Дипломатические приемы
Прием в честь или с участием иностранных представителей называется дипломатическим.
Дипломатический протокол - совокупность общепринятых правил, традиций и условностей, соблюдаемых правительствами, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами и официальными лицами в международном общении.
Основным документом, определяющим нормы международных контактов, в настоящее время является Венская конвенция о дипломатических отношениях.
Прием Рабочий завтрак проводится, как правило, в ходе визитов официальных лиц за рубеж для встреч с деловыми людьми принимающей страны. Он устраивается в 8.00-8.30 утра и длится не более одного часа.
Приемы Бокал шампанского и Бокал вина проводятся по случаю национального праздника, в честь приезда иностранной делегации, отъезда посла и др. Начинается в 12 ч, заканчивается к 13 ч и проводится стоя. Гостям на приеме Бокал шампанского предлагают: шампанское, поджаренные орешки, маленькие пирожные, шоколад. На приеме Бокал вина предлагают вино, соки, минеральную воду, бутерброды, тарталетки с начинкой.
Прием Завтрак устраивается в промежутке между 12 и 15 ч. Продолжительность 1,5 часа, из которых 45-60 мин гости проводят за столом, а 15-30 мин - за кофе или чаем. Подают одну-две холодные закуски, одно рыбное или мясное горячее блюдо и десерт. Перед завтраком гостям предлагают аперитив.
Прием Коктейль начинается между 17-18 ч. Продолжительность приема 2 ч. Прием проходит стоя. На приглашении указывают время начала и окончания приема. Гости могут приходить - и уходить в любой час указанного времени. Подают канапе с сырным или ветчинным муссом, волованы, корзиночки с различными начинками, крекеры, соленый и сладкий миндаль, фрукты. Подают также маленькие пирожные, печенье, кофе, чай.
Прием А ля фуршет проводят в те же часы, что и прием Коктейль. Прием проводится стоя. В зале устанавливают фуршетные столы с разнообразными закусками и барные стойки с алкогольными и безалкогольными напитками. Холодные закуски размещают на блюдах, нарезанными небольшими порциями «под вилку». Горячие закуски подают в кокотницах, кокильницах, на металлических блюдах. После горячих закусок предлагают десерт, а в конце приема подают кофе. Гости обслуживают себя сами.
Обед - наиболее почетный вид приема. Он обычно начинается в промежутке между 19.00 и 21.00. Продолжительность 1,5-2 ч, в том числе за столом 1 ч, остальное время - в гостиной. В меню включают 3-4 холодных закуски, первое блюдо, 1-2 вторых блюда, десерт. После обеда в другом зале (гостиной) подают кофе или чай. Форма одежды на торжественном приеме - парадная.
Прием Обед-буфет - разновидность обеда. Этот вид приема аналогичен шведскому столу. Стол размещают у стены или посередине зала, накрывают скатертью почти до пола. На середину ставят холодные закуски, соусы, различные салаты, хлебобулочные изделия, прохладительные напитки. На столах размещают закусочные тарелки стопками, закусочные приборы, стеклянную посуду, полотняные салфетки. Участник обеда-буфета подходит к столу, берет закусочную тарелку, накладывает на нее закуски, кладет закусочный прибор.
Прием Ужин начинается в 21.00 и позже. От обеда отличается временем его начала и отсутствием в меню первого блюда. Форма одежды указывается в приглашении - темный костюм, смокинг или фрак; для женщин - вечернее платье.
Прием Чай организуют, как правило, для женщин с 17 до 19 ч. Количество приглашенных не более 10 человек. К чаю подают маленькие бутерброды, пирожки со сладкими начинками, печенье, кексы, пирожные, торты, шоколадные конфеты, фрукты, лимон. Форма одежды - повседневный костюм или платье.
Прием Жур фикс (от франц. - определенное время) устанавливает жена министра иностранных дел или другого члена правительства или жена посла один раз в неделю в один и тот же день и час в течение всего осенне-зимнего сезона. По времени проведения, угощению и форме одежды этот прием не отличается от Чая.
Шашлык (Барбекю) - неформальный и любимый дипломатами вид летнего приема. Проводится прием на открытом воздухе в саду загородного дома. Подают напитки, шашлык с различными соусами, орешки, натуральные овощи, фрукты. Форма одежды на Барбекю - спортивная.
Прием Бокал вина с сыром в последнее время стал очень популярным. Стол располагают в центре или у стены. Для оформления стола используют клетчатые салфетки и скатерти, темные и светлые деревянные доски. Во время приема можно отдать предпочтение твердым сырам - эменталь, чеддер; мягким - камамбер, моззарелла, полумягким - эдемский, рокфор; бесферментным - рикотта, эдыгейский. Сыры располагают на сырных досках раздельно. К сырам подают столовые красные сухие вина - Бордо, Божоле, Мукузани, Мерло, Саперави, Телиани.
- Прием заказа на проведение банкета
Правильная организация приема заказа на банкет или прием способствует успешному его проведению.
Заказ на обслуживание принимает менеджер или метрдотель. Он уточняет вид банкета (свадьба, юбилей и др.) и предлагает заказчику ознакомится с помещением, планом расстановки столов и размещения гостей, согласовывает дату и время проведения банкета, количество участников, состав по возрасту, полу, национальности, метод обслуживания, предлагаемую стоимость заказа, вид музыкального обслуживания.
В заказе указывается номер телефона, адрес и фамилия заказчика, порядок расчета (наличный, безналичный или по кредитной карте). После предварительного согласования меню заказчик оплачивает 50% стоимости заказа, на принятые деньги ему выписывают расходный кассовый ордер и квитанцию к нему, которая вручается заказчику. Заказ регистрируется в специальной книге учета заказов на обслуживание торжеств.
При окончательном согласовании меню менеджер или метрдотель совместно с заказчиком составляет заказ-счет в пяти экземплярах, который утверждается директором предприятия и служит расчетным документом. Первый экземпляр менеджер или метрдотель передает заказчику; второй остается у кассира до дня обслуживания; третий - официанту, которому поручено выполнение заказа; четвертый и пятый - на кухню и в сервис-бар. Четвертый и пятый экземпляры заказа-счета после выполнения сдаются в бухгалтерию.
По окончании проведения банкета для возмещения причиненного ущерба (бой, или пропажа посуды, приборов, салфеток и нанесение других убытков предприятию по вине гостей) заказчику выписывают счет, а деньги приходуются кассой.
- Роль менеджера в организации банкетной службы
Специальные банкетные службы существуют в крупных ресторанах и гостиницах. Менеджербанкетной службы должен разъяснить заказчику весь перечень оказываемых услуг и скрупулезно обсудить с ним каждую деталь контракта. Не всегда люди, заказывающие банкет, имеют четкое и правильное представление о его типе. Иногда возникают, ситуации, когда необходимо проинформировать заказчика об особенностях организации и проведения какого-либо приема или банкета.
Менеджер банкетной службы должен определить необходимое количество официантов, барменов и четко распределить обязанности между ними. Он должен информировать о предстоящем банкете весь занятый в нем персонал: метрдотеля, официантов, барменов, поваров и др., особое внимание обратить на соблюдение санитарных норм при приготовлении и подаче блюд на банкете.
Менеджер банкетной службы несет ответственность за подготовку залов к обслуживанию. Для банкета необходимо три зала: первый - для подачи аперитива; второй зал - для проведения банкета и третий - небольшой - для десерта и горячих напитков.
В процессе приема заказа и его выполнения менеджер банкетной службы должен руководствоваться правилами международного этикета, соблюдать требования к обслуживанию иностранных гостей, обеспечивать в зале доброжелательную атмосферу, располагающую к отдыху, рассматривать все претензии, связанные с обслуживанием участников банкета, и принимать по ним оперативные решения.
После проведения банкета менеджер продолжает поддерживать связь с заказчиком - рассылает поздравления с праздником, приглашения на дегустацию блюд от шеф-повара или блюда дня. На рабочем столе менеджера банкетной службы должны находиться альбомы со схемами различных вариантов расстановки столов в залах, фотографиями банкетных блюд и засервированных столов для различных вариантов банкетов и приемов.