Особенности курса, структура
Качество и эффективность управленческого решения являются основными факторами рационального использования ресурсов и повышения качества товаров.
Управленческое решение — это результат анализа, прогнозы-
рования, оптимизации, экономического обоснования и выбора аль
тернативы из множества вариантов достижения конкретной цели
системы менеджмента. На рис 1.1 представлена структура системы
менеджмента.
Ранее в научно-методической литературе, посвященной этой проблеме, подробно исследовались либо отдельные функции принятия решения (анализ, прогнозирование, оптимизация, экономические обоснования), либо технология процесса принятия управленческого решения. В законченном виде системное, комплексное исследование проблемы отсутствовало.
Так в чем же особенности курса?
· Процесс разработки и реализации управленческого решения будет рассмотрен в рамках системы менеджмента (рис.1.1).
· Комплексно будут рассмотрены критерии и условия обеспечения качества и эффективности управленческого решения, факторы обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов решений, их неопределенности и риска, технология принятия решения, методы анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования решений.
· Будет рассмотрено влияние закона конкуренции, закона масштаба, закона экономии времени, а также системного воспроизводственного, функционального и других подходов на эффективность управленческого решения.
Рис: 1.1. Структура менеджмента
1.1. - повышение качества товаров, услуг;
1.2. - ресурсосбережене;
1.3. - расширение рынков сбыта;
1.4. - организационно-техническое развитие производства;
1.5. - социальное развитие коллектива;
2.1- правовое обеспечение
2.2 - методическое обеспечение;
2.3 - ресурсное обеспечение;
2.4 -информационное обеспечение;
3.1 - стратегический маркетинг;
3.2. - прогнозирование
3.3. -планирование;
3.4. - организация процессов и структур управления;
3.5. -учет, контроль, анализ
3.6. -мотивация;
4.1. - управление персоналом;
4.2. - разработка управленческого решения;
4.3. - оперативное управление реализацией решения.
1.2. Место курса «Управленческие решения» в подготовке
специалистов, его цели
В учебных заведениях России по специальностям «Менеджмент», «Экономист-менеджер» и т.д. изучают дисциплины отдельными курсами приводимыми в системе менеджмента (рис.1.1), и даже более дифференцировано..
1. Основы менеджмента. 2. Теория организации. 3. Качество. 4. Информационный менеджмент. 5. Управление персоналом. 6. Стратегический менеджмент. 7. Инновационный менеджмент. 8. Производственный менеджмент. 9. Финансовый менеджмент. 10. Разработка управленческого решения и др. Факультативно читаются курсы:
11. Организационный менеджмент. 12. Организация производства. 13. Страховой менеджмент. 14. Банковский менеджмент. 15. Кадровый менеджмент (вместо Управления персоналом). 16. Психология и социология менеджмента. 17- Методы менеджмента. 18. Международный менеджмент. Следует отметить, что многие из этих курсов появились не так давно (1994-1998 г.г.), т.е. после появленияконкуренции (состязательности хозяйствующих субъектов), другими словами, жесткой борьбы за клиента, а значит за выживаемость.
Курс сложный и сложность его обусловлена следующим:
Во-первых – это междисциплинарная наука, основанная на исследовании влияния технических, экономических, организационных, экологических, психологических, социальных и других факторов на эффективность использования ресурсов, конкурентоспособность решения;
Во-вторых, все эти дисциплины в той или иной степени изучались и ранее, но без их увязки как единого целого, т.е. вне системного подхода;
В-третьих, нужна динамика, диалектика и цель – конечный результат.
Во всем мире (США, ФРГ, Франция и т.д.) 8-12% компаний ежегодно банкротятся, но вновь создается примерно столько же.
Цель курса:
1. изучение методов обеспечения качества управленческого решёния в условиях неопределенности внешней и внутренней среды, риска инвестиций;
2. изучение факторов научных подходов, экономических законов, влияющих на эффективность управленческого решения;
3. изучение методов анализа, прогнозирования, оптимизации
и экономического обоснования управленческого решения в системе менеджмента;
4. изучение технологии разработки, принятия, реализации и мотивации управленческого решения;
5. получение навыков в применении научно-методических вопросов разработки управленческого решения.