Выбор оптимального выпуска на краткосрочном временном интервале
Цена единицы продукции для покупателя является доходом от единицы продукции или средним доходом для продавца. Цена и средний доход – это одно и то же, рассмотренное с разных точек зрения. Валовой доход при любом уровне продаж определяется путем умножения цены на количество продукции, которое фирма может продать. Всякий раз, когда фирма обдумывает, насколько изменить объем производства, она будет озабочена и тем, как изменится ее доход в результате этого сдвига в выпуске. Здесь важную роль играет предельный доход. Предельный доход – постоянная величина, потому что валовой доход увеличивается на постоянную сумму с каждой дополнительно проданной единицей. Итак, в условиях чистой конкуренции цена товара является постоянной для отдельной фирмы; добавочные единицы, следовательно, могут быть проданы без понижения цены продукта. Это означает, что каждая дополнительная единица продаж присоединяет точно свою цену к валовому доходу. Предельный доход постоянен в условиях чистой конкуренции, потому что дополнительные единицы могут быть проданы по постоянной цене.
В краткосрочном периоде конкурентная фирма располагает неизменным оборудованием и пытается максимизировать свои прибыли или минимизировать свои убытки, приспосабливая свой объем производства посредством изменений в величине переменных ресурсов (материалов, труда и т.д.), которые она использует. Экономическая прибыль, к которой фирма стремится, опреде-ляется как разность между валовым доходом и валовыми издержками.
Существуют два подхода к определению уровня производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальные прибыли или минимальные убытки. Первый включает сравнение валового дохода и валовых издержек; второй – сравнение предельного дохода и предельных издержек.
Первый подход. При фиксированной рыночной цене перед конкурентным производителем стоят три вопроса:
1. Следует ли производить?
2. Сколько производить продукции?
3. Какая прибыль (или убыток) будет получена?
Ответ на первый вопрос кажется очевидным: фирме следует осуществлять производство в краткосрочном периоде, если она может получить либо 1) экономическую прибыль, либо
2) убыток, который меньше, чем ее постоянные издержки.
На второй вопрос: «Сколько производить продукта?» ответ здесь таков: в краткосрочном периоде фирме следует производить такой объем продукции, при котором она максимизирует прибыли или минимизирует убытки.
Ответ на третий вопрос раскрывает анализ рисунка 4.7.
Рис. 4.7. Уровень производства конкурентной фирмы в случаях
максимизации прибыли (а) и минимизации убытков
и закрытия фирмы (б)
Случаи максимизации прибыли и минимизации убытков и закрытия фирмы показаны на основе принципа сопоставления валового дохода с валовыми издержками. Прибыли фирмы максимизируются (рис. 4.7 а) при таком объеме производства, когда валовой доход превышает валовые издержки на максимальную величину. Фирма будет минимизировать свои убытки
(рис. 4.7 б), производя такой объем продукции, при котором валовые издержки превышают валовой доход на наименьшую величину. Однако если нет производства, при котором валовой доход превышает переменные издержки, фирма будет минимизировать убытки в краткосрочном периоде путем закрытия.
Второй подход. Фирме следует сравнить предельный доход (MR) и предельные издержки (МС) каждой последующей единицы продукции. Любую единицу продукции, предельный доход от которой превышает ее предельные издержки, следует производить, потому, что на каждой такой единице продукции фирма получает больше дохода от ее продажи, чем она прибавляет к издержкам, производя эту единицу. Точно так же, если предельные издержки единицы продукции превышают ее предельный доход, фирме следует избегать производства этой единицы. Она добавит больше к издержкам, чем к доходу; такая единица продукции не будет окупаться.
На начальных стадиях производства, когда объем выпуска относительно небольшой, предельный доход будет обычно (но не всегда) превышать предельные издержки. Следовательно, производство прибыльно в пределах этого объема. Но на последующих стадиях производства, когда объем выпуска относительно велик, повышающиеся предельные издержки вызовут обратное действие. Если предельные издержки будут превышать предельный доход, то следует избегать производства продукции в интересах максимизации прибылей. Ключ к правилу, определяющему объем производства, следующий: фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки только в том случае, когда предельный доход равен предельным издержкам. Этот руководящий принцип максимизации прибыли называется правилом MR = МС.
Три отличительные черты правила МR = МС:
• правило предполагает: а) фирма предпочтет производить, если предельный доход равен или превышает средние переменные издержки; б) фирма сочтет более предпочтительным закрыться, чем производить объем продукции, при котором MR = МС;
• правило MR = МС является точным ориентиром максимизации прибыли для всех фирм, независимо от того, являются ли они чисто конкурентными, монополистическими, монополистически конкурентными или олигополистическими;
• правило MR = МС можно сформулировать в несколько иной форме, если применять его для чисто конкурентной фирмы.
Фирма не может манипулировать ценой. В результате цена продукта и предельный доход равны; то есть каждая проданная дополнительная единица продукции добавляет точно свою цену к валовому доходу, как показано на рис. 4.8. Только в условиях чистой конкуренции можно заменять цену предельным доходом, так что правило будет звучать следующим образом: чтобы максимизировать прибыль или минимизировать убытки, конкурентной фирме следует производить в точке, где цена равна предельным издержкам (Р = МС). Это правило Р = МС является просто частным случаем правила MR = МС.
Применим правило MR = МС (или Р = МС) к максимизации прибыли на основе принципа сопоставления валового дохода с валовыми издержками.
На рис. 4.8 графически сравниваются цены и предельные издержки. Здесь экономическая прибыль на единицу продукции обозначается расстоянием АР. Будучи умножена на максимизирующий прибыль объем производства, она дает совокупную экономическую прибыль, которая показана назаштрихованной прямоугольной области.
Рис. 4.8. Положение фирмы, максимизирующее прибыль в краткосрочном периоде
в условиях чистой конкуренции
Фирма стремится максимизировать свои совокупные прибыли, а не прибыли на единицу продукции. Фирма легко согласится на более низкие прибыли на единицу продукции, если в результате дополнительно проданные единицы более чем компенсируют понижение прибыли на единицу продукции.
Теперь рассмотрим банкротство (рис. 4.9).
Рис. 4.9. Положение закрытия фирмы в краткосрочном периоде
в условиях чистой конкуренции
Если цена опускается ниже минимума AVC, конкурентная фирма будет минимизировать свои убытки в краткосрочном периоде путем закрытия. Не существует уровня производства, при котором фирма может производить и получать убыток, меньший, чем ее постоянные издержки.
Случай закрытия заставляет модифицировать правило MR (Р) = МС для максимизации прибыли или минимизации убытков: конкурентная фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки в краткосрочном периоде, производя такой объем продукции, при котором MR (Р) = МС при условии, что цена превышает минимальное значение средних переменных издержек.
Обобщим основные положения, сформулированные относительно конкурентного ценообразования в краткосрочном периоде. Табл. 4.2 представляет собой удобную проверочную таблицу для определения объема производства, обеспечивающего конкурентной фирме максимальную прибыль, на основе двух подходов – сопоставления валового дохода с валовыми издержками и использования правила MR = МС. Эта таблица требует тщательного изучения.
В правиле MR = МС заслуживает внимания то, что при решении вопроса: производить или нет – наиболее важным является сравнение цены с минимумом средних переменных издержек. Затем при определении, какое количество продукции производить, решающим является сравнение или, еще лучше, равенство MR (Р) и МС. Наконец, при определении фактической прибыли или убытка, связанных с производством, при котором MR (Р) = МС, должны быть сопоставлены цена и средние валовые издержки. Основной вывод состоит в том, что отрезок кривой предельных издержек в краткосрочном периоде представляет собой кривую предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Этот вывод вытекает из использования правила МR (Р) = МС и необходимого изменения, предполагаемого случаем закрытия.
Таблица 4.2
Сводная таблица определения конкурентного объема производства в краткосрочном периоде
Вопрос, стоящий перед фирмой | Сопоставление валового дохода (TR) с валовыми издержками (ТС) | Сопоставление предельного дохода (MR) с предельными издержками (МС) |
Следует ли фирме производить? | Да, если TR превышает ТС или ес-ли ТС превышает TR на некото-рую величину, меньшую, чем со-вокупные постоянные издержки | Да, если цена равна или выше ми-нимума средних переменных из-держек |
Сколько производить, чтобы максимизировать прибыли? | Максимум в тех случаях, когда TR > ТС; минимально, когда ТС > TR | Производить: если MR или цена равны МС |
Принесет ли производство экономическую прибыль? | Да, если TR превышает ТС Нет, если ТС превышает TR | Да, если цена превышает средние валовые издержки Нет, если средние валовые издерж-ки превышают цену |