Вопрос 17. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие

1. Рыночное равновесие

2. Паутинообразная модель

3. Средства государственного регулирования

1. Имея графики спроса и предложения (см. рис. 6 и рис. 9), можно охарактеризовать равновесные цены и количество товара (рис. 11).

                   
 
P
  Вопрос 17. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие - student2.ru
 
 
Pe
 
 
   
 
Qe
 
Q

Рис. 11. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие

Равновесная цена - это такая цена, при которой объем спроса равен объему предложения, и этот объем соответственно является равновесным объемом (при Pe Qd=Qs=Qe).

В любой другой точке, кроме Qe, либо покупатели, либо продавцы окажутся неудовлетворенными. При низких ценах объем спроса превышает объем предло­жения; потребители хотят купить больше, чем продавцы хотят продать. Возника­етизбыточный спрос - дефицит. При высоких ценах объем спроса ниже объема предложения; продавцы желают продать больше, чем покупатели желают купить. Возникаетизбыточное предложение.

При определенных характеристиках (вкусы, способности, знания, доходы и т. д.) продавцов и покупателей равновесное состояние имеет некоторые привлекатель­ные свойства. Можно сказать, что в условиях равновесия никакое перераспреде­ление не может улучшить положение одних людей без причинения ущерба неко­торым другим.

Способность рыночных сил устанавливать цену, при которой объем спроса ра­вен объему предложения, называется функцией рационирования системы цен.

Функция рационирования - процесс, посредством которого цена управляет передачей ограниченных ресурсов тем, для кого они представляют наибольшую ценность.

Цена является сигналом, определяющим направление производственных ре­сурсов в различные отрасли экономики. В отраслях с избыточным спросом фирмы имеют возможность оценивать свои товары выше издержек, необходи­мых для производства этих товаров. Получаемые прибыли стимулируют при­ток дополнительных ресурсов в эти отрасли. И, наоборот, убытки, понесенные отраслями с избыточным предложением, приводят к оттоку ресурсов из этих отраслей промышленности. Таким образом, проявляется распределительная функция цены.

Распределительная функция цены - процесс, посредством которого цена сигнализирует о необходимости перемещения ресурсов из отраслей, в которых цены на товары не окупают издержки на их производство, в отрасли, где цены на товары значительно превышают издержки на их производство.

Чтобы предсказать или объяснить, как изменятся равновесные цены и количество товара, необходимо уметь рассчитывать изменение положения кривых спро­са и предложения. Для кривых спроса и предложения со стандартным наклоном справедливы следующие утверждения:

ü повышение спроса приводит к увеличению и равновесной цены, и равновес­ного объема;

ü понижение спроса приводит к уменьшению и равновесной цены, и равно­весного объема;

ü увеличение предложения приводит к снижению равновесной цены и увели­чению равновесного объема;

ü уменьшение предложения приводит к повышению равновесной цены и умень­шению равновесного объема.

2. Как найти равновесие, если многочисленные производители, продавцы и по­купатели действуют независимо друг от друга, руководствуясь главным образом своими интересами? Еще в конце XVIII в. А. Смит образно уподобил этот меха­низм «невидимой руке рынка», которая как бы незримо руководит действиями агентов спроса и предложения. Простейшее объяснение этого механизма представлено на рис. 12.

               
    Вопрос 17. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие - student2.ru
 
P
 
 
P1   P3 P0 P2
 
 
   
0 Q2 Q3 Q4 Q1
 
Q
 

Рис. 12. Невидимая рука рынка (паутинообразная модель)1

Допустим, что продавцы предлагают свой товар в количестве Q1, по цене Р1, что соответствует точке В на кривой предложения S. Но по этой цене покупатели готовы купить только Q2 этого товара, что соответствует точке А на кривой спроса D. При этом останется непроданным Q1-Q2 данного товара. Столкнувшись с такой ситуацией, продавцы могут поступить двояким образом - снизить цену или сократить предложение. Если они примут решение продать весь предложенный товар целиком, то цена упадет до Р2 при которой возможно продать все Q1, но при попытке повторить продажу по цене Р2 продавцы в состоянии предложить только Q3 - намного меньше, чем в первом случае. Но за такое количество покупатели будут готовы заплатить более высокую цену Р3 соответствующую точке Е на кри­вой спроса D. Цена Р3 ниже первоначальной цены Р1, но все же выше цены равно­весия, так что часть товара Q4-Q3, хотя и меньшая, чем в первом случае, опять-таки останется непроданной. Чтобы распродать товар полностью, понадобится снизить цену до Р4, что вызовет сокращение предложения до Q4 и так далее, пока и предложение и спрос не уравновесятся при цене Рo.

Данная модель получила название «паутинообразной модели». «Модель пау­тины» отражает лишь частный случай из рыночной практики. Он относится, на­пример, к рынкам сельскохозяйственных товаров, где эластичность предложения по цене невелика из-за превратностей погоды. Если выдался урожайный год, то крестьянам (при отсутствии государственного регулирования) приходится сбы­вать всю свою продукцию по ценам намного ниже тех, на которые они рассчиты­вали. Если же они сокращают свою продукцию, ориентируясь на низкие цены предыдущего года, то цены резко возрастают, притом, что предложение падает. Резкие колебания цен на сельскохозяйственные товары вызвали к жизни госу­дарственное регулирование сельскохозяйственных цен, закупок и посевов прак­тически во всех промышленно развитых и во многих развивающихся странах.

Другой пример ориентации на цены - фондовая биржа. Предложение ценных бумаг на бирже действительно ориентируется преимущественно на курсы акций (текущие или прогнозные, фьючерсные), что и предопределяет их значительные колебания. При огромных объемах операций современных бирж решения о массо­вой покупке или сбросе акций часто доверяются компьютеру, который руковод­ствуется почти исключительно установленными максимальными и минимальны­ми порогами цен. Это временами приводит к неоправданно резким кризисным ситуациям. Значительные колебания свойственны и товарным биржам, причем не только тем, которые торгуют сельскохозяйственными товарами, но и сырьевы­ми. Это объясняется не столько колебаниями цен на продукцию, сколько прили­вами и отливами спекулятивной активности, при которой сделки совершаются всего лишь с целью уловить разницу в ценах.

3. Государственное регулирование обычно имеет целью стабилизацию равновесия или его сдвиг, приближение к равновесию или отклонение от него.

Основными средствами государственного воздействия на тот или иной рынок являются:

ü налоги;

ü субсидии;

ü установление фиксированных цен или фиксирован­ных объемов производства товаров.

Самым мягким средством государственного вмешатель­ства в работу рыночного механизма являются налоги, которые не изменяют усло­вия протекания рыночных процессов и не ограничивают свободу действий ры­ночных субъектов.

Введение поштучного (акцизного) налога, уплачиваемого продавцом, приводит к сокращению равновесного объема рынка, повышению цен, фактически уплачивае­мых покупателями, и снижению цен, фактически получаемых продавцами (рис. 13).

Вопрос 17. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие - student2.ru

Рис. 13. Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога, уплачиваемого продавцами1

До введения налога линия спроса занимала положение D, а линия предложе­ния - S. Равновесная цена составляла Р1, равновесный объем продаж – Q1.

Допустим, правительство ввело налог на данный товар (t ден. ед. за каждую единицу товара). Это вызовет параллельный сдвиг линии предложения вверх. Если ранее производители согласны были предложить на рынке количество то­вара Q1, если его цена составит Р1, то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если только цена-брутто (с включением налога) будет на t ден. ед. выше, чем Р1. Это рассуждение применимо к любому объему предло­жения. В результате линия предложения займет положение S2.

Новое равновесие характеризуется тремя величинами: Q2, Р+, Р-.Степень воздействия потоварного налога на объем продаж зависит от наклонов линий спроса и предложения (эластичности) (рис. 14). Эластичность позво­ляет определить, какую часть налога выплачивают производители, а какую - по­требители. Если спрос на товар высокоэластичен по цене, всю тяжесть налога несет производитель; если спрос на товар неэластичен по цене, большую часть налога платят покупатели. Подобное явление легко объяснить, так как в случае эластичного спроса потребители при росте цены на данный товар будут стремить­ся направить свой спрос на товары-субституты. В случае неэластичного спроса это будет сделать гораздо труднее.

Если предложение эластично - большая часть налога падает на потребителей, а если неэластично - на производителей. Объясняется это следующим. Эластичность предложения означает, что производители без труда смогут переключить свои ресурсы на производство какого-либо другого товара, в случае неэластичного предложения переключение ресурсов происходит медленнее.

                       
    Вопрос 17. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие - student2.ru
 
P
  Вопрос 17. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие - student2.ru   Вопрос 17. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие - student2.ru
       
P
  Вопрос 17. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие - student2.ru
 
 
 
 
 

Вопрос 17. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие - student2.ru

Q1
Q2
E1
E2
Q
Q1
Q2
E1
Вопрос 17. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие - student2.ru Вопрос 17. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие - student2.ru
S1
Вопрос 17. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие - student2.ru Вопрос 17. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие - student2.ru

           
  Вопрос 17. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие - student2.ru
   
D
 
 
   
Q

Рис. 14. Воздействие потоварного налога на равновесный объем рынка в зависимости от наклона линий спроса и предложения1

В случае введения дотации равновесный объем рынка расширяется, цена, фактически уплачиваемая покупателями, снижается, а цена, получаемая продавцами, повышается (рис. 15).

Вопрос 17. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие - student2.ru

Рис. 15. Воздействие на рыночное равновесие потоварной дотации, уплачиваемой производителем1

Допустим, что линии спроса и предложения первоначально занимали положения D и S1 соответственно. Равновесный объем продаж составлял Q1, равновесная цена – Р1.

При введении дотации в размере v ден. ед. на единицу продукции производители согласны будут предложить на рынке большее количество товара - Q2 по цене Р-.

Вопрос 18. Особенности ценообразования в условиях совершенной конкуренции2

1. Характеристика рынка совершенной конкуренции

2. Особенности ценообразования на рынке совершенной конкуренции

1. Рынок совершенной конкуренции характеризуется следующими условиями:

ü Все фирмы выпускают абсолютно идентичные, стандартные, равноценные по качеству и потребительским свойствам товары. В результате при равенстве цен на эти товары покупателю безразлично к какому поставщику обращаться (это допущение во многом соответствует реальному положению вещей на современном рынке, где конкуренция выравнивает качество и цену продукции ведущих поставщиков).

ü Размеры производства каждой из компаний-поставщиков на данный рынок настолько малы, что увеличение или уменьшение впуска продукции любой из них или даже ее уход с рынка не способны повлиять на хозяйственные решения других компаний, повлечь изменение цены продукции.

ü Все производственные ресурсы абсолютно мобильны: каждая из фирм имеет к ним равный, неограниченный доступ. В долгосрочном периоде нет существенных ограничений, накладываемых на свободу входа фирм на рынок и выхода с него. Ресурсы весьма легко перемещаются из одного вида деятельности в другой. При возникновении новых возможностей занятости и получения большей заработной платы рабочие желают и способны переезжать из одного региона в другой.

ü Все участники сделок на рынке – и продавцы, и покупатели – имеют полную достоверную информацию о рынке, сложившихся на нем ценах, объеме производства данного вида продукции и т.д. таким образом, решения принимаются в условиях определенности.

ü Каждый из покупателей обладает равными возможностями для приобретения нужного ему товара. Не существует искусственных ограничений в распределении материальных благ, привилегированных потребителей, получающих их в первую очередь.

Из последнего условия модели совершенной конкуренции следует, что следствием дефицита того или иного товара будет его продажа покупателям, готовым заплатить за него более высокую цену.

2. В условиях совершенной конкуренции цена спроса является для предприятия заданной рынком величиной. Причем любой предприятие сможет (или считает, что сможет) продать по этой цене любое количество товара.

Кривая спроса с точки зрения предприятия представлена на рис. 16 (а). Любое количество товара может быть продано по одной и той же цене. Более того, каждая последующая единица товара будет продана по той же цене, что и предыдущие. В этом случае цена Р равна средней выручке ATR и предельной выручке MR (см. рис. 16 (б)).

               
 
P
  Вопрос 17. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие - student2.ru  
P
  Вопрос 17. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие - student2.ru
 
 

Q
Q
Вопрос 17. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие - student2.ru Вопрос 17. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие - student2.ru

       
 
а)
 
б)

Рис. 16. Кривая спроса и кривая выручки в условиях совершенной конкуренции

Отметим, однако, что если изменение объема выпуска продукции данным предприятием приводит к изменению цены товара (что имеет место при несовершенной конкуренции), то равенство MR=ATR=P не соблюдается. Например, предприятие столкнулось с ситуацией, когда спрос характеризуется отрицательно наклоненной кривой. Чем больше объем выпуска продукции на таком предприятии, тем меньше цена единицы товара. При увеличении объема выпуска на одну единицу не только эта последняя, но и все остальные единицы товара могут быть реализованы лишь по меньшей цене. На какую величину изменится в этом случае общая выручка предприятия? Очевидно, она увеличится на величину выручки от реализации дополнительной единицы товара (равную цене единицы товара), но вместе с тем уменьшится на величину снижения цены реализации всех остальных единиц товара. Таким образом, в этом случае предельная выручка (приращение общей выручки предприятия) будет меньше выручки от реализации дополнительной единицы товара на величину суммарного снижения цены реализации всех остальных единиц товара, вызванного выпуском этой дополнительной единицы, т.е. MR<ATR=P.

Совместим на одном графике (рис. 17) кривые выручки и издержек предприятия, работающего в условиях совершенной конкуренции.

Po
P
E
Вопрос 17. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие - student2.ru
ATC
MR=Po
MC
AVC
Вопрос 17. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие - student2.ru Вопрос 17. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие - student2.ru Вопрос 17. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие - student2.ru Вопрос 17. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие - student2.ru Вопрос 17. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие - student2.ru Вопрос 17. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие - student2.ru

 
 
Q

Рис. 17. Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции1

В соответствии с рис. 17, предприятие максимизирует прибыль в точке пересечения Е кривых предельной выручки MR и предельных издержек MC. Естественно, речь идет о пересечении кривой предельного дохода с восходящей ветвью кривой предельных издержек. На рис. 18 кривая MR пересекает кривую MC два раза (в точках К и Е), но в точке К предельные издержки снижаются (значит, прибыль возрастает), следовательно, предприятие увеличивает свой выпуск до точки Е.

Р
Е
К
Вопрос 17. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие - student2.ru Вопрос 17. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие - student2.ru Вопрос 17. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие - student2.ru Вопрос 17. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие - student2.ru Вопрос 17. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие - student2.ru Вопрос 17. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие - student2.ru

 
 
Q

Рис. 18. Максимизация прибыли второго порядка

Это условие максимизации прибыли называется условием второго порядка. Очевидно, что максимальная прибыль должна быть неотрицательной величиной. В противном случае (когда цена меньше средних переменных издержек) предприятие вообще не будет выпускать данный товар. Однако, если цена выше средних переменных издержек AVC, хотя и ниже средних общих издержек ATC, предприятие все же будет впускать товар. Это объясняется тем, что предприятие не может уменьшить сумму своих потоянных издержек (в рассматриваемом непродолжительном периоде) и вынуждено вести производство, если выручка покрывает хотя бы переменные издержки и частично обеспечивает тем самым средства, необходимые для покрытия постоянных издержек.

В более продолжительном периоде такое положение, конечно, невозможно, и некоторые предприятия вынуждены будут покинуть рынок, что приведет к повышению цены спроса для остальных предприятий. такое положение будет продолжаться до тех пор, пока цена не будет, по крайней мере, покрывать средние издержки оставшихся на рынке предприятий, т.е. Р станет равной ATC. Если же процесс выхода предприятий с рынка будет продолжаться дальше, дальнейший рост цены приведет к превышению для оставшихся на рынке предприятий цены над средними издержками и, следовательно, к получению этими предприятиями некоторой прибыли. Но эта прибыль послужит сигналом для входа на рынок новых предприятий, что приведет к увеличению предложения и снижению цены товара, после чего прибыль предприятий на рынке будет снижаться. Процесс входа новых предприятий прекратится тогда, когда цена будет покрывать только средние издержки, т.е. P=MR=MC=ATC.

В условиях совершенной конкуренции вход предприятий на рынок и выход с него определит в длительном периоде равенство цены величине средних издержек, т.е. P=MR=MC=ATC.

Наши рекомендации