Правовая основа международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства
Суды, прокуроры, следователи и органы дознания Российской Федерации осуществляют взаимодействие в сфере уголовного судопроизводства и оказывают правовую помощь по уголовным делам соответствующим компетентным органам и должностным лицам иностранных государств в соответствии с международными договорами, международными соглашениями Российской Федерации или на основе принципа взаимности.
Характер и пределы взаимной правовой помощи по уголовным делам уточняется международными договорами. Круг и названия этих действий могут варьироваться в соответствии со спецификой национального уголовного процесса. Содержание конкретных форм помощи подробно раскрывается в отдельных статьях Европейской Конвенции о взаимной помощи по уголовным делам 1959 г. (ст. 1, 3, 5), Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., в Протоколе к ней (ст. 6), а также в соответствующих статьях двусторонних договоров РФ.
При отсутствии у России международного договора или международного соглашения правовая помощь осуществляется на основе принципа взаимности. Он подтверждается письменным обязательством компетентных органов РФ (ч. 2 ст. 453 УПК РФ) оказать от имени России правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий. При этом сохраняется порядок направления письменных поручений через центральные органы РФ и иностранного государства. Применение принципа взаимности закреплено в п. 2 ст. 5 Европейской Конвенции 1959 г.
В случае обращения за правовой помощью на условиях взаимности в текст запроса или (и) в сопроводительные документы включается заверение о том, что Генеральная прокуратура или другой компетентный орган РФ с учетом международных принципов оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам готовы оказать содействие компетентным органам и должностным лицам соответствующих государств по их запросам на территории, относящейся к юрисдикции РФ.1
Основными международными договорами, на базе которых осуществляется взаимная правовая помощь для РФ, являются: Европейская Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (1959 г.)[234] и Дополнительный протокол к ней; Европейская Конвенция о выдаче (1957 г.)[235] и Дополнительный протокол к ней, Конвенция о взаимной правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993 г.)[236] и Протокол к ней, Конвенции и договоры по взаимодействию в борьбе с отдельными видами преступлений. Этими международными документами предусматривается, что государства оказывают друг другу наиболее полную правовую помощь в вопросах уголовного преследования за преступления, наказание за которые на момент запроса о помощи подпадает под юрисдикцию судебных органов запрашивающей стороны (ст. 1 Европейской Конвенции 1959 г.). Помимо этого у Российской Федерации имеется большое количество двусторонних договоров. Двусторонний договор является достаточным основанием для направления запроса об оказании правовой помощи.
1 марта 2000 г. для России вступили в силу два важных международных договора - Конвенция о выдаче 1957 г. и Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. В настоящее время участниками Конвенции 1959 г. являются 39 государств, Конвенции 1957 г. - 38 (в их числе Израиль, не являющийся членом Совета Европы).
Для России конвенции применяются с учетом сделанных при их ратификации оговорок и заявлений.
Компетентные органы РФ для сношения по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам таковы:
- Верховный Суд Российской Федерации - по вопросам судебной деятельности Верховного Суда РФ;
- Министерство юстиции Российской Федерации - по вопросам, связанным с работой других судов;
- Министерство внутренних дел Российской Федерации - в отношении поручений, не требующих санкции судьи или прокурора, связанных с проведением дознания и предварительного следствия по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел Российской Федерации;
- Федеральная служба безопасности Российской Федерации - в отношении поручений, не требующих санкции судьи или прокурора, связанных с проведением дознания и предварительного следствия по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции органов федеральной службы безопасности;
- Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков - в отношении поручений, не требующих санкции судьи или прокурора, связанных с проведением дознания и предварительного следствия по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции этих органов;
- Генеральная прокуратура Российской Федерации - во всех остальных случаях проведения дознания и предварительного следствия.
К компетенции Генеральной прокуратуры и Верховного Суда РФ относится также решение вопроса о применении при исполнении поручения (по просьбе запрашивающей Стороны) процессуального законодательства последней. При этом не должно возникать противоречий законодательству Российской Федерации.
Решение вопросов о выдаче и уголовном преследовании относится к компетенции Генеральной прокуратуры РФ.
К вопросам оказания правовой помощи относятся:
- исполнение судебных поручений, касающихся уголовных дел, в целях получения свидетельских показаний или передачи вещественных доказательств, материалов или документов;
- вручение судебных повесток и постановлений о явке в суд запрашивающей Стороны свидетелей, экспертов и обвиняемых;
- передача выдержек из судебных материалов и информации о них, необходимых для рассмотрения уголовного дела;
- информирование государств - участников Конвенции о вынесении обвинительных приговоров и принятии последующих мер в отношении их граждан (на основании оговорки к ст. 22 Конвенции эта информация будет направляться Россией на основе взаимности и только в отношении сведений, признанных официальными в соответствии с российским законодательством).
В феврале 2000 г. Европейская комиссия по проблемам преступности СЕ разработала типовую форму запроса о правовой помощи, в соответствии с которой запрос должен содержать: наименование запрашивающего государства и органа, фамилию, имя, отчество должностного лица, адрес, телефон, факс; дату запроса; номер, на который необходимо ссылаться запрашиваемой стороне при ответе, наименование запрашиваемого государства и органа; предмет запроса, в том числе меры, которые необходимо предпринять; дату, к которой ожидается ответ; координаты и фамилию, имя, отчество заинтересованного должностного лица запрашивающего государства; ходатайство может содержать также просьбу к запрашиваемой стороне подтвердить получение запроса и сообщить дату, к которой можно ожидать ответ.
При ратификации Конвенции Россия сделала оговорку к ст. 2, допускающей отказ в оказании правовой помощи. В соответствии с ней, а также ст. 2 Конвенции, обращающемуся с просьбой иностранному государству может быть отказано, если:
- просьба касается преступления, которое запрашиваемая Сторона считает политическим или связанным с политическим;
- запрашиваемая Сторона считает, что выполнение просьбы может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам страны;
- лицо, которое в запрашивающем государстве подозревается или обвиняется в совершении правонарушения, находится под судом, либо было осуждено или оправдано в связи с этим правонарушением в Российской Федерации или в третьем государстве, либо в отношении этого лица в Российской Федерации или в третьем государстве вынесено решение об отказе в возбуждении или прекращении производства по делу, по поводу которого поступил запрос о правовой помощи;
- преследование или исполнение решения по делу невозможно ввиду истечения срока давности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Российской стороной в соответствии со ст. 3 Конвенции и ст. 1 п. 2 Федерального закона о ее ратификации может быть отказано в исполнении поручения о получении свидетельских показаний, если соответствующие лица воспользовались предоставленным им российским законодательством правом отказаться от дачи показаний вообще или по данному делу.
Нормы, посвященные международному сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства, впервые введены в УПК РФ. Ранее положения, касающиеся этих вопросов, регулировались только международными договорами Российской Федерации.
Частью пятой настоящего УПК регулируются только те направления международного сотрудничества, которые связаны с оказанием международной правовой помощи по уголовным делам. Другие виды международного сотрудничества (осуществление по запросам иностранных государств оперативно - розыскных мероприятий, информационное обеспечение, координация деятельности по раскрытию и расследованию преступлений, затрагивающих интересы нескольких государств, и т.п.) не являются предметом уголовно - процессуального законодательства.
Международная правовая помощь по уголовным делам в соответствии с частью пятой УПК РФ осуществляется в случаях, когда обвиняемый или подозреваемый по уголовному делу, возбужденному на территории одного государства, скрывается на территории другого государства либо когда свидетели, потерпевшие или другие участники уголовного процесса, документы, относящиеся к уголовному делу, расследуемому или рассматриваемому в суде на территории одного государства, находятся на территории другого государства, а также в некоторых других случаях. В связи с этим и в целях выполнения задач уголовного процесса государства обращаются друг к другу за помощью в розыске обвиняемого или подозреваемого, его задержании либо заключении под стражу, а затем о выдаче с целью привлечения к уголовной ответственности, о производстве следственных или других процессуальных действий, без которых невозможно расследование и отправление правосудия по уголовному делу, а также исполнение решений суда.
Оказание международной правовой помощи по уголовным делам предполагает в соответствии с положениями части пятой УПК РФ выполнение на основании международных договоров и национальных нормативных правовых актов одним государством в интересах другого государства запросов (поручений) о производстве процессуальных действий или о выдаче обвиняемого (подозреваемого) для привлечения его к уголовной ответственности по конкретному уголовному делу, расследуемому или рассматриваемому в суде запрашивающего государства, либо об исполнении приговоров или иных судебных решений, в том числе о передаче осужденного в одном государстве для отбывания наказания или принудительного лечения другому государству.