Профориентации и профконсультации
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ
ВЛИЯНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ
НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКОВ
В процессе обучения подростки могут контактировать с подавляющим большинством неблагоприятных физических факторов и со многими химическими агентами.
1. Производственный микроклимат определяется температурой, влажностью и скоростью движения воздуха, интенсивностью теплового излучения.
Метеорологические условия производственной средымогут характеризоваться как повышенной, так и пониженной температурой воздуха.
С повышенной температурой воздуха подростки могут контактировать в «горячих» цехах металлургического производства, металлообрабатывающей промышленности, в текстильном, кондитерском, кулинарном производствах, фарфоро-фаянсовой промышленности.
Работа в условиях повышенной температуры вызывает изменения в ЦНС, ССС, дыхательной системе и водно-солевом обмене. Резко учащается пульс и дыхание, снижается АД, изменяются физико-химические свойства крови, мочи, водно-солевого обмена. Температура тела во время и после работы значительно повышается: до 37,6—38,3 °С, а иногда до 39,4 °С, что свидетельствует о выраженных нарушениях у юношей процессов терморегуляции во время работы в «горячих» цехах.
С пониженной температурой воздуха подростки могут контактировать при обучениям профессиям строительного профиля, на дорожно-строительных работах, лесозаготовках. Длительное воздействие низких температур может приводить к стойким изменениям местного и общего характера, связанные с охлаждением и нарушением процессов терморегуляции. Местные изменения сводятся к озноблениям, отморожениям и хроническим нервно-сосудистым изменениям. Могут развиваться общие вегетативные нарушения в виде вегетативной дисфункции, вегето-астенического синдрома, отмечаются более высокие показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
Производственный шум
Подростки подвергаются воздействию производственного шума при освоении профессий в судостроении, ткацком и кузнечно-прессовом производстве, многих станочных профессий. Установлена повышенная чувствительность организма подростков к воздействию шума всех параметров. Слуховой анализатор в юношеском и подростковом возрасте более чувствителен к шуму, чем в зрелом. Восстановление слуховой чувствительности после действия шума у подростков идет более длительное время, чем у взрослых. Данные биоэлектрической активности мозга подростков и функциональное состояние их слухового анализатора указывают на выраженные неблагоприятные изменения: замедляются темпы возрастного развития ЦНС и снижается уровень ее функционального состояния (в корковом представительстве слухового анализатора), снижается слуховая чувствительность. При ежедневном воздействии интенсивного шума в течение рабочего дня у подростков могут произойти необратимые процессы в кохлеарном органе уже через 1—2 года. Неспецифические проявления действия шума в первую очередь касаются ЦНС, что проявляется развитием неврастенического или астенического синдромов, появлением головных болей, болей в области сердца, утомляемостью, раздражительностью, нарушением сна. Кроме того, снижается сопротивляемость организма, нарушается общая работоспособность. Подростки менее устойчивы к действию шума, чем взрослые.
Производственная пыль.
Многие производства характеризуются значительным содержанием пыли в воздушной среде – горнорудная, металлообрабатывающая, фарфорово-фаянсовая промышленность Работа подростков в «пылевых» цехах должна быть ограничена, а в силикозоопасных профессиях — лицам моложе 20-летнего возраста запрещена. Установлена прямая зависимость между частотой «пылевой» патологии и возрастом начала работы с пылью. При одинаковых концентрациях пыли в воздухе рабочих помещений пневмокониоз в молодом возрасте развивается быстрее и протекает более тяжело.
Производственная вибрация.
Вибрация как производственный фактор подразделяется на общую и местную (локальную). При воздействии местной вибрации возникают изменения сосудисто-трофического характера в верхних конечностях. Действие общей вибрации вызывает изменения в ЦНС, ССС.
Химические факторы.
Лицам, не достигшим 18-летнего возраста, работа в химической промышленности законодательством запрещена.Однако обучение в училищах некоторым профессиям химического производства разрешено при условии, чтобы к началу производственной практики в основных цехах учащимся было не менее 18 лет. К таким относятся ряд категорий работ в нефтехимической промышленности, производстве полимеров, минеральных удобрений, различных химических веществ.
Со многими химическими вредными веществами подростки могут контактировать при обучении и работе в других отраслях промышленности: строительстве (возможен контакт с органическими растворителями, нитросоединениями), судостроении (окислы азота, соединения марганца, фтора, свинец), машиностроении (пары цветных металлов, смазочно-охлажда-ющая жидкость), радиотехнической промышленности (пайка свинецсодержащими сплавами), текстильной промышленности, резино-техническом производстве; полиграфии и др.
Таким образом, растущий организм не обладает достаточной способностью адаптироваться к химическим веществам, поэтому целесообразно более «жесткое» гигиеническое нормирование содержания химических веществ в окружающей производственной среде. Однако в настоящее время регламентация влияния химических веществ на организм детей осуществляется не ПДК, а сокращением времени, более поздним контактом с химическими соединениями при освоении профессии.
Физическая нагрузка.
Механизация и автоматизация производственных процессов не исключают ручного физического труда, а в ряде отраслей промышленности он по-прежнему занимает довольно большое место. Положительное влияние физического труда на организм является бесспорным фактом. Не представляет исключения в этом отношении и организм подростка. Однако при одинаковой со взрослыми по тяжести и длительности физической нагрузке у подростков наблюдаются более высокие показатели ЧСС, снижения уровня диастолического давления, более длительный период восстановления гемодинамики. У подростков менее совершенны и реакции аппарата внешнего дыхания: усиление легочной вентиляции при физической нагрузке происходит у них чаще за счет увеличения частоты, а не глубины дыхания. При одинаковой со взрослыми нагрузке величина кислородного долга у подростков большая — следовательно, одна и та же работа достигается у них ценой больших усилий и энергозатрат, чем у взрослых. У подростков отмечаются более раннее развитие утомления, сниженная выносливость при статическом напряжении.
ОСНОВЫ ВРАЧЕБНОЙ
ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПРОФКОНСУЛЬТАЦИИ
Правильный выбор профессии требует учета психофизиологических характеристик организма и состояния здоровья.
Профориентация — это многоаспектная научно обоснованная система воздействия на школьника с целью оказания ему помощи в выборе профессии в соответствии с его наклонностями и способностями.
Значение профориентации:
1. Несоответствие психофизиологических данных организма человека требованиям, предъявляемым профессией, определяет невозможность овладения профессией и адаптации к длительной работе, вызывает перенапряжение психофизиологических функций организма, понижает его работоспособность и нередко приводит к увеличению числа аварий, несчастных случаев и является одной из причин смены профессии.
2. Работа, не соответствующая индивидуальным типологическим особенностям человека, может быть причиной низкой производительности труда и развития различных заболеваний.
3. Профессионально пригодный подросток способен успешно овладеть профессией за время обучения, совершенствоваться в ней при работе и работать длительное время без ущерба для здоровья.