Определение системы цен. Виды цен. Их классификация
Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют единую систему, которая находится в постоянном движении под воздействием множества различных факторов. Эта система состоит из отдельных блоков, взаимосвязанных и взаимозависимых цен, изменение цен в одном из основных блоков быстро передается и в другие блоки. Ведущая и определяющая роль во все системе, принадлежит ценам на продукцию базовых отраслей промышленности. Такая тесная взаимосвязь обусловлена двумя обстоятельствами:
1)Все цены формируются на единой методологической основе. Этой основой являются законы стоимости, спроса и предложения;
2)Все предприятия производства и отрасли взаимосвязаны и образуют, в конечном счете, единый хозяйственный комплекс.
В зависимости от обслуживаемой сферы товарного обращения все цены классифицируются следующим образом:
1)оптовые цены на продукцию промышленности;
2)цены на строительную продукцию;
3)закупочные цены на с/х продукцию;
4)тарифы грузового и пассажирского транспорта;
5)розничные цены;
6)тарифы на коммунальные и бытовые услуги;
7)цены обслуживающие внешний торговый оборот.
Оптовые цены на продукцию промышленности – это цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий промышленности независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Данные цены в свою очередь подразделяются на оптовую цену предприятия (отпускная цена) и оптовую цену промышленности.
Отпускная цена – это цена изготовления продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию оптово-сбытовым организациям и другим предприятиям.
Оптовая цена промышленности – это цена, по которой предприятие и организации потребители оплачивают продукцию оптово-сбытовым и снабженческим организациям. Оптовая цена промышленности помимо отпускной цены включает в себя снабженческо-сбытовую наценку или скидку, а также НДС.
Оптовая наценка – это цена на услуги по снабжению сбыта. Она должна компенсировать издержки оптовых организаций и обеспечивать получение прибыли, таким образом цены различаются в зависимости от того на какой стадии товародвижения они формируются. Обычно массовый товар проходит три стадии:
1)предприятие – оптовая торговля;
2)оптовая торговля – розничная торговля;
3)розничная торговля – конечный потребитель.
Продукция строительства оценивается по трем видам цен:
1)сметная цена – это предельный размер затрат на строительство каждого объекта;
2)прейскурантная цена – это усредненная стоимость единицы конечной продукции, то есть типового объекта строительства;
3)договорная цена – устанавливается по договоренности между заказчиком и подрядчиком.
Закупочные цены на с/х продукцию – это цены (оптовые), по которым реализуется с/х продукция с/х предприятиями, фермерами и населением.
Розничная цена – это цена, по которой товары реализуются в розничной торговой сети. По этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или производстве.
Цены, обслуживающие внешний торговый оборот (экспортные и импортные) – обладают следующими специфическими чертами:
1)отражают внешнеэкономические связи государства с другими странами;
2)находятся в зависимости от цен мировых рынков, отраслевых условий производства и реализации в мировом хозяйстве.
Классификация цен в зависимости от территории действия:
1)Единые или поясные (устанавливаются и регулируются государственными органами);
2)региональные и местные
Классификация цен в зависимости от способа возмещения транспортных затрат:
1)Цена в месте производства продукции – это цена, по которой товар передается покупателю в том месте, где он был произведен. В этом случае покупатель оплачивает сверх цены все фактические расходы по транспортировке продукции до места назначения;
2)Единая цена с включением расходов по доставке – этот метод предполагает формирование единой цены для всех покупателей независимо от их местоположения с включением в нее суммы транспортных расходов;
3)Зональная цена – в данном случае выделяется несколько географических зон и устанавливается единая цена для клиентов расположенных в одной зоне;
4)Цены, определяемые на основе базисного пункта – в этом случае предприятие устанавливает в нескольких географических пунктах базисные цены на одну и ту же продукцию, при этом фактические цены продажи рассчитываются путем прибавления к базисной цене транспортных расходов по доставке товара в место назначения.
В зависимости от степени воздействия государства:
1)Свободные цены – складываются на рынке под воздействием спроса и предложения независимо от влияния государственных органов;
2)Регулируемые цены – складываются под влиянием спроса и предложения, но при своем формировании испытывают определенное воздействие государства;
3)Фиксированные цены – они прямо устанавливаются государством.
В зависимости от степени новизны товара:
1)Цена «снятия сливок» – согласно этому методу с самого начала изготовления и выведения нового товара на рынок на него устанавливается максимально высокая цена в расчете на потребителя готового купить товар по такой цене;
2) Цена «внедрения на рынок» – с помощью этого метода фирма устанавливает значительно более низкую цену по сравнению с аналогичными товарами конкурентов. Использование цены направлено на привлечение максимального количества покупателей с целью захвата большей доли рынка;
3)«Психологическая» цена – при этом используется психология восприятия цены покупателем, то есть цены устанавливаются чуть ниже круглой суммы;
4)Цена «следования за лидером» - цена устанавливается на уровне конкурента, как правило, ведущие фирмы отрасли при этом предлагаемая цена не должна превышать цену устанавливаемую лидером;
5)Цена с возмещение издержек производства – цена устанавливается на основании фактических издержек производства и средней нормы прибыли;
6)Престижная цена – устанавливается на высококачественные товары известной фирмы или на товары, обладающие уникальными свойствами.
В зависимости от длительности времени:
1)Скользящая или падающая цена – устанавливается почти в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения;
2)Долговременная цена – устанавливается на товары массового спроса и не подвержена изменениям на протяжении длительного периода времени;
3)Гибкая цена – меняется в зависимости от соотношения спроса и предложения;
4)Преимущественная цена – устанавливается фирмами, занимающими доминирующее положение;
5)Цена на изделие выпуск, которого прекращен – при этом цена устанавливается выше, чем на обычные товары;
6)Цена, устанавливаемая ниже, чем у большинства предприятий – такая цена устанавливается на товары, дополняющие другой товар, реализуемый по обычной цене;
7)Договорная цена – покупателю предлагаются скидки и льготы по сравнению с обычной ценой.