единицы
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
А8. Коэффициент эластичности спроса по доходу на предметы роскоши:
1) меньше нуля;
2) равен нулю;
3) больше нуля, но меньше единицы;
4) больше единицы.
А9. На ценовую эластичность предложения влияет:
1) фактор времени;
2) степень загруженности мощностей;
3) величина запасов готовой продукции;
4) все ответы верны.
А10. Верны ли следующие суждения об эластичности предложения?
А. Эластичность предложения зависит от временного фактора.
Б. В краткосрочном периоде предложение эластично.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.