Сравнение фактических и бюджетных данных, тыс. руб
(за год, закончившийся 31 декабря 2010г.)
Статьи затрат | *) Бюджет | **) Факт | Отклонение от бюджета |
Прям. материалы | 42.000 | 46.000 | (4000) |
Прямой труд | 68.250 | 75.000 | (6750) |
Общепроизводственные расходы | |||
Переменные | |||
Непрям. материалы | 10.500 | 11.500 | (1000) |
Непрямой труд | 14.000 | 15.250 | (1250) |
Коммунальные расходы | (600) | ||
Прочие | (1000) | ||
Постоянные | |||
Зарплата контролера | 19.000 | 18.500 | |
Амортизация | 15.000 | 15.000 | - |
Коммунальные расходы | 4.500 | 4.500 | - |
Прочие | 10.900 | 11.100 | (200) |
Итого | 199.900 | 214.200 | (14.300) |
*) Бюджет рассчитан на ожидаемый выпуск 17500 единиц продукции
**) Фактические затраты приведены на объем выпуска 19.100 единиц продукции
Таблица 6
Подготовка гибкого бюджета, тыс. руб.
(за год, закончившийся 31 декабря 2010г.)
Статьи затрат | Уровень деятельности в единицах | Переменные затраты на единицу* | ||||
Прямые материалы Прямой труд | 36000 58500 | 42000 68250 | 48000 78000 | 2.40 3.90 | ||
Переменные ОПР | ||||||
Непрям, материалы Непрямой труд Коммунал. расходы Прочие | 9000 12000 6000 7500 | 10500 14000 7000 8750 | 12000 16000 8000 10000 | 0.60 0.80 0.40 0.50 | ||
Итого переменных затрат | 8,60 | |||||
Постоянные ОПР | ||||||
Зарплата контролер. Амортизация Коммунал. расходы Прочие | - - - - | |||||
Итого постоянных затрат | - | |||||
Всего затрат | - | |||||
*) Рассчитываются делением суммы в любой колонке на соответствующий уровень деятельности (в ед.)
Таблица 7
Отчет о выполнении плана, тыс. руб.
(за год, закончившийся 31 декабря 2010г.)
Статьи затрат (переменные на ед.) | Бюджет в расчете на 19100 единиц | Фактические затраты на 19100 единиц | Отклонение от бюджета |
Прям. Материалы (2,40) | (160) | ||
Прямой труд (3,90) | (510) | ||
Общепроизводственные расходы | |||
Переменные | |||
Непрям. материалы (0,60) | (40) | ||
Непрямой труд (0,80) | |||
Коммунальные расходы (0,40) | |||
Прочие (0,50) | (200) | ||
Постоянные | |||
Зарплата контролеров | 19 000 | 18 500 | |
Амортизация | - | ||
Коммунальные расходы | - | ||
Прочие | 10 900 | 111 000 | (200) |
Итого | (540) |
Используя формулу гибкого бюджета, мы можем получить бюджет для любого уровня выпуска. В таблице 7 представлен отчет о выполнении бюджета, использующий данные гибкого бюджета таблицы 6. Для получения бюджетных сумм переменные затраты на единицу умножаются на 19100 единиц. Информация о постоянных общепроизводственных расходах берется из гибкого бюджета таблицы 6.
Как показывает новый отчет, фактические затраты превысили бюджетные затраты в течение года только на 540 тыс. руб. или менее, чем на 0.3%. Другими словами, используя гибкий бюджет, мы увидели, что исполнение бюджета практически соответствует контрольным показателям. Гибкий бюджет позволил нам измерить и проанализировать выполнение плана более аккуратно и точно.
Гибкий бюджет можно использовать как в предплановом, так и в послеплановом периоде. При планировании, проигрывая и анализируя различные варианты, он помогает выбрать оптимальный объем продаж или производства, при анализе в послеплановом периоде — оценить фактические результаты.
На практике часто разрабатывается серия бюджетов доходов и расходов для дискретных уровней активности (разумеется, в данном релевантном уровне). Иногда, напротив, принятый бюджет пересматривается в конце учетного периода, когда уровень деловой активности уже известен.
Вычисление отклонений и их анализ
Нормативные затраты — это планируемый уровень затрат, который показывает, какими должны быть затраты. Следовательно, если фактические затраты выше нормативных, то такое отклонение считаетсянеблагоприятным, в противном случае отклонение будетблагоприятным.
Все отклонения аналитики подразделяют на три вида:
1. Отклонения затрат прямых материалов.
2. Отклонения прямых трудовых затрат.
3. Отклонения общепроизводственных расходов.
1. Отклонения затрат прямых материалов. Общее отклонение затрат прямых материаловопределяется как разница между фактическими и нормативными затратами прямых материалов.
(1) Общее отклонение затрат прямых материалов = фактическое количество х фактическая цена — нормативное количество х нормативная цена.
Общее отклонение может быть разложено на две части: отклонение по цене и отклонение по использованию (по количеству) прямых материалов.
(2) Отклонение по цене прямых материалов= (фактическая цена - нормативная цена) х фактическое количество
(3) Отклонение по использованию прямых материалов= (фактическое количество - нормативное количество) х нормативная цена
Если все вычисления правильны, то справедливо:
(1) = (2) + (3)
2. Отклонения прямых трудовых затрат.Общее отклонение прямых трудовых затрат определяется как разница между фактическими затратами труда и нормативными затратами труда на произведенные единицы продукции за исключением брака, как окончательного, так и исправимого.
Общее отклонение прямых трудовых затрат = фактические часы х фактическая ставка оплаты – нормативные часы х нормативная ставка оплаты труда.
Для оценки выполнения плана руководство должно знать, какая часть общего отклонения вызвана изменением затрат рабочего времени, а какая часть – изменением ставок оплаты труда.
Отклонение по ставке оплаты прямого труда= (фактическая ставка - нормативная ставка) х фактические часы
Отклонение по производительности прямого труда= (фактические часы - нормативные часы) х нормативная ставка оплаты труда
Очевидно, что общее отклонение равно сумме двух его составляющих отклонений.