Тема: Возбуждение уголовного дела

Это определенный этап. Возбуждение уголовного дела рассматривается в нескольких значениях. С 1 стороны, это УПр институт, нормы которого определяют условия, порядок, основания, и иные обстоятельства возникновения уголовного дела.

2 позиция: возбуждение уголовного дела- это стадия, или этап УПр, состоящий из действий и отношений, которые имеют место при принятии, рассмотрении, и разрешении первичной информации относительно определенного события.

3 позиция: возбуждение уголовного дела- процессуальный акт, то есть однократное процессуальное действие, выражающееся в вынесении надлежащим должностным лицом решения о том, что по данному конкретному деянию, содержащему признаки общественной опасности, начинается расследование уголовного дела.

Длительное время существовала точка зрения, согласно которой УПр начинается с вынесения постановления о возбуждении уголовного дела. При таком подходе к вопросу все то, что происходило при возбуждении уголовного дела, в том числе при вынесении решения о возбуждении уголовного дела, выносилось за процессуальные отношения и расценивалось, как нечто ему предшествующее.

Есть еще 1 точка зрения, в соответствии с которой проверка материалов о принятии решения о возбуждении уголовного дела, или об отказе в возбуждении уголовного дела рассматривалась, как обще надзорная функция прокурора и административная деятельность полиции. При этом не учитывалось, что при помощи 1 и тех же методов могут осуществляться разные функции. В большинстве своем эти точки зрения превалировали при УПК РСФСР (его действии), когда деятельность на этом этапе практически не закреплялась УПр законодательством, а при отсутствии норм в УПК эта деятельность не могла считаться процессуальной.

Вместе с тем, и в ходе такой деятельности осуществлялись действия, которые УПК относил к следственным. Практически всегда это был осмотр места происшествия.

Все эти действия в том числе были сопряжены с ограничением прав и свобод граждан.

Как этап, возбуждение уголовного дела был рассмотрен впервые и проанализирован в монографии «возбуждение уголовного дела» Жогина, Фаткуллина.

Если сравнить УПК РСФСР и УПК РФ, то можно говорить, что этот этап процессуальный.

Почему возбуждение уголовного дела- стадия. Начинается эта стадия с появления повода. Поводами для возбуждения уголовного дела в соответствии со ст.140 УПК служат: 1) заявление о преступлении 2) явка с повинной 3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученном из иных источников 4) постановление прокурора о направлении материалов в органы предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании лица 5) в 2011 году появился- по конкретным делам о преступлениях, предусмотренных ч.1.1 ст.140 УПК ( налоговых преступлениях) – поводами являются те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Задачи стадии возбуждения уголовного дела : 1) прием, регистрация и разрешение сообщений о преступлениях с одновременным закреплением следов преступления, и принятием мер, направленных на предотвращение и пресечение преступлений.

На этом этапе государство должно использовать и негласные средства. На этой стадии возможны следственные действия, перечень которых ограничен : осмотр места происшествия ; осмотр трупа ; освидетельствование. Только эти следственные действия допустимы на стадии возбуждения уголовного дела.

Кроме того, на стадии возбуждения уголовного дела должностные лица при проверке сообщения о преступлении в соответствии со ст.144 УПК вправе требовать производства документальных проверок и ревизий, исследования документов, предметов и трупов, и привлекать для исследования их специалистов. Эти действия не являются следственными. Потому что они выполняются не самим следователем, а выполняются специалистами в определенных отраслях знаний. Причем эти действия не сопряжены с экспертными исследованиями ( экспертизы возможны только после возбуждения уголовного дела).

Закон « об ОРД» предусматривает ряд ОР мероприятий, которые допустимы на этой стадии. Самым распространенным действием ОР- характера является опрос лиц. На этом этапе недопустимо никаких получений информации- допрос ( поскольку это следственно действие). Меры процессуального принуждения во время опроса недопустимы.

На этом этапе возможно задержание лица, но это задержание не является УПр задержанием. УПр задержание, как мера процессуального принуждения, осуществляется только после возбуждения уголовного дела. В связи с этим УПр задержание необходимо отличать от фактического задержания лица, которое представляет собой момент применения конкретных принудительных действий по лишению вероятного лица, подозреваемого в совершении преступления фактической свободы передвижения. Фактическое задержание может быть осуществлено любыми гражданами, силами обеспечения правопорядка и т.д. Тогда речь можно вести об административном задержании. Это не есть УПр задержание. УПр соответствующим образом должно быть оформлено.

Возбуждение уголовного дела возможно как стадия при наличии оснований.:1) наличия достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Основания к возбуждению уголовного дела включают наличие в факте или событии, ставшем известным дознавателю, органу дознания, следователю признаков объективной страны уголовно- наказуемого деяния. 2) наличия достаточных данных ,что само событие имело место быть, или была подготовка к преступлению.

В юридической литературе встречаются разные трактовки. В соответствии с 1 из позиций, в частности М.С. Строговича, в понятии оснований к возбуждению уголовного дела они включают 2 основания : 1) юридическое основание- это наличие в деянии признаков преступления 2) фактическое основание- достаточные данные, на основе которых усматриваются эти признаки преступления.

Есть другая трактовка понятия. Автор- Кузнецов. Под основанием понимается результат познания, то есть установление фактов и обстоятельств, необходимых для принятия решения.

Под поводом понимается юридический факт, с которым закон связывает возникновение УПр отношений. Сам повод должен отвечать требованиям, предусмотренным УПр законодательством.

Что касается заявления- это наиболее распространенный повод. Заявление- адресованное дознавателю, следователю, прокурору или в соответствующий правоохранительный орган сообщение о совершенном или готовящемся преступлении независимо от того, причинен ли вред самому заявителю. Исключение: дела частного и частно- публичного обвинения.

В соответствии с ч.7 ст.141 УПК анонимное заявление не является поводом к возбуждению уголовного дела. Между тем, если посмотреть инструкции правоохранительных органов , они не являются поводом, но между тем их наличие не исключает проверку сведений, содержащихся в этих заявлениях. Проверка осуществляется не с помощью УПр средств.

Явка с повинной.

Это добровольное, обращенное к органам дознания, следователю заявление лица о совершенном им уголовно-наказуемом деянии. Обязательным признаком такого заявления является его добровольность и указание в нем о собственных преступных действиях.

Не является явкой с повинной признание лица в совершении преступления, сделанное им во время допроса. Также как и не является явкой с повинной признание лица в совершении преступления, сделанное им после задержания. В этих моментах отсутствует признак добровольности.

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученном из других источников- это сведение о преступлении, непосредственно полученное органом дознания, дознавателем, следователем при исполнении ими служебных обязанностей от любого ф\л или ю\л. К этой группе могут быть отнесены сообщения, непосредственно не адресованные к органам дознания, дознавателю и следователю, но содержащиеся в различных СМИ, или иных источниках о совершенном или готовящемся преступлении.

Полученные из различных источников сообщения проверяются уполномоченными на то лицами, и если обнаруживаются признаки преступления, то лицо, получившее это сообщение, составляет рапорт об обнаружении признаков преступления.

В литературе есть спор. Ст.143 УПК- рапорт об обнаружении признаков преступления. Повод- сообщение. А рапорт-форма.

Определенное противоречие заложено уже в самом понятии «сообщение о преступлении». п.43 ст.5 УПК= ч.1 ст.140 УПК. И в том, и в другом случае это заявление о преступлении, явка с повинной, или сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, оформленное рапортом.

Существует особый порядок привлечения особой категории должностных лиц к УО – см. УПК – ст.447, 448. СМОТРИ САМ.

Лекция следователя-криминалиста:

Следует начинать с порядка ст.144 УПК. Заявление может быть подано в письменном и в устном виде. Правильнее будет подавать письменное заявление. Обязательно нужно предупреждать человека о УО из-за ст.306 УК.

Есть бланк- протокол принятия устного заявления. Туда входит маленький текст и все коротко. Так что, лучше собственноручное заявление.

После подачи заявления проводится проверка. – в порядке ст.144, 145 УПК- как расследование уголовного дела. Именно по объему работы. Проверка проводится в течение 30 суток по любому из исследований. Есть проблема при проведении проверок- то, как необходимо изымать те или иные предметы. Следователь не может составить акт изъятия. В СК есть порядок- если ты направляешь труп на вскрытие, то ты должен присутствовать на вскрытии.

Что касается явки : явку с повинной нужно, чтобы человек писал собственноручно. Самое страшное, когда следователь считает, что явка написана, и делать ничего не нужно. По письменной явке будет видно, волновался или не волновался человек и т.д.

Что касается объяснений: права никакие не разъясняются, УО тоже. С этим существуют проблемы, так как люди могут не приходить на объяснения. Иногда проводится полиграф, но только с согласия лица. Максимум можно разъяснить только ст.51 КРФ.

Еще 1 проблемой является взаимодействие. ОВД по материалам проверки на практике вообще не помогают. Проверочные мероприятия ложатся только на следователя.- 30 суток. Заявитель может знакомиться с результатами проверки.

Один из самых важных моментов: проводим осмотр места происшествия. Самое главное- не торопиться!

Если проверка закончена в полном объеме, то следователь должен принять решение. Принять решение должен именно следователь- возбуждать уголовное дело или нет. Прокурор вправе потребовать от следователя материалов, которые подтверждают основания возбуждения уголовного дела.

Наши рекомендации