Сельскохозяйственные производственные кооперативы, их правовой статус
В настоящее время наиболее приемлемой для сельского хозяйства формой организации производства является кооперация. Она и проверена временем, поскольку существовала в России с дореволюционных времен, показала свою эффективность в годы нэпа и более привычна для крестьян. Колхозы признаны в качестве производственных кооперативов и нынешним законодательством, поэтому членам колхозов теперь можно не отказываться от устраивающей их организационно-правовой формы (как это предполагалось в начале аграрной реформы), а следует только привести свои уставы в соответствие с действующими нормативными актами.
Кооперация имеет целью совместную деятельность в общих интересах, а не объединение капиталов с целью извлечения прибыли. Поэтому обязательно личное трудовое участие членов производственного кооператива в его деятельности (в потребительских – участие в хозяйственной деятельности); все члены кооперативов имеют равные права в принятии решений по принципу «один член – один голос»; полученная прибыль прежде всего направляется на нужды кооператива, а не на выплату дивидендов его членам; прибыль и убытки
кооператива распределяются между его членами с учетом их личного трудового участия (участия в хозяйственной деятельности кооператива), а не размера пая.
Сельскохозяйственные кооперативы – пока единственные из аграрных формирований (кроме крестьянских хозяйств), о которых есть специальный закон, и это тоже можно отнести к достоинствам данной организационной формы, так как гарантируется, во-первых, определенная стабильность правового статуса, а во-вторых, учет особенностей аграрного производства.
В Федеральном законе «О сельскохозяйственной кооперации» (принят 8 декабря 1995 г.) решены вопросы выхода гражданина из членов кооператива с целью создания крестьянского хозяйства; выдачи земельного участка выходящему члену кооператива; порядка образования кооперативов при реорганизации сельскохозяйственных предприятий и другие.
Сельскохозяйственных производственных кооперативов тоже несколько видов: колхоз (сельскохозяйственная или рыболовецкая артель), коопхоз и иные, то есть «просто» сельскохозяйственные производственные кооперативы.
Коопхоз – это новое понятие, введенное Законом о сельскохозяйственной кооперации. Главная его особенность в том, что в паевой фонд члены коопхоза объединяют только имущество, но не землю, которая остается в их собственности. Такой вид кооператива подходит гражданам, самостоятельно ведущим хозяйствование (крестьянское или личное подсобное), которые объединяются по какому-нибудь одному виду деятельности, например по обработке земли, производству продукции животноводства.
Основную массу производственных кооперативов составляют, конечно, колхозы. Практически все ныне действующие колхозы создавались еще до эпохи аграрной реформы в соответствии с нормами действовавшего тогда Примерного устава колхоза, поэтому положения их уставов во многом не соответствуют Закону о сельскохозяйственной кооперации. Этим Законом был установлен срок до 1 января 1997 года для приведения учредительных документов производственных кооперативов в соответствие с ГК РФ и с Законом о сельскохозяйственной кооперации.
Главное, что предстояло сделать колхозам, – это оформить внесение имущественных паев и земельных долей их членов в паевой фонд колхоза, поскольку в кооперативах никакой общей собственности на имущество не предполагалось. При этом обладающие такими долями и паями пенсионеры и иные граждане, не участвующие личным трудом в деятельности колхоза, могли оформить ассоциированное членство.
Таким образом, новое законодательство ввело для членов колхоза субсидиарную ответственность по долгам кооператива (определение этого понятия дано в ст. 1 Закона, порядок применения такой ответственности – в ст. 37), не известную прежнему колхозному праву.
Уже после принятия Закона о сельскохозяйственной кооперации принят более общий Закон о производственных кооперативах. В п. 2 ст. 2 этого Закона сказано, что особенности создания и деятельности сельскохозяйственных производственных кооперативов определяются Законом о сельскохозяйственной кооперации. Таким образом, по общим нормам права, Закон о производственных кооперативах распространяется и на сельское хозяйство, устанавливая основные принципы образования и деятельности аграрных производственных кооперативов. При этом если по какому-то конкретному вопросу норма Закона о сельскохозяйственной кооперации отличается от нормы Закона о производственных кооперативах, то в отношении аграрных кооперативов действует норма специального Закона.
Если же какой-либо вопрос деятельности сельскохозяйственных производственных кооперативов окажется не урегулированным Законом о сельскохозяйственной кооперации, то вполне можно применить к нему Закон о производственных кооперативах. Например, Законом о сельскохозяйственной кооперации установлено, что уставами кооперативов может быть предусмотрен более высокий, чем в данном Законе, кворум для принятия решений по вопросам, относящимся к исключительной компетенции общего собрания. Именно такой кворум установлен ст. 15 Закона о производственных кооперативах, согласно которому решения об изменении устава производственного кооператива, о реорганизации (за исключением преобразования в хозяйственное товарищество или общество) или о ликвидации такого кооператива принимаются тремя четвертями голосов присутствующих на общем собрании членов кооператива, а решение о преобразовании кооператива в хозяйственное товарищество или общество принимается по единогласному решению членов кооператива. Сельскохозяйственным кооперативам было бы целесообразно включить эту норму в свои уставы, так же как и положение о том, что общее собрание членов кооператива не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня (в Законе о сельскохозяйственной кооперации этот вопрос не упоминается).
Граждане и юридические лица, решившие создать сельскохозяйственный кооператив, прежде всего формируют организационный комитет, который готовит проект производственно-экономической деятельности кооператива, включая размер его паевого фонда, и проект устава, а также принимает заявления о вступлении в члены кооператива и, наконец, проводит общее организационное собрание. На таком собрании принимается решение о приеме в члены кооператива, утверждается устав и избираются органы управления. Затем подается заявление о государственной регистрации кооператива, к которому прилагаются протокол общего организационного собрания и устав, подписанный членами – участниками этого собрания (с указанием их фамилий, имен, отчеств, дат рождения, мест жительства, серий и номеров паспортов).
Кооператив может быть создан на определенный срок или его деятельность носит бессрочный характер – это должно быть указано в уставе. К числу других обязательных сведений, которые должен содержать устав, относятся наименование, местонахождение кооператива, условия членства в нем, размер паевых взносов и порядок их внесения, сведения о создаваемых фондах кооператива, порядке распределения прибыли и убытков, органах управления кооперативом, времени начала и конца финансового года, порядке реорганизации и ликвидации кооператива.
Изменения и дополнения в устав принимаются на общем собрании кооператива, при этом квалифицированное большинство голосов требуется для принятия решения по наиболее существенным вопросам деятельности кооператива, таким, как изменение предмета его деятельности, введение дополнительных обязательств членов кооператива, изменение порядка вступления в кооператив и выхода из него. Принятые изменения в течение 7 дней должны быть направлены в орган, осуществивший государственную регистрацию кооператива. И регистрируются в том же порядке, что и устав кооператива.
В кооперативах существует понятие членства – в отличие от участия в хозяйственных обществах и товариществах. В производственных кооперативах членство включает и трудовые отношения, поэтому трудовой договор с членами кооператива не заключается, а трудовое законодательство на них не распространяется. Соответствующие отношения (по оплате труда, времени отдыха и т. п.) должны быть подробно урегулированы в уставе производственного кооператива, при этом недопустимо устанавливать условия, ухудшающие положение работников и членов производственного кооператива по сравнению с нормами, установленными законодательством о труде РФ. Прямого ограничения численности наемных работников (как в Законе о производственных кооперативах) в Законе о сельскохозяйственной кооперации нет (это связано с необходимостью сезонного привлечения большого количества работников в период уборочной), но не менее 50% объема работ в производственном кооперативе должно выполняться его членами.
В уставе кооператива в качестве обязательных сведений указываются характер и порядок личного трудового участия в деятельности производственного кооператива, а также ответственность за нарушение обязательства по личному трудовому участию.
Членами производственного кооператива по закону могут быть только граждане Российской Федерации, достигшие 16-летнего возраста; членами потребительского кооператива могут быть также иностранные граждане и юридические лица. Причем в устав конкретного кооператива могут быть внесены дополнительные условия приема в члены этого кооператива: например, об уровне квалификации или личных качествах граждан, принимаемых в члены кооператива, удаленности их хозяйств от места расположения кооператива, качестве производимой ими продукции. И граждане, и юридические лица в принципе могут быть членами нескольких кооперативов (если иное не предусмотрено уставами последних).
В сельскохозяйственных кооперативах членство бывает двух видов: полное (или «просто» членство) и ассоциированное.
Ассоциированными членами кооператива могут быть как юридические лица, так и граждане, которые внесли паевой взнос. Трудового участия в данном случае не требуется, поэтому член кооператива может в установленном порядке переоформить свое членство в ассоциированное в случае выхода на пенсию, перехода на выборную должность вне кооператива, службы в рядах Вооруженных Сил и т. п. Но могут быть ассоциированными членами и работники кооператива.
С ассоциированными членами кооператив заключает договор, в котором указываются размеры их паевых взносов и условия выплаты по ним дивидендов.
Ассоциированный член не имеет права голоса в кооперативе, если только он не является работником кооператива (но в этом случае общее число голосов ассоциированных членов не может превышать 50% от числа голосов полных членов кооператива). Ассоциированные члены могут голосовать только по вопросу внесения в устав кооператива изменений, связанных с условиями их членства.
Для того чтобы вступить в уже существующий сельскохозяйственный кооператив, необходимо подать в его правление заявление с просьбой о приеме в члены кооператива, содержащее обязательства соблюдать требования устава (вносить паевые взносы, нести субсидиарную ответственность по долгам кооператива и т. п.). Решение правления о приеме в члены кооператива утверждается наблюдательным советом сельскохозяйственного кооператива (при его отсутствии – общим собранием). При этом в производственном сельскохозяйственном кооперативе решение, принятое наблюдательным советом, подлежит утверждению общим собранием, а в потребительском кооперативе считается окончательным (если иное не установлено уставом данного кооператива). С момента его принятия заявитель считается принятым в члены кооператива. Если же решено отказать в приеме, заявителю об этом сообщается письменно с указанием мотивов отказа, и он может обжаловать это решение на общем собрании членов кооператива.
Член сельскохозяйственного кооператива может выйти из него по своему желанию. Потребительские кооперативы сами устанавливают порядок такого выхода; члены производственных кооперативов по закону обязаны подать заявление в письменной форме в правление кооператива не позднее чем за две недели до своего выхода. Член любого сельскохозяйственного кооператива может выйти из него также путем передачи своего пая другому лицу – но только с согласия кооператива.
Членство в кооперативе прекращается также в случае смерти (ликвидации юридического лица или крестьянского хозяйства, являющихся членами кооператива) и исключения.
Порядок исключения из сельскохозяйственного кооператива подробно регламентирован в ст. 17 Закона о сельскохозяйственной кооперации. Установлено, что исключение может
быть проведено только по окончании текущего финансового года. Основания исключения также приводятся в упомянутой статье Закона, но уставом конкретного кооператива могут быть установлены и другие основания, не противоречащие данному Закону. В частности, член кооператива может быть исключен, если не выполняет обязанностей, предусмотренных уставом, несмотря на письменное предупреждение; если в результате невыполнения им своих обязанностей кооперативу причинен ущерб или предъявлены исковые требования; если он представляет недостоверные данные бухгалтерской отчетности или недостоверные сведения о его имущественном состоянии (в тех кооперативах, где такие требования предусмотрены уставом); если он по закону или в соответствии с уставом не имел права на вступление или утратил право на членство в кооперативе. Член сельскохозяйственного потребительского кооператива может быть исключен и на том основании, что является учредителем или участником организации, конкурирующей с данным кооперативом.
Потребительские кооперативы сами устанавливают порядок исключения. В отношении производственных сельскохозяйственных кооперативов установлено, что вопрос об исключении предварительно рассматривает правление кооператива, решение которого утверждается наблюдательным советом кооператива, а затем общим собранием членов кооператива. Пай исключенным возвращается в общем порядке.
Высшим органом управления кооператива является общее собрание членов кооператива. Оно правомочно решать любые вопросы деятельности кооператива, причем целый ряд вопросов относится к его исключительной компетенции, то есть не может быть решен другими органами управления кооператива – они исчерпывающе перечислены в ст. 20 Закона о сельскохозяйственной кооперации. К исключительной компетенции общего собрания, в частности, относится: утверждение устава, изменений и дополнений к нему; выборы других органов управления и заслушивание их отчетов; утверждение программ развития кооператива, годового отчета и бухгалтерского баланса; установление размера и порядка внесения паевых взносов и других платежей членами кооператива; порядок распределения прибыли и убытков; определение видов, размеров и порядка формирования фондов кооператива; приобретение и отчуждение земли и основных фондов; прием и исключение членов в производственном кооперативе; реорганизация, ликвидация кооператива, вступление в другие кооперативы, хозяйственные общества, товарищества, союзы, ассоциации и выход из них.
Если по всем другим вопросам деятельности кооператива решение общего собрания принимается простым большинством голосов, то по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции, решение считается принятым, когда за него проголосовало не менее чем 2/3 от числа присутствующих на собрании (уставом может быть предусмотрен и более высокий кворум).
В больших кооперативах, где число членов превышает 300, общее собрание кооператива может проводиться в форме собрания уполномоченных. В этом случае в уставе должно быть определено, от какого числа членов кооператива избирается один уполномоченный, на какой срок и в каком порядке избираются уполномоченные. Все положения Закона об общем собрании действительны и в отношении собрания уполномоченных. Но кворум для принятия решений на собрании уполномоченных должен составлять 50% от общего числа избранных уполномоченных, но не менее 50 уполномоченных.
Исполнительным органом сельскохозяйственного кооператива, осуществляющим текущее руководство его деятельностью, и представляющим кооператив в хозяйственных и иных отношениях, является правление.
Правление кооператива избирается общим собранием на срок не более пяти финансовых лет и состоит не менее чем из трех членов.
Уставом кооператива предусматривается распределение обязанностей между членами правления с условием совместно решать вопросы, связанные с осуществлением хозяйственных операций на сумму свыше заранее установленной. Размер оплаты труда членам правления кооператива определяется общим собранием. Если в результате недобросовестного исполнения своих обязанностей членами правления кооперативу причинены убытки, они обязаны их возместить. Основания и порядок такого возмещения подробно регламентированы ст. 28 Закона о сельскохозяйственной кооперации.
Наличие председателя в кооперативе не обязательно. Если же в соответствии с уставом кооператива председатель избирается, он становится одновременно председателем правления. В маленьких сельскохозяйственных кооперативах (с числом членов менее 25) вместо правления может избираться только председатель и его заместители – один или несколько.
В сельскохозяйственном кооперативе может быть создана и исполнительная дирекция, на нее возлагаются обязанности по найму работников и организации их работы (функции, которые обычно исполняет правление).
Еще один орган управления сельскохозяйственного кооператива – наблюдательный совет, избираемый из числа членов кооператива в количестве, как правило, трех человек. Его основное назначение – контроль за деятельностью правления кооператива. В этих целях он вправе требовать от правления отчет о его деятельности, знакомиться с документацией кооператива, состоянием кассы, проводить инвентаризацию. Наблюдательный совет обязан проверять бухгалтерский баланс, годовой отчет, давать заключения по предложениям о распределении годовых доходов (покрытии годового дефицита) и о результатах проверки докладывать общему собранию. Наблюдательный совет дает заключение по заявлениям с просьбой о приеме в члены кооператива и о выходе из членов кооператива; его согласие требуется в случае предоставления кредита члену правления кооператива; он созывает общее собрание, если это необходимо в интересах кооператива. Наблюдательный совет вправе до решения общего собрания (которое в этом случае должно быть созвано в возможно более короткий срок) приостановить полномочия членов правления и принять их функции на себя.
Разумеется, член наблюдательного совета не может быть одновременно членом правления или председателем кооператива. Членам наблюдательного совета запрещено получать вознаграждение по результатам деятельности кооператива.
Однако создание наблюдательного совета является обязательным только для потребительских кооперативов и производственных кооперативов с числом членов не менее 50. Мелкие производственные кооперативы могут такой совет не создавать.
В прежних колхозах для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью колхоза создавались ревизионные комиссии. Их создание предусмотрено и Законом о производственных кооперативах. Однако при подготовке Закона о сельскохозяйственной кооперации было учтено, что членам сельских кооперативов, занятым и в основном производстве, трудно разобраться в современной бухгалтерской документации, поэтому было решено создавать специальные ревизионные союзы. Такие союзы проводят проверку финансово-хозяйственной деятельности кооперативов и союзов кооперативов, которые входят в их состав. Установлено, что кооперативы (союзы кооперативов) должны входить в один из ревизионных союзов по их выбору – в противном случае они подлежат ликвидации.
Ревизия проводится каждый второй год, а в крупных кооперативах (балансовая стоимость имущества которого превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда) – каждый финансовый год. Проверка должна быть направлена прежде всего на предотвращение возможных нарушений, ведущих к ущемлению интересов членов кооператива, ухудшению деятельности кооператива или к его банкротству. Письменное заключение ревизионного союза по результатам проверки должно быть в 7-дневный срок обсуждено на совместном заседании правления и наблюдательного совета кооператива, а затем доложено на общем собрании кооператива.
Сельскохозяйственный кооператив заключает договор с ревизионным союзом о проведении ревизии, в котором предусматриваются возмещение союзу расходов и оплата стоимости оказанных услуг.
Ревизионный союз создается и функционирует в порядке, установленном для союзов и ассоциаций сельскохозяйственных кооперативов.