Этические нормы при рекламировании лекарственных препаратов медицинским работникам
1. В случае рекламирования лекарственных препаратов лицам‚ уполномоченным назначать или распространять препараты‚ им нельзя вручать или предлагать подарки, обещать прибыль или вознаграждение в денежном выражении или натурой‚ за исключением случаев‚ когда их действительная стоимость минимальна и они могут иметь отношение к практической медицинской или фармацевтической деятельности.
2. Гостеприимство во время рекламных кампаний, содействующих продаже препаратов, следует оказывать в разумных пределах — оно должно носить второстепенный характер по отношению к основной цели встречи и распространяться только на медицинских работников.
3. Лица‚ уполномоченные назначать или распространять лекарственные препараты, не должны вымогать или принимать каких-либо поощрений‚ запрещенных в пункте 1 или противоречащих пункту 2.
Все вышесказанное не должно препятствовать оказанию гостеприимства‚ прямо или косвенно‚ при встречах, организуемых с профессиональной или научной целями; такое гостеприимство всегда должно оказываться в разумных пределах, подчиняться основной научной цели встречи и распространяться только на медицинских работников.
Изучением информационных потребностей обычно занимаются специальные структуры. Как правило, это различные информационно-аналитические агентства, хотя могут быть организованы и специальные подразделения в структуре корпораций.
Существующие методы изучения информационных потребностей могут быть разделены на две группы:
1). "Косвенные" - базируются либо на изучении мнения людей, являющихся специалистами в той или иной предметной области, об их потребностях на основе запросов, либо путем применения анкетирования, анализа пользовательских ссылок, интервьюирования и т.п. Недостатком методов является то, что суждение об информационных потребностях специалистов происходит либо на основе их представления о своих потребностях, либо на основе сложившейся практики их контактирования с информационными службами и источниками информации. Представления же о своих потребностях во многом зависят от знания специалистом информационной ситуации, в которой он действует, т.е. от уровня его информированности по данному вопросу. Однако уровень информированности специалиста относительно решаемой им задачи далеко не всегда бывает достаточным, а отсюда он запрашивает информацию не ту, которая объективно в наибольшей степени содействовала бы решению стоящей задачи, а ту, которая соответствует его представлению о возможных способах ее решения. Информация, соответствующая его представлению, не всегда бывает наилучшей.
2). " Прямые" - основаны на непосредственном анализе информационном работником задачи, стоящей перед специалистом. Эти методы преследуют цель путем изучения конкретной ситуации, в которой действует специалист, выявить объективно необходимую для решения проблемы информацию (так называемую объективную информационную потребность) независимо от того, запросил ее специалист или нет.
В соответствии с основными источниками возникновения профессиональных информационных потребностей формируются методы их выявления: методы, основанные на анализе проблемных ситуаций, и методы, основанные на анализе функционально-должностных обязанностей различных категорий специалистов.
± Опишите порядок формирования цены на микстуру, указанную выше. Учет расхода лекарственных препаратов в аптеке ЛПУ. Объясните, в чем заключается государственное регулирование цен на лекарственные препараты и назовите нормативный правовой документ, которым оно регламентируется. Влияние государственного регулирования цен на рыночное равновесие.
Стоимость изготовленного ЛП складывается из:
1. Стоимости ингредиентов
2. Стоимости посуды
3. Тарифа за изготовление
Учет расхода ЛП в аптеке ЛПУ осуществляется в рецептурном журнале (АП -65) и с помощью квитанционной системы (АП – 59). Сведения из рецептурного журнала и квитанций затем переносятся в журнал учета рецептуры. В журнале ежемесячно подсчитывают «ИТОГО», и заверяются подписью руководителя аптеки и бухгалтера. Также ведется реестр рецептов на бесплатный и льготный отпуск. Готовые ЛП учитываются с помощью ККА по чекам.
По инициативе Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России) совместно с его территориальными управлениями по специально разработанной программе было изучено влияние государственного регулирования цен на обеспечение населения лекарствами, а также сделан анализ обоснованности цен на лекарственные средства.
Контроль цен на лекарственные средства осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2001 года №782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства» .
Согласно данному документу государство регулирует цены на лекарственные средства, которые включены в перечень важнейших и жизненно необходимых лекарственных средств. Государственной регистрации подлежат цены на лекарственные средства как отечественного, так и импортного производства.
«Государственное регулирование цен на лекарственные средства осуществляется путем государственной регистрации предельных отпускных цен российских и иностранных организаций-производителей на лекарственные средства и установления предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на эти лекарственные средства» (пункт 2 Положение №782).
Государственная регистрация предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства предусматривает представление производителем или иным юридическим лицом по поручению производителя документов, указанных в пункте 5 Положения №782, согласование и регистрацию предельной отпускной цены, внесение ее в Государственный реестр цен на лекарственные средства, выдачу производителю или иному юридическому лицу по поручению производителя выписки из приказа о регистрации цены по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (пункт 4 Положения №782).
Лекарственное средство, цена на которое зарегистрирована, вносится в государственный реестр зарегистрированных предельных отпускных цен. При этом производителю выдается регистрационное свидетельство. Отпускная цена, по которой производитель продает лекарственное средство, может быть меньше или равна цене государственной регистрации. Реализовывать лекарственные средства по цене, превышающей зарегистрированную, законодательством запрещено.
Кроме того, на лекарственные средства устанавливаются предельные оптовые и розничные надбавки. Их размеры утверждаются актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Министерство здравоохранения Российской Федерации в Приказе от 22 октября 2003 года №493 «Об утверждении формы для предоставления данных о размерах установленных в субъектах Российской Федерации предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства» утвердило форму для представления данных о размерах установленных в субъектах Российской Федерации предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.
Производитель или иное юридическое лицо по поручению производителя обязан передать аптечному учреждению накладные и протокол согласования цен, который необходим для правильного определения цены реализации лекарственного средства. В протоколе указываются:
- отпускная цена производителя;
- цена государственной регистрации.
На основании этих цен аптечное учреждение и определяет продажную стоимость лекарственного средства.
Мероприятия по государственному регулированию цен на лекарственные средства в России носят неоднозначный характер. С одной стороны, достаточно жесткие ценовые рамки в виде Государственного реестра цен на лекарственные средства РФ, действительно позволяют сдерживать рост цен на медикаменты в условиях экономической нестабильности. Гибкий подход к установлению оптовых и розничных надбавок создает возможность дифференцированного подхода к регулированию цен на медикаменты в зависимости от социально-экономической ситуации в конкретном регионе. Более того, в регулирующих документах предусмотрены рыночные механизмы, поощряющие приобретение организациями оптовой и розничной торговли лекарственных препаратов по более низким ценам. Речь идет о праве рассчитывать надбавку исходя из зарегистрированной цены лекарственного средства, относящегося к ЖВЛС, даже в том случае, если фактическая цена, по которой оно было приобретено, ниже.
С другой стороны, введение государственной регистрации цен на все препараты приведет к чрезмерной зарегулированности российского фармацевтического рынка.
Дело в том, что органы исполнительной власти пытаются взять на себя выполнение тех функций, которые традиционно отводятся рынку. Формирование отпускной цены на фармацевтическую продукцию является приоритетом производителя, поэтому попытка установить «верхнюю планку» стоимости лекарственных препаратов, выпускаемых российскими химико-фармацевтическими заводами негосударственной формы собственности, а также зарубежными производителями, противоречит основополагающим принципам рыночной экономики.
Процедура согласования цены в Минэкономики требует, чтобы расчет проектируемой отпускной цены производился по единой системе, например для российских производителей путем суммирования затрат и предполагаемой прибыли в расчете на одну потребительскую упаковку. В то же время на практике давно применяют приемы ценообразования, при которых затраты не являются приоритетом при установлении цены на готовую продукцию. Не совсем понятны критерии, в соответствии с которыми при выдаче Министерством экономики РФ согласования на регистрацию цены учитываются существенные затраты на продвижение того или иного лекарственного препарата на новый (российский) рынок, инфляционные риски и риски неплатежей, с которыми сопряжена деятельность предприятий, выпускающих фармацевтическую продукцию на территории стран бывшего СССР и т. д.
Помимо этого, зарубежные производители медикаментов обязаны предоставлять информацию об уровне цен на тот или иной лекарственный препарат не только в стране его происхождения, но и в государствах, где он зарегистрирован. Однако многие лекарственные средства зарегистрированы и реализуются во многих странах мира. Сбор такого рода информации может потребовать существенных затрат трудовых и материальных ресурсов. К тому же результаты анализа ценовой политики на рынках различных стран, проведенные фирмой-производителем самостоятельно, могут представлять коммерческую тайну, а гарантировать конфиденциальность этой информации достаточно сложно.
Следует отметить также, что порядок регистрации цен производителей в России не предусматривает в случае отказа в согласовании цены обязательного письменного разъяснения причин такого решения.
Таким образом, требование государственной регистрации цен на лекарственные препараты фактически открывает дорогу введению новых нетарифных ограничений на импорт медикаментов в Россию. Таким образом, органы исполнительной власти РФ получили право блокировать поставки на российский рынок того или иного лекарственного средства в случае, если цена на данный препарат, по мнению чиновников, является слишком высокой.