Налоговая политика и перспективы развития налоговой системы
Республики Беларусь
Основные направления унификации налогового законодательства Республики Беларусь с законодательством Российской Федерации:
– ориентация структуры налогов на прямое налогообложение;
– объединение налогов, имеющих сходную налоговую базу;
– выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков.
Указанные направления нашли отражение в Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, которая вступила в силу с 1 января 2004 года.
Основные цели налоговой политики республики на предстоящие несколько лет определены в Программе социально–экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 годы. В целом — это дальнейшее совершенствование налоговой системы, снижение налоговой нагрузки и уровня дефицита бюджета, расширение экспорта и повышение конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках, формирование единого налогового законодательства Союзного государства Беларуси и России.
Предстоит серьезная реформа не только всей системы применяемых налогов и сборов, но и законодательных основ налогообложения в рамках подготовки к введению в действие Налогового кодекса Республики Беларусь, унифицированного с Налоговым кодексом Российской Федерации и направленного на создание единого правового пространства и равных условий налогообложения для юридических и физических лиц Беларуси и России. С принятием Налогового кодекса Республики Беларусь будет обеспечена стабильность и предсказуемость применяемой налоговой системы, а также защищенность и гарантированность прав налогоплательщиков.
В соответствии с Программой действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства (2001г.) предусматривается переход к единой налоговой политике, единым правилам взимания налогов на территории Союзного государства. На 2003–2004 гг. намечена подготовка проекта Налогового кодекса Союзного государства.
Достижение поставленных целей будет реализовано посредством:
– введения в Республике Беларусь общепринятых в мировой практике правовых норм и правил налогообложения, понятийного и терминологического аппарата, принципов, методов и способов регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов. Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь, предусматривающая введение указанных норм, вступит в силу с 1 января 2004 года;
– совершенствования структуры налогов с ориентацией на значительное повышение роли прямого подоходного налогообложения, а также сокращения количества налогов за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений во внебюджетные и целевые бюджетные фонды, объединения налогов, имеющих сходную налоговую базу;
– существенной модернизации методов расчета, а также механизмов и принципов взимания таких основных налогов, как на добавленную стоимость, прибыль и доходы организаций, акцизы, подоходный налог с физических лиц. Эти налоги будут составлять основу налоговой системы республики, от прогрессивности применяемых способов их взимания фактически зависит эффективность всей системы. Особенно большое значение предполагается уделить реформе косвенных налогов и, в частности, переходу к принципу страны назначения в налогообложении внешней торговли с Россией и другими странами СНГ. Предстоит осуществить реформу налогообложения доходов граждан, предусматривающую переход к единой пропорциональной ставке подоходного налога с одновременным увеличением размера необлагаемого налогом минимума доходов и введением системы стандартных (социальных, имущественных и профессиональных) вычетов, например, на оплату обучения, медицинского обслуживания и лечения. В отношении налога на прибыль и доходы предприятий в первую очередь будет изменен порядок определения базы налогообложения с тем, чтобы максимально исключить из нее все обоснованные расходы, необходимые для осуществления экономической деятельности организаций;
– выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков, в первую очередь, путем отказа от практики предоставления индивидуальных налоговых и таможенных льгот. С принятием Декрета Президента Республики Беларусь от 19 апреля 2002 года № 11 отменена действовавшая ранее и доказавшая свою неэффективность система оказания субъектам хозяйствования финансовой помощи посредством предоставления льгот по налогам и таможенным платежам. Теперь государственная поддержка реального сектора экономики будет заключаться, в основном, в предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты налогов и сборов, налоговых кредитов и нормативного распределения выручки;
– установления оптимального соотношения республиканских и местных налогов и сборов, а также обеспечения эффективного взаимодействия республиканского и местных бюджетов.
Предполагается максимально упростить налоговую систему, сведя общее количество республиканских налогов к 7–8 основным, построенным таким образом, чтобы не допустить их искажающего воздействия на экономику и обеспечить достаточные поступления в бюджет. К 2005 г. прогнозируется снизить уровень централизации финансовых ресурсов государством до 45 % к ВВП, в том числе в консолидированном бюджете – до 35 – 37 %, во внебюджетных фондах — до 8–10 %. При этом общий уровень налоговой нагрузки на экономику с учетом отчислений в Фонд социальной защиты населения снизится с 46 % в 2000 г. до 39–40 % в 2005 г.
Налоговая политика в Республике Беларусь на современном этапе и непосредственно работа по совершенствованию действующей системы налогообложения в Республике Беларусь проводится в соответствии с целями и приоритетами, определенными Программой социально-экономического развития Республики Беларусь от 8 августа 2001 г. № 427. Согласно данному документу основными задачами бюджетно-налоговой политики являются снижение налоговой нагрузки и уровня дефицита бюджета, расширение экспорта и повышение конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках.
В связи с необходимостью государственной поддержки отдельных отраслей или видов деятельности (сельского хозяйства, жилищного строительства и др.) в Республике Беларусь введены платежи из выручки от реализации продукции (работ, услуг) в нецелевые бюджетные фонды. Это, в частности, отчисления в местные целевые бюджетные жилищно-инвестиционные фонды; целевые сборы на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда. Наличие в налоговой системе указанных платежей в определенной степени увеличивает налоговую нагрузку на субъекты хозяйствования и экономику в целом. В этой связи в последние годы в работе по совершенствованию действующей налоговой системы Республики Беларусь большое внимание уделяется вопросам снижения ставок налогов, сокращения количества налогов и других обязательных платежей, а также объединения ряда из них, имеющих сходную налогооблагаемую базу, при одновременном упрощении порядка их взимания.
Следует отметить, что Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 годы предусмотрено, что в 2005 году будут полностью отменены отчисления во внебюджетные и целевые бюджетные фонды, объединены налоги, имеющие сходную налоговую базу, и выравнены условия налогообложения для всех налогоплательщиков.
Для выполнения поставленных задач на текущий год определены следующие основные направления совершенствования налоговой системы республики:
– повышение эффективности налоговой системы;
– совершенствование структуры налоговой системы и отмена налоговых платежей, негативно сказывающихся на финансово-экономическом состоянии субъектов хозяйствования;
– упорядочение вопросов взимания местных налогов и сборов, обеспечение единых подходов к применению таких налогов на всей территории республики;
– осуществление комплексных мероприятий, по общему совершенствованию системы налогообложения и унификации налогового законодательства.