Тема 3. Основные этапы развития ценообразования в России

Экономика России конца 19 - начала 20 веков характеризовалась периодами подъема и спада, но в целом ее развитие шло неуклонно по восходящей линии. Особенно бурный подъем происходил в 1893-1899 годах, и прежде всего в отраслях тяжелой промышленности, где производство увеличилось в два раза. Цены за этот период снизились на 3%.

1900 -1908 годы в российской экономике можно охарактеризовать как период некоторого спада, или, скорее, застоя, причем это наблюдалось не во всех отраслях. Общее развитие промышленности все же продолжалось, но проходило очень неравномерно. Например, выплавка чугуна снизилась на 3%, зато производство стали увеличилось на 24%, нефтедобыча упала на четверть, но добыча угля выросла в 1,5 раза. Соответственно вели себя и цены. В 1902-1903 годах цены по сравнению с предыдущими двумя годами снизилось на 8%, но с 1904 в связи с русско-японской войной они интенсивно растут и в 1904 году индекс роста составил 4% по сравнению с 1903 годом. Особенно быстрыми темпами цены росли в 1905-1907 г.г. - на 21,5 % по сравнению с 1904 г. И на 31, 6% по сравнению с 1890г., что объясняется острыми политическими событиями в России. В 1908 году цены упали на 5,8% по сравнению с 1907 годом ,но уже в 1909 г. начинается их рост, и к 1914 году индекс по сравнению с 1890 г. Составил146,2%, а в 1915 году - 236,7%.

После бесславного окончания русско-японской войны в России снова стало формироваться общественное мнение о необходимости победоносной войны, дабы забыть предыдущее поражение.

В Европе, том числе и в России, на всех порах шла подготовка к войне. Государства увеличивали военные расходы, призывали дополнительные контингенты военнослужащих в армии.

Участие Росси в этой войне отразилось самым тяжелым образом на экономике страны. Во время войны произошло падение производства во всех отраслях. Общие посевы сельскохозяйственных культур сократилось на 12%, производство зерна - на 20%, мяса - в 4 раза. Промышленность, производящая гражданскую продукцию, сократилась в два раза, зато производство оружия к 1917 году увеличилось в 10-12 раз.

Общие финансовые расходы на войну составили астрономическую сумму - 39 млрд. руб., которые возмещались за счет налогов и внутренних займов. За 1914-1916 годы расходы государственного бюджета выросли с 4.86 до 18.1 млрд. руб., что привело к огромному бюджетному дефициту, который за 4 года войны составил 49 млрд. руб. С 1914 года по 1917 год сумма кредитных знаков, находившихся в обращении, увеличилась до 9.1 млрд. руб, в то время как золотой запас составлял всего 1.5 млрд. руб.

Началась безудержная эмиссия денег. Уже в конце 1915 года десятирублевые золотые монеты продавались за 16-17 бумажных рублей. К началу 1917 года количество денег в обращении увеличилось в 6 раз, 1 рубль приравнивался к 27 коп. довоенн6ого выпуска.

В ноябре 1916 года была введена продразверстка, то есть принудительное изъятие продовольствия у крестьян по твердым ценам, чтобы обеспечить им армию и городское население. Товарообмен между городом и деревней практически прекратился, его место заняло государство, силой пытавшееся изъять зерно.

Взамен нормальной торговли в городах в начале 1916 года появилось карточное распределение продуктов. В марте 1917 года была введена хлебная монополия. Весь хлеб у крестьян был взят на учет продовольственными органами, но крестьяне и помещики скрывали свои запасы, ожидая роста цен в конце лета после уборки урожая. В августе, действительно, заготовительные цены на хлеб поднялись вдвое, что сразу отразилось на розничных ценах.

Летом 1917 года были введены твердые цены на уголь, нефть, лен, кожу, шерсть, яйца, масло и т.д. На потребительском рынке стали исчезать основные товары: мыло, чай, обувь, гвозди и т.д.

Государство продолжало печатать бумажные деньги. В октябре 1917 года 1 рубль стоил всего 6 довоенных копеек. Цены к этому времени поднялись на хлеб в 16 раз, на картофель - 20 раз, на сахарный песок - 27 раз.

Теоретики «военного коммунизма» - Н. Бухарин, Е. Преображенский, Ю. Ларин и другие - в 1918-1920 годах постоянно подчеркивали, что «коммунистическое общество не будет знать денег», что деньги обречены на исчезновение. Они хотели сразу обесценить деньги, а на их место поставить обязательную систему распределения благ по карточкам.

Исходя из идеи о необходимости скорой отменны денег, правительство все больше склонялось к полному обесценению денег путем их неограниченной эмиссии. Их было напечатано так много, что они обесценились в десятки тысяч раз и почти полностью потеряли покупательную способность. Стоимость коробка спичек или билета в трамвае оценивалась в миллионы советских рублей.

Денежная эмиссия первых послереволюционных лет оказалась самым главным источником пополнения государственного бюджета. В первой половине 1918 года Народный банк выпускал ежемесячно по 2-3 млрд. практически нечем не обеспеченных рублей - «керенок», - зачатую их даже не разрезали на отдельные купюры. В январе 1919 года в России в обращении находилось 61,3 млрд. руб., две трети которых составляли «керенки» советского выпуска. В феврале 19919 года были выпущены первые советские деньги, которые назывались «расчетные знаки РСФСР».

В мае 1919 года Народному банку было предписано выпускать денег столько, сколько нужно для хозяйства страны. Печатный станок был включен на полную мощность. На печатание денег уходило от 45 до 60% бюджетных доходов.

В результате безудержной эмиссии уровень цен достиг невиданных масштабов. Если уровень цен 1913 года принять за единицу, то в 1918 году он составил 102, в 1920 -9620, 1922 - 7343000, а в 1923 году - 648230000. Как заявлял Е. Преображенский на 10 съезде партии (1921 г.), массовая инфляция служила формой косвенного налогообложения в пользу государства при изъятии у крестьян сельскохозяйственной продукции.

В результате советские деньги были полностью обесценены. В 1921 году покупательная способность 50-тысячной купюры приравнивалась к довоенной монете в одну копейку. Высокую ценность сохранил лишь золотой царский рубль, но в обращении его почти не было, так как население его припрятывало. Однако совсем без полноценных денег обойтись было невозможно, поэтому в стране наиболее распространенными единицами измерения ценностей стали хлеб и соль.

В результате проведения такой денежной политики были полностью разрушены система ценообразования и финансов. И вполне закономерно экономика перешла к натуральному обмену. В промышленности внедрялась система безденежных отношений и расчетов. Главки и местная власть выписывали ордера, по которым предприятия должны были бесплатно отпускать свою продукцию другим предприятиям и организациям. Налоги отменялись, долги друг другу аннулировались.

В соответствии с продразверсткой в стране была запрещена частная торговля хлебом и другими продуктами. Все продовольствие распределялось государственными учреждениями строго по карточкам. Централизованно, по карточкам распределялись и промышленные товары повседневного спроса. Заработная плата рабочим и служащим на 70-90% выдавалась в виде продовольственных и промтоварных пайков или производимой продукцией. Были отменены денежные налоги с населения, а также плата за жилье, транспорт, коммунальные услуги и др.

Однако следует признать, что система «военного коммунизма» так и не стала абсолютно господствующей, что ей не удалось полностью подавить свободный рынок, который, несмотря на суровые законы военного времени, оказался очень жизнеспособным. Общеизвестно, что спекулянты -«мешочники» доставляли в города столько же хлеба, сколько давали все заготовки по продразверстке, только цена его была в несколько раз выше.

Взяв курс на экономическое сотрудничество с крестьянством, 10 съезд РКП(б) в марте 1921 года принял решение о замене продразверстки продналогом. Это означало коренное изменение способа заготовок продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Тем самым было положено начало новой экономической политике.

Для стабилизации рубля была проведена деноминация денежных знаков. Сначала в 1922 году были выпущены так называемые совзнаки. Новый рубль приравнивался к 10 тыс. прежних рублей. В 1923 году были выпущены другие совзнаки, один рубль которых равнялся 1 млн. Прежних денег и 100 рублям образца 1922 года.

Одновременно с выпуском новых совзнаков, в конце ноября 1922 года была выпущена в обращение новая советская валюта - «червонец», приравненный к 7,74 г. чистого золота, или к дореволюционной золотой десятирублевой монете. Новые «золотые банкноты» на 25% обеспечивались золотом, другими драгоценными металлами и иностранной валютой, на 75% - легкореализуемыми товарами, векселями и прочими обязательствами.

И хотя на 1 января 1923 года доля червонцев в денежной массе была ничтожна - всего 3%, во втором полугодии они почти вытеснили совзнаки из крупного хозяйственного оборота. Уже осенью крестьяне соглашались продавать зерно только за червонцы, порой даже снижая цены, лишь бы получить «золотые банкноты». Устойчивость червонца подтверждалась тем, что Госбанк обменивал все предъявляемые банкноты на иностранную валюту по твердому курсу.

Заключительным этапом реформы была процедура выкупа совзнаков. В марте 1924 года был определен фиксированный курс из расчета 50 тыс. руб. совзнаками 1923 года за 1 рубль золотом казначейскими билетами. Но так как деноминация 1023 года приравняла в свое время 1 рубль образца 1923 года к 1 млн. Руб. знаками дореволюционного и революционного образцов до 1921 года включительно, то это означало обесценивание бумажного рубля в 50 млрд. раз.

Главным приоритетом в экономической жизни страны явилось в тот период восстановление и интенсивное развитие крупной промышленности, которая рассматривалась как основная опора советской власти в крестьянской стране и как источник укрепления ее обороноспособности. Но для развития промышленности нужны были огромные средства, которые можно было извлечь только из сельского хозяйства через налоги и сознательное установление особой ценовой политики.

Тем самым центральная власть пыталась регулировать основные пропорции экономического роста. Но на практике это привело к глубоким диспропорциям, так называемым «ножницам цен». Если с 1913 по 1922 годы цены на промышленные товары, по сравнению с ценами на продукцию сельского хозяйства, выросли в 1,2 раза, то к концу 1923 года «раствор» ножниц достиг уже 300%, или , другими словами, чтобы купить плуг в 1913 году хватало 10 пудов ржи, а в 1923 году требовалось уже 36 пудов ржи. Такая политика цен позволяла проводить неэквивалентный товарообмен между городом и деревней, изымать из сельского хозяйства немалые средства.

Осенью 1923 года в стране разразился так называемый «кризис сбыта», когда был собран хороший урожай, но крестьяне не торопились сдавать хлеб по низким ценам, поскольку они не компенсировали затраты на производство, не молкли купить необходимые промышленные товары, которыми были забиты все склады и магазины. Государство снова стояло перед необходимостью пойти на уступки сельхозпроизводителям. В этом году государство вынуждено было внести изменения в ценовую политику. Оно стало сверху устанавливать цены на продукцию промышленности, лишив тресты и синдикаты влияния на рынок. К маю 1924 года было проведено снижение оптовых цен на промышленные товары в среднем на 26%, что позволило заметно снизить товарные запасы и возобновить рост производства. Такие компании производились периодически в 1926 и 1927 годах..

После 1926-1927 г.г. начался рост розничных цен, который был вызван свертыванием НЭПа. Целенаправленное свертывание нэпа в стране шло по всем направлениям.

Постепенно стало происходить расстройство денежной системы, созданной в 1022-24 годах. Денежная масса в обращении с февраля по октябрь 1925 года увеличилась на 52%, что привело к резкому росту цен на свободном рынке, которые государство не могло регулировать. Госбанк начал широкомасштабную денежную эмиссию. Денежная масса за период с 1926 по 1937 год увеличилась почти в 9 раз. Цены свободного рынка тут же отреагировали на эмиссию: в 1932 году по сравнению с 1927 годом они выросли пости в восемь раз, в том числе на промышленные товары более чем в 5 раз, а на продукцию сельского хозяйства - почти в 13 раз.

Государство пыталось удержать цены в оптовой т розничной торговле на стабильном уровне, но это привело к острому товарному дефициту, вследствие чего со второй половины 1928 года вводится карточная система распределения.

В стране существовала значительная разница в ценах на одни и те же товары. Можно назвать по меньшей мере шесть различных видов цен:

1. государственные, «нормированные» цены на товары, отпускаемые по карточкам;

2. цены так называемого коммерческого фонда на товары, которые отпускались в городах сверх карточной нормы;

3. «среднеповышенные цены» устанавливались на товары, продаваемые в рабочих районах; они занимали промежуточное положение между государственными и коммерческими ценами;

4. цены на товара в «образцовых магазинах» были гораздо выше коммерческих. Этими магазинами пользовались различные категории руководящих работников;

5. цены в «торгсинах», где товары продавали на золото и иностранную валюту. Выдаваемые взамен золота и валюты боны являлись особым покупательным средством наряду с рублем.

6. рыночные цены.

В октябре 1935 года была отменена карточная система на все продовольственные товары, ас 1 января 1936 года - на все прочие товары. Одновременно с отменой карточек были ликвидированы «нормированные» и коммерческие цены, а введены «единые цены» на промышленные и продовольственные товары. Единые цены были значительно выше прежних нормированных.

В 1932 - 35 годах происходило дальнейшее повышение заработной платы и розничных цен. Причем, рост заработной платы в промышленности превышал рост производительности труда, в результате чего себестоимость превысила оптовые цены. Тяжелая промышленность стала нерентабельной и убытки возрастали год от года. Для обеспечения рентабельности стали формировать цены на базе текущих издержек производства. При этом государство взяло на себя расходы по финансированию капитального строительства и расширению производственных фондов.

В 1936 году была проведена реформа оптовых цен в промышленности. В основу цен были положены текущие затраты на производство, а прибыль определялась в размере 3-4% к себестоимости. Налог с оборота на средства производства был сведен до минимума (0,5 - 1%). Однако рост оптовых и розничных цен остановить не удалось. В 1940 г. оптовые цены промышленности были выше цен 1926-27 г.г. в 2,2 раза, государственные розничные цены - в 6,5 раза, заготовительные цены - в 3,3 раза.

Для обеспечения финансового маневра в ценообразовании и гибкости цен была введена система двух прейскурантов на товары народного потребления. Это было осуществлено в ходе реформы цен на продукцию легкой промышленности в 1939 г. Механизм ценообразования в годы первых пятилеток широко использовался для перераспределения национального дохода в пользу тяжелой промышленности за счет сельского хозяйства, на продукцию которого цены были относительно низкими.

Во время второй мировой войны общий уровень оптовых цен повысился незначительно. Карточная система снабжения, введенная в самом начале войны, обеспечивала городское население продуктами питания лишь в минимальной степени. Но карточное распределение постоянно давало сбои, люди стояли в больших очередях, чтобы «отоварить» карточки, и зачастую ничего на них не могли получить. Снова была организована коммерческая торговля по ценам значительно выше пайковых.

До конца 1947 года сохранялась 4арточноая система на продукты питания и промышленные товары для населения. Ее отмена планировалась на конец 1946 года, но из-за засухи и неурожая этого года на произошло. Отмену удалось провести только в конце 1947 года.

Но прежде чем отменить карточки, правительство провело реформу цен. В результате были установлены единые цены на продукты питания взамен существовавших ранее карточных (пайковых) и коммерческих цен. Вследствие этого стоимость основных продовольственных продуктов для городского населения выросла. Так, цена 1 кг черного хлеба по карточкам была 1 руб., а стала 3,4 руб; цена 1 кг мяса выросла с 14 до 30 руб.; молока - с 2,5 до 8 руб. Правда, для низко- и среднеоплачиваемых категорий рабочих и служащих одновременно с едиными ценами устанавливались так называемые «хлебные надбавки» в среднем около 110 руб. в месяц. С 1 января 1949 г. была проведена реформа оптовых цен на средства производства, отменена государственная дотация промышленности и транспорту. Новые оптовые цены были установлены на базе плановой себестоимости 1950 г. Одновременно была поставлена задача по снижению себестоимости продукции с тем, чтобы в 1952 г. снизить цены до уровня 1948 г.

Уровень закупочных цен в первые послевоенные годы был самым низким - всего на 18% выше довоенного уровня. В то время, как оптовые цены были выше цен 1940 года в 2,5 раза. С 1949 года началось планомерное снижение розничных цен.

Политические изменения, произошедшие в СССР в 1953 году, требовалось подкрепить изменениями в экономике. Одним из первых мероприятий нового руководства страны было снижение сельскохозяйственного налога , списание недоимок по налогам за прошедшие годы, снижение номы обязательных поставок государству, увеличение закупочных цен на продукцию сельского хозяйства. Так, заготовительные и закупочные цены на основные сельскохозяйственные продукты к концу 1950-х годов выросли в три раза.

К 60-м годам проявилась четкая тенденция повышения затрат на производство в добывающих отраслях промышленности, обозначилась резкая дифференциация рентабельности по отраслям и предприятиям, несоответствие цен и качества и качества продукции. В 1965 г. была проведена хозяйственная реформа, направленная на усиление самостоятельности и ответственности предприятий за результаты своей деятельности. Произошли заметные изменения и в системе ценообразования: оптовые цены стали более объективно отражать реальные производственные затраты и предприятия уже могли получать прибыль от реализации продукции. Из этой прибыли предприятия должны были вносить в бюджет плату за производственные фонды, фиксированные платежи и образовывать свои поощрительные фонды. В результате реформы оптовых цен, проведенной в 1966-67 годах, цены были повышены на 7%, в том числе в тяжелей промышленности - на 15%.

Очередной пересмотр оптовых цен был произведен в 1973 и 1982 годах и вызван необходимостью повышения закупочных цен на продукцию сельского хозяйства и ростом затрат на производство в добывающих отраслях промышленности.

Последний пересмотр оптовых цен был подготовлен к 1991 году, но не был осуществлен в связи с либерализацией цен, которая коренным образом перестроила и систему цен и методологию ценообразования.

Тема 4. Функции цен.

Еще один способ проникновения в суть цены состоит в изучении их функций, характеризующих роль, которую цены играют в экономике. При этом надо иметь в виду, что функции цен и способы их реализации различаются в зависимости от природы той экономической среды, в которой действуют, используются цены. Прежде всего имеется в виду различие действия ценового механизма в экономике централизованно-государственного и рыночного типа.

Первичной функцией цены следует считать измерительную .Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность в акте купли-продажи.

С измерительной функцией цены соседствует соизмерительная,заключающаяся в сопоставлении ценностей разных товаров. Сравнивая цены, мы получаем возможность различать более или менее дорогие товары, дорогие и дешевые. Если цена адекватно отражает полезность, то она может использоваться и при сопоставлении не только денежной ценности, но и полезности товаров.

Благодаря измерительной функции цена обретает учетную функцию.Данная функция показывает, во что обходится обществу производство той или иной продукции. В связи с этим цены служат средством исчисления всех стоимостных показателей экономики: объема произведенной и реализованной продукции, объема инвестиций и розничного товарооборота, издержек производства и обращения, прибыли и других. В свою очередь с помощью количественных и качественных стоимостных показателей исчисляются темпы и пропорции в развитии отдельных отраслей народного хозяйства.

Наряду с учетом цена как измеритель может быть одним важных инструментов анализа, прогнозирования, планирования, при которых используются показатели в денежном выражении .

Из перечисленных функций вытекает возможность их использования в качестве инструмента регулирования экономических процессов. Так, в рыночной экономике цены - это основной инструмент уравновешивания спроса и предложения, увязывающий денежный запрос производителя или продавца на их оплату с ответной реакцией потребителя. В нерыночной экономике такие функции насильно навязываются ценами, которые сами навязываются экономике. Такая искусственность делает назначаемые государством цены малоэффективным средством балансирования доходов и расходов, а в более широком плане - регулирования экономики.

Цена может выполнять распределительную функцию,заключающуюся в возможности за счет перераспределения спроса на тот или иной продукт, связанного с его ценой, влиять на предложение товара, на расширение производства недостающего (дефицитного) товара и сокращения производства избыточного товара. В итоги инвестиции направляются преимущественно в малоразвитые отрасли и области производства за счет оттока средств из устаревших отраслей. В условиях централизованной экономики такая функция использовалась государством для воздействия на структуру производства и получаемые доходы. Повышая или понижая оптовые или розничные цены, государство там самым перераспределяло доходы и прибыль регионов, отраслей, предприятий, cоциальных групп, семей, отдельных семей.

Цена выполняет очень важную социальную функцию.С ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная реакция людей на уровень цен и его изменение чувствительна и высока. В бытовом восприятии розничных цен на потребительские товары и услуги люди считают, рост цен снижает уровень жизни, тогда как снижение цен заведомо улучшает жизнь. При этом обычно не принимаются во внимание другие, неценовые факторы, такие, как доходы, наличие товаров на рынке, структура потребления.

Наряду с внутренними функциями, реализуемыми в пределах народного хозяйства страны, цены выполняют внешнеэкономические функции,выступая в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.

Как в рыночной, так и в нерыночной экономике цены выполняют стимулирующую функцию,влияя на заинтересованность производителей в повышении объемов производства и качества продукции во имя увеличения выручки от продаж. Механизм этого влияния пролегает через желание производителя увеличить доход и прибыль, которые непосредственно связаны с ценами на продукцию, товары и услуги. Существенная разница между проявлением этой функции в рыночной и неконкурентной дефицитной экономике в том, что в первом случае производитель стремится повысить и выпуск товара, и качество, и цену, а во втором - только цену .

Великое многообразие функций цены, которая явно перегружена обязанностями в своей государственной форме, а также противоречивость целей и задач осуществления отдельных функций приводят к тому, что успешно реализовать все функции не представляется возможным.

В этом смысле, говоря о рациональных и тем более оптимальных ценах, следует иметь в виду определяющие функции и такое их сочетание, при котором функции реализуются в необходимой степени. В рыночной экономике цены разгружены от ряда функций, например плановой, и используются в основном как чисто рыночные регуляторы и стимуляторы, подлинно воплощающие денежное содержание. Пока сохраняется стремление возложить на цену весь груз функций экономического регулирования, попытки создать эффективный ценовой механизм вряд ли окажутся плодотворными.

Цена есть объективная категория, ее величина обусловлена действием законов спроса и предложения и денежного обращения. При попытках в приказном порядке установить так называемые правильные, хорошие, нужные, справедливые цены, нарушая объективные экономические законы, хозяйственная ситуация отреагирует на подобные действия углублением дефицита, инфляцией, спекуляцией, принудительным распределением.

Наши рекомендации