Когда обнаруживаются ошибки?
Ошибки процессуального характера
Эти ошибки возникают когда:
· эксперт нарушает процессуальный режим и процедуру производства экспертизы;
· эксперт выходит за пределы своей компетенции;
· эксперт выражает инициативу в форме, не предусмотренной законом;
· эксперт самостоятельно собирает материалы/объекты экспертизы;
· эксперт обосновывает выводы не результатами, а материалами дела;
· эксперт контактирует с заинтересованными лицами, и этот контакт не санкционирован судом или следователем;
· эксперт принимает материалы для экспертизы от неуполномоченных лиц;
· в экспертном заключении отсутствуют необходимые реквизиты.
2. Гносеологические ошибки
Причина этого класса ошибок лежит в сложности процесса экспертного познания. Такие ошибки возникают при познании сущности, свойств и признаков объектов экспертизы, также отношений между ними. Ошибки могут появится и при оценке результатов познания, итогов экспертного исследования, их интерпретации.
В учебной литературе гносеологические ошибки делят на логические и фактические (предметные).
Логическая ошибка - это нарушение какого-либо закона, правил и схем логики. Логические ошибки связаны с нарушением в акте мышления законов и правил логики, некорректным применением логических приемов и операций, например смешение причинной связи с простой последовательность во времени или обоснование тезиса аргументами, из которых данный тезис логически не вытекает.
Фактические ошибки обусловлены незнанием предмета и фактического положения дел. Фактические (предметные) ошибки появляются от искаженного представления об отношениях между предметами объективной действительности. Распространенной ошибкой является омонимия - смешение или подмена понятий. Эта ошибку относят к фактическим.
Деятельностные (операциональные) ошибки
Ошибки, связанные с деятельностью (процедурами), которую осуществляет эксперт. Например, он нарушил последовательность, неправильно использовал средства исследования, применял непригодные технические и иные средства исследования и т.д.
Есть ошибки, которые не зависят от эксперта. Их причины:
· в отсутствии разработанной и апробированной методики;
· в несовершенстве используемой экспертной методики;
· в применении ошибочно рекомендованных методов;
· в применении методов, находящихся в стадии экспериментальной разработки;
· в применении неисправного оборудования;
· в использовании методов и приборов, не обладающих достаточной чувствительностью или разрешающей способностью;
· в использовании для измерений физических величин приборов, не относящихся к сертифицированными средствам измерений;
· в применении неповеренных средств измерений и эталонов;
· в использовании неаттестованных методик измерений физических величин;
· в использование неправильных математических моделей и компьютерных программ;
· и др.
Есть и субъективные экспертные ошибки. Которые могут являться причиной:
· профессиональной некомпетентности эксперта;
· неправильной оценки идентификационной значимости признаков, результатов, полученных другими членами комиссии при производстве комплексной экспертизы, и т.д.;
· неполноты или односторонности исследования;
· пренебрежения правилами и условиями применения методик экспертного исследования и технических средств;
· профессиональными упущениями эксперта; эксперт неаккуратен и небрежен, поверхностно провёл исследования и др.
Экспертные ошибки могут быть связаны с определенными чертами личности эксперта. Речь идёт:
· о дефектах или недостаточной остроте органов чувств эксперта: зрения, слуха и т.д.;
· о неординарном психологическом состоянии эксперта или его измененном сознании после/вследствие болезни, стресса и др.;
· о характерологических свойствах личности, например, неуверенности в своих знаниях, повышенной внушаемости, мнительности, излишней самоуверенности и др.;
· о психоэмоциональных свойствах: темперамент, психологическая устойчивость, волевые качества, мотивационные установки и т.д.;
· о стремлении проявить экспертную инициативу без достаточных к тому оснований;
· о дефектах в организации и планировании экспертного исследования.
Ошибки могут являться следствием и некритического осмысления материалов дела, предыдущего экспертного заключения, поведения руководителей, следователя, иных участников судопроизводства.
Когда обнаруживаются ошибки?
В первую очередь ошибки обнаруживает сам эксперт, особенно на стадии формулировании выводов. Затем заметить ошибки может комиссия экспертов при производстве комиссионной или комплексной экспертизы, при контроле хода и результатов, которые осуществляет руководитель учреждения.
Также ошибки могут быть выявлены при оценке заключения эксперта следователем или судом (первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций). А также при обобщении экспертной практики, осуществляемом в практических или научных целях.
Если обнаруженные ошибки повлекли за собой неправильный вывод эксперта, то руководитель экспертного учреждения ставит об этом в известность орган, назначивший экспертизу.
Важно: умение отличать экспертные ошибки и заведомую ложность заключения. Так как заведомая ложность - это умышленное действие, направленное на сознательное и целенаправленное игнорирование или умалчивание при исследовании существенных фактов и свойств объекта экспертизы. И оно может состоять:
· в осознанных неверных действиях по проведению экспертизы;
· в умышленно неверном применении или выборе методики экспертного исследования;
· в заведомо неправильной их оценке.
Добросовестное заблуждение - это осознание экспертом ложности своих выводов или неправильности действий; это такое психологическое состояние, при котором субъект не осознает неправильности своих суждений или действий, а искренне полагает, что мыслит и действует правильно.
Естественно, ошибка может крыться и в исходных данных, которые могут быть сфальсифицированными. В этом случае нельзя говорить об экспертной ошибке, поскольку причиной является ошибка субъекта, назначившего экспертизу, либо его умышленно неправильные действия/правонарушения.