Потребительские предпочтения и предельная полезность

Потребительский выбор – это решение о предпочтительном наборе экономических благ, приобретаемых с учётом существующих норм поведения в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).

Под полезностьюблага понимается:

1) Удовольствие (удовлетворение), которое получают люди от потребления благ;

2) Способность экономического блага удовлетворять потребности.

В последнем случае принимается допущение о том, что на момент анализа вкусы потребителей не меняются, а функция потребления непрерывна и дифференцируема в каждой точке. Любому бесконечно малому увеличению количества блага Q соответствует прирост общей полезности TU (total utility). Предельная полезность – MU (marginal utility) – это полезность каждой дополнительной единицы блага.

С понятием предельной полезности и количественным измерением полезности связан традиционный (количественный или кардиналистский) подход, предложенный в последней трети XIX в. У.Джевонсом, К. Менгером, Л. Вальрасом (австрийская школа).

Принцип убывающей предельной полезности впервые сформулировал немецкий экономист Г.Госсен в 1854 году (закон насыщения потребностей или первый закон Госсена).

Если функция общей полезности, TU=f(Q), то функция предельной полезности MU=dTU/dQ = Потребительские предпочтения и предельная полезность - student2.ru .Если предположить, что блага неделимы, то предельная полезность i-ой потреблённой единицы этого продукта равна разности значений общей полезности после и до её потребления.

MU= TU1- TUi-1

Если благо разделено на бесконечно малые частицы, то функциональную зависимость между объёмом блага и полезностью можно изобразить на графике (см. рис. 4) с помощью множества точек, которые образуют непрерывную линию. В этом случае предельная полезность есть производная функция общей полезности MU= dTU/dQ= TUQ'.По мере роста общей полезности (TU), предельная полезность (MU) уменьшается (см. рис. 4). Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке А, где MU=0. Это означает, что благо полностью удовлетворяет потребность. Ситуация, когда MU<0 означает, что дальнейшее потребление блага приносит вред. Общая полезность TU снижается (отрезок АВ). После точки В полезность переходит в «страдание» или «антиполезность» (TU=0). Чем больше объём благ, находящихся в распоряжении потребителя, тем меньше ценность каждой дополнительной единицы блага. Таким образом, цена блага определяется не общей, а предельной полезностью блага для потребителя.

Потребительские предпочтения и предельная полезность - student2.ru TU

max

Потребительские предпочтения и предельная полезность - student2.ru

Потребительские предпочтения и предельная полезность - student2.ru 0

MU A B Q

A B Q

Рис.4.Общая и предельная полезность

Поскольку предельная полезность MU снижается, то производитель может продать дополнительное количество продукции лишь при условии снижения цены. Закон уменьшения предельной полезности лежит в основе кривой спроса. Кривая предельной полезности, как и кривая спроса, имеет отрицательный наклон.

В рамках количественного подхода к анализу поведения, рациональный потребитель, имея ограниченный бюджет, так осуществляет свои покупки, чтобы товар приносил максимальную общую полезность. Правило максимизации полезности (условие равновесия потребителя) выражается формулой:

MUx/Px=MUy/Py=…= MUz/Pz=λ,

где MUx , MUy, MUz - предельные полезности товаров x,y,z.

Px, Py, Pz – цены товаров x,y,z.

λ –предельная полезность денег.

MUx/Px, MUy/Py, MUz/Pz – взвешенные полезности благ x,y,z.

Потребительские предпочтения и предельная полезность - student2.ru Из данной формулы следует, что соотношение между предельными полезностями благ равно соотношению их цен, то есть MUx/MUy= Px/Py; MUy/MUz= Py/Pz. Это означает, что предельная полезность блага равна предельным затратам потребителя.

Теория предельной полезности связана с определением потребительского излишка. Излишек потребителя – это разница между той суммой, которую потребитель готов был заплатить за товар (определяется полезностью блага для потребителя) и суммой денег, которую он реально заплатил на рынке за этот товар (реальная цена рыночного блага). Излишек потребителя обозначается CS и графически показывается площадью под кривой спроса над рыночной ценой (рис.5) треугольник PHG.

 
 
Рис.5 Излишек потребителя

Наши рекомендации