Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве
Этот принцип закреплен в ст. 11 УПК РФ.
Значение его связано со следующими положениями:
Конституцией РФ, а также международными договорами РФ закреплен значительный объем прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Поэтому государство (в лице своих органов) обязано не только не нарушать права и свободы человека и гражданина, но и выполнять позитивные обязательства, гарантирующие возможность их реализации.
Применительно к уголовному процессу это обстоятельство, прежде всего, означает, что суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав (ч.1 ст. 11 УПК РФ).
Таким образом, принцип охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве является, в определенной мере, служебным по отношению к рассмотренным выше принципам неприкосновенности личности, жилища, тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Однако в такой же мере он необходим и предназначен для защиты иных прав и свобод человека и гражданина, в том числе не сформулированных в качестве самостоятельных принципов уголовного процесса в УПК РФ: например, для защиты в ходе уголовного судопроизводства права на жизнь, права на защиту собственности, права на справедливое судебное разбирательство, права не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников и т.д.
Формы реализации данного принципа в уголовном процессе:
1. Органы, ведущие уголовный процесс и должностные лица обязаны разъяснять участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность. Данное положение конкретизировано в целом ряде норм УПК РФ. Так, в соответствии с ч. 5 ст. 164 УПК РФ, следователь, привлекая к участию в следственных действиях участников уголовного судопроизводства, указанных в главах 6 - 8 УПК РФ, удостоверяется в их личности, разъясняет им права, ответственность, а также порядок производства соответствующего следственного действия. Если в производстве следственного действия участвует потерпевший, свидетель, специалист, эксперт или переводчик, то он также предупреждается об ответственности, предусмотренной статьями 307 и 308 Уголовного кодекса Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 ст. 170 УПК РФ, перед началом следственного действия, производимого с участием понятых, следователь в соответствии с частью пятой статьи 164 УПК РФ разъясняет понятым цель следственного действия, их права и ответственность, предусмотренные статьей 60 УПК РФ. Аналогичные правила применяются в отношении специалиста (ст. 168 УПК РФ), переводчика (ст. 169 УПК РФ).
В соответствии с ч. 5 ст. 172 УПК РФ, следователь, объявляя обвиняемому постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обязан разъяснить. обвиняемому не только существо предъявленного обвинения, но и его права, предусмотренные статьей 47 УПК РФ, что удостоверяется подписями обвиняемого, его защитника и следователя на постановлении с указанием даты и времени предъявления обвинения.
В судебном заседании председательствующий также обязан разъяснить его участникам их права (а в некоторых случаях и их ответственность). Соответствующие положения закреплены, в частности, в ст.ст. 263, 266 – 270 УПК РФ.
2. В ряде случаев на органы и лиц, ведущих уголовный процесс, а также, в четко определенных случаях, на защитника обвиняемого, возлагается обязанность разъяснения участникам уголовного судопроизводства последствий совершения или несовершения ими определенных действий.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 11 УПК РФ, в случае согласия лиц, обладающих свидетельским иммунитетом, дать показания дознаватель, следователь, прокурор и суд обязаны предупредить указанных лиц о том, что их показания могут использоваться в качестве доказательств в ходе дальнейшего производства по уголовному делу.
В соответствии с ч. 5 ст. 217 УПК РФ, в ходе ознакомления обвиняемого с материалами уголовного дела, следователь обязан не только разъяснить обвиняемому его право ходатайствовать о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, но и разъяснить особенности рассмотрения уголовного дела этим судом, права обвиняемого в судебном разбирательстве и порядок обжалования судебного решения.
Из положений ст.ст. 314, 316 УПК РФ вытекает, что защитник обязан разъяснить обвиняемому, заявившему ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, последствия постановления приговора без проведения судебного разбирательства.
3. Органы, ведущие уголовный процесс, и их должностные лица обязаны оказывать содействие в реализации участниками уголовного процесса своих прав, а в некоторых случаях обязаны предпринимать меры, направленные на защиту их прав и в отсутствие их заявления об этом.
Например, в соответствии со ст. 228 УПК РФ, по поступившему уголовному делу судья должен выяснить, в частности, приняты ли меры по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением, вне зависимости от того, заявлял ли потерпевший соответствующее ходатайство.
В соответствии с ч.2 ст. 125 УПК РФ, жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, следователя или прокурора. Указанные лица в последнем случае обязаны направить в суд соответствующую жалобу, оказывая тем самым лицу содействие в реализации его прав.
В соответствии с ч.3 ст. 11 УПК РФ, при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями, суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности, предусмотренные УПК РФ, в том числе:
а) дознаватель, следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь с согласия прокурора выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу (ч. 9 ст. 166 УПК РФ);
б) при наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц контроль и запись телефонных и иных переговоров допускаются по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления – на основании судебного решения (ч. 2 ст. 186 УПК РФ);
в) в целях обеспечения безопасности опознающего предъявление лица для опознания по решению дознавателя, следователя может быть проведено в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым. В этом случае понятые находятся в месте нахождения опознающего (ч. 8 ст. 193 УПК РФ);
г) переписка, запись телефонных и иных переговоров, телеграфные, почтовые и иные сообщения лиц могут быть оглашены в открытом судебном заседании только с их согласия. В противном случае указанные материалы оглашаются и исследуются в закрытом судебном заседании. Данные требования применяются и при исследовании материалов фотографирования, аудио- и (или) видеозаписей, киносъемки, носящих личный характер (ч. 4 ст. 241 УПК РФ);
д) дело рассматривается в закрытом судебном заседании, если этого требуют интересы обеспечения безопасности участников, родственников судебного разбирательства, их близких родственников или близких лиц (п. 4 ч. 2 ст. 241 УПК РФ).
При необходимости обеспечения безопасности свидетеля, его близких родственников, родственников и близких лиц суд без оглашения подлинных данных о личности свидетеля вправе провести его допрос в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства, о чем суд выносит определение или постановление (ч. 5 ст. 278 УПК РФ).
В августе 2004 года был принят Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».
Статья 2 этого закона к лицам, подлежащим государственной защите, относит:
1) потерпевшего;
2) свидетеля;
3) частного обвинителя;
4) подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, их защитников и законных представителей, осужденного, оправданного, а также лица, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено;
5) эксперта, специалиста, переводчика, понятого, а также участвующих в уголовном судопроизводстве педагога и психолога;
6) гражданского истца и гражданского ответчика;
7) законных представителей, представителей потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя;
8) меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления;
9) государственной защите также подлежат установленные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации близкие родственники, родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на лиц, указанных в п.по. 1-8 ст. 2 Закона.
Указанные в ч.ч. 1-3 ст. 2 лица, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты, именуются «защищаемые лица».
Решение об осуществлении государственной защиты принимают суд (судья), прокурор, начальник органа дознания или следователь, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело, если иное не предусмотрено УПК РФ.
Меры безопасности в отношении защищаемых лиц по уголовным делам осуществляются органами внутренних дел РФ, органами федеральной службы безопасности, таможенными органами РФ или органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, расположенными по месту нахождения защищаемого лица. Меры безопасности в отношении защищаемых лиц из числа военнослужащих осуществляются также командованием соответствующих воинских частей и вышестоящим командованием. Меры безопасности в отношении защищаемых лиц, содержащихся в следственных изоляторах или находящихся в местах отбывания наказания, осуществляются также учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ. Осуществление мер социальной защиты возлагается на органы социальной защиты населения и иные органы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
К мерам безопасности, в соответствии с этим законом, относятся:
1) личная охрана, охрана жилища и имущества;
2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;
3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
4) переселение на другое место жительства;
5) замена документов;
6) изменение внешности;
7) изменение места работы (службы) или учебы;
8) временное помещение в безопасное место;
9) применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывание наказания в другое (ст. 6 Закона).
4. Вред, причиненный лицу в результате нарушения его прав и свобод судом, а также должностными лицами, осуществляющими уголовное преследование, подлежит возмещению по основаниям и в порядке, которые установлены УПК РФ.
Язык судопроизводства
В ст. 18 УПК РФ закреплен один из важнейших принципов уголовного судопроизводства. Этот принцип в литературе обычно именуют «национальный язык судопроизводства».
В содержание этого принципа включаются следующие элементы:
1. Уголовное судопроизводство (в том числе и предварительное следствие) ведется на русском языке, а также на государственных языках республик, входящих в Российскую Федерацию. В военных судах производство по уголовным делам ведется на русском языке.
2. Участникам уголовного судопроизводства, не владеющим или недостаточно владеющим языком, на котором ведется производство по уголовному делу, должно быть разъяснено и обеспечено право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, приносить жалобы, знакомиться с материалами уголовного дела, выступать в суде на родном языке или другом языке, которым они владеют.
3. Участникам уголовного судопроизводства, не владеющим или недостаточно владеющим языком, на котором ведется производство по уголовному делу, обеспечивается право бесплатно пользоваться помощью переводчика в порядке, установленном настоящим Кодексом.
4. Если в соответствии с УПК РФ следственные и судебные документы подлежат обязательному вручению подозреваемому, обвиняемому, а также другим участникам уголовного судопроизводства, то указанные документы должны быть переведены на родной язык соответствующего участника уголовного судопроизводства или на язык, которым он владеет.
К числу документов, которые подлежат вручению участникам уголовного судопроизводства, а значит, и переводу, относятся: копии постановления о возбуждении уголовного дела, признании потерпевшим или отказе в этом; постановления о прекращении дела, приостановлении производства по уголовному делу – вручаются потерпевшему (ч. 13 п. 2 ст.42 УПК РФ)[38].
Обвиняемому вручаются копии постановления о привлечении его в качестве обвиняемого, о применении меры пресечения, обвинительного заключения, копии принесенных по уголовному делу жалоб и представлений (п.п. 2, 19 ч. 4 ст. 47 УПК РФ). По просьбе защитника или законного представителя им должны быть выданы копии тех же документов, что и обвиняемому (ч. 2 ст. 101, ст. 222 УПК РФ).
Таким образом, правом пользоваться бесплатно услугами переводчика наделен любой участник уголовного судопроизводства. Существенной новеллой УПК РФ (в сравнении с УПК РСФСР) является то, что право на участие переводчика с оплатой за счет средств государства имеют не только лица, совсем не владеющие, но и недостаточно владеющие языком, на котором ведется судопроизводство.
Безусловно, что реализация данной новеллы способна затруднить работу, как органов предварительного расследования, так и судов. Многие обвиняемые, подозреваемые могут заявить, что они недостаточно владеют языком судопроизводства, и потребовать переводчика. Свидетели на этом основании могут отказываться давать показания без участия переводчика. И как определить степень достаточности владения языком? Назначать экспертизу?
Еще более усугубляет положение то обстоятельство, что в ст. 42 (ч. 2 п. 6) УПК РФ речь уже не идет о достаточности или недостаточности владения языком, на котором ведется судопроизводство. В этих статьях сформулировано безусловное право давать показания и объяснения на родном языке или на языке, которым участник процесса владеет. Получается, что свидетель может отказаться давать показания, если даже он и владеет языком, на котором ведется судопроизводство, но желает давать показания на родном языке, а переводчика такого в месте производства предварительного следствия просто нет.
Переводчик – лицо, привлекаемое к участию в уголовном судопроизводстве в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, свободно владеющее языком, знание которого необходимо для перевода (ч. 1 ст. 59 УПК РФ).
Процессуальное положение переводчика занимает также лицо, владеющее навыками сурдоперевода и приглашенное для участия в производстве по уголовному делу (ч. 6 ст. 59 УПК РФ).
Как и любой другой участник уголовного судопроизводства, переводчик наделен процессуальными правами (ч. 3 ст. 59 УПК РФ) и несет установленные УПК РФ (ч. 4 ст. 59) обязанности.
Переводчик вправе:
1) задавать вопросы участникам уголовного судопроизводства в целях уточнения перевода;
2) знакомиться с протоколом следственного действия, в котором он участвовал, а также с протоколом судебного заседания и делать замечания по поводу правильности записи перевода, подлежащие занесению в протокол;
3) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда, ограничивающие его права.
Переводчик не вправе:
1) уклоняться от явки по вызову следователя;
2) осуществлять заведомо неправильный перевод;
3) разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу в качестве переводчика, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ.
За заведомо неправильный перевод и разглашение данных предварительного расследования переводчик несет ответственность в соответствии со ст. ст. 307 и 310 Уголовного кодекса Российской Федерации.
О назначении лица переводчиком дознаватель, следователь, прокурор или судья выносит постановление, а суд – определение.
Перед началом следственного действия, в котором участвует переводчик, следователь удостоверяется в его компетентности и разъясняет переводчику его права и ответственность, предусмотренные ст. 59 УПК.
Переводчик своей подписью удостоверяет правильность перевода. Протокол допроса, в котором участвовал переводчик, он подписывает как в целом, так и каждую его страницу.