Состав производственного цикла
Рис. – Состав производственного цикла
Различают: Цикл изготовления готовых изделий, цикл изготовления деталей, цикл изготовления группы операций
Длительность цикла рассчитывают по формуле:
Тц = Σnt тех + Σit ест + Σjt к + Σxt тр + Σyt мо + Σzt мс
Где, Тц – длительность цикла (час, дни, мес)
Σnt тех – сумма времени технологических операций
Σit ест – … естественных процессов
Σjt к – … процессов технологического контроля
Σxt тр – … транспортировки
Σyt мо – … межоперационного пролеживания
Σzt мс – … пролеживания междусменного и на складах
n, i, j, x, y, z – количество соответствующих операций и перерывов.
Штучное время (Тшт) – время, которое слагается из операционного времени Топ (суммы технологического (основного) и вспомогательного времени), времени на обслуживание рабочего места Тоб и времени на отдых и естественные надобности Тпер:
Тшт = Топ + Тоб +Тпер.
Таблица – Факторы, влияющие на длительность производственного цикла
Факторы структурных составляющих цикла | |||
Структурные составляющие цикла | Конструкторские | Технологические | Организационные |
Время непосредственного изготовления | - Структурный и количественный состав изделия - Габариты и масса изделия - Сложность и точность деталей - Материалоемкость конструкции - Уровень унификации (стандартизации, специализации) | - Рациональность ТП, его соответствие типу и объему производства - Технический уровень орудий труда - Коэффициент обеспеченности прогрессивной технологической оснасткой | - Рациональность организации рабочего места и характер его обслуживания - Формы оплаты труда и их прогрессивность |
Время вспомогательных процессов: Технологического контроля и др. | - Сложность деталей - Требования, предъявляемые к их качеству - Состав (сложность) изделия - Габариты | - Рациональность ТП контроля - Технологический уровень контрольно-измерительных приборов и приспособлений | - Рациональность организации технологического контроля (охват контрольными операциями, размещение контрольных рабочих мест и др. |
Время транспортировки | - Габариты и масса - Число деталей и сборочных единиц | - Соответствие применяемых транспортных средств и операций прогрессивному уровню | - Рациональность организации транспорта, наличие транспортных средств, и их соответствие перемещаемым предметам труда, - Маршрутизация перевозок и др. |
Другие факторы | |||
Величина партии | - Месячная (квартальная) потребность деталях и изделиях - Периодичность запуска - Частота и время переналадки оборудования - Численность вспомогательных рабочих - Коэффициент закрепления операций - Трудоемкость и сложность деталей и узлов - Габариты предметов труда - Для крупногабаритных деталей – учет наличия площадей складирования - Соотношение времени на наладку оборудования и временем изготовления партии на ведущей операции - Соотношение между месячной программой выпуска и величиной партии - Характер межцеховых связей - Большие партии увеличивают незавершенное производство - Большие партии сокращают оборачиваемость оборотных средств Размер партии n = [tп-з (1 - a)] / [tшт * a] tп-з – подготовительно-заключительное время на партию tшт – штучное время a - коэффициент допустимых потерь времени на переналадку оборудования (0,03÷0,1, в зависимости от сложности оборудоывния | ||
Вид движения предметов труда во время обработки |
|
Рис. График последовательного движения деталей (здесь РМ=с)
Рис. График параллельного движения деталей
Рис. – График параллельно-последовательного движения деталей
Для оптимизации сложных ПП используют методы построения линейчатых (цикловых) или сетевых графиков.
Цикл сложного процесса Тсл зависит от циклов простых процессов Тi (см. выше), коэффициента параллельности работ сложного процесса Кпар и длительности перерывов между простыми процессами Тпер. А условие оптимальности будет выглядеть следующим образом
Тсл = f (Тi; Кпар; Тпер) ® min