ТЕМА 2: Этические начала проведения следственных действий
ВОПРОСЫ:
· Нравственные основы проведения следственных действий.
· Нравственные аспекты осмотра места происшествия.
· Нравственные основы допроса. Этические основы проведения обыска.
· Нравственные основы предъявления для опознания.
· Нравственные основы очной ставки.
· Нравственные основы следственного эксперимента.
· Нравственные основы избрания меры пресечения.
ЗАДАНИЯ:
1 Написать конспект: ‘Юридическая культура’.
2 Подготовить доклад: ‘Правовая культура как часть духовной культуры общества’.
3 Перечислить этические требования, предъявляемые к следователю во время проведения обыска.
4 Составить плакат-схему ‘Культура и этика судебной деятельности’.
5 Деловая игра.
ЗАНЯТИЕ № 9
ТЕМА 3: Нравственный аспект деятельности представителей юридической профессии
ВОПРОСЫ:
· Этические основы взаимодействия юриста с журналистами.
· Нравственные начала использования помощи общественности в правоприменительной практике.
· Морально-нравственный аспект пользования юристом предоставленными ему властными полномочиями.
ЗАДАНИЯ:
1. Перечислить основные положения ‘Правил профессиональной этики российских адвокатов’.
2. Подготовить сообщение: ‘Кодекс профессиональной судейской этики (Россия) // Каноны судейской этики’ (США): общее и различие.
3. Оформить таблицу: ‘Культура общения/ культура речи/ судебный этикет’.
4. Выполнить задания на развитие критического мышления.
5. Составить портфолио.
Самостоятельная работа студентов
7.1. Темы для самостоятельного изучения проблем курса:
o Нравственный прогресс и его критерии.
o Категория ‘доверие’ и его внедрение в российскую законотворческую практику.
o Концепции понятия доказательств.
o Моральная практика: поведение, поступок.
o Речевое поведение судебного оратора.
o Нравственные основы использования гипноза, НЛП.
o Сравнительный анализ ценностных ориентаций в России XIX-XX веков.
7.2. Самостоятельная работа к занятиям:
1. Изучение (конспектирование) учебников, учебных пособий, монографий, справочной литературы, статей.
2. Подготовка к выступлению на семинаре.
3. Консультации.
4. Подготовка, обсуждение, презентация реферата.
5. Решение тестовых заданий.
Примерные тестовые задания
1. Этика –
1) учение о прекрасном;
2) искусство вести диспут;
3) учение о нравственности
4) наука о материальной и духовной картине народов мира.
2. Термин ‘ЭТИКА’ как обозначение особой области исследования впервые употребил
1) Аристотель;
2) Платон;
3) Плотин;
4) Сократ.
3. Аксиология –
1) учение о ценностях;
2) форма правления;
3) результат философствования;
4) учение о непознаваемости мира.
Автор «Никомаховой этики» -
1) Аристотель;
2) Гартман;
3) Кант;
4) Ницше.
Моральный принцип, который должен определять нравственную волю как радость
1) альтруизм;
2) гедонизм;
3) эвдемонизм;
4) эгоизм.
6. Основные категории этики:
1) добро и право;
2) закон и право;
3) добро и зло;
4) свобода и преступление.
7. Слову ‘моральный – относящийся к морали’ соответствует
1) духовный;
2) законный;
3) нравственный;
4)общественный.
В основе “пирамиды ценностей” находятся
1) общность языка и мышления;
2) принадлежность к определенной партии;
3) принадлежность к определенной профессиональной группе;
4) общность интересов.
9. Императив –
1) общезначимое нравственное предписание;
2) признак, на основании которого производится оценка;
3) теория познания;
4) отрицание обязательных принципов.
В современной философии преобладают
1) три основных типа этических систем;
2) два типа этических систем;
3) четыре типа этических систем;
4) один тип этических систем.
11. Кардинальные добродетели, из которых, по мнению Платона, вытекают все остальные:
1) мудрость, мужество, благоразумие, справедливость;
2) вера, надежда, любовь;
3) мудрость, мужество, благоразумие, справедливость, вера, надежда, любовь;
4) активизм, пассеизм, позитивизм, утилитаризм.
12. Одна из кардинальных добродетелей САМООБЛАДАНИЕ проявляется в двух основных формах:
1) умеренность и мужество;
2) инертность и косность;
3) настойчивость и терпимость;
4) решительность и требовательность.
КЛЮЧИ:1/ 3); 2/ 1); 3/ 1); 4/1); 5/ 2); 6/ 3); 7/ 3); 8/ 1); 9/ 1); 10/ 1); 1/ 1); 12/ 1).
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Этика: предмет, структура, социально-преобразующая функция.
2. История эволюции этических учений.
3. Аксиологический объем этических категорий.
4. Происхождение морали и нравственности.
5. Роль морали в жизни общества.
6. Структура морали.
7. Соотношение императивности и свободы выбора.
8. Профессиональная мораль.
9. Нравственность – гуманистическая перспектива бытия.
10. Методы изучения профессиональной этики.
11. Понятие, предмет и содержание профессиональной этики юриста.
12. Виды юридической этики.
13. Содержание и функции служебного этикета.
14. Морально-этическая основа презумпции невиновности.
15. Нравственные начала гражданского судопроизводства.
16. Нравственные начала уголовного судопроизводства.
17. Соотношение норм права и норм морали.
18. Профессионально необходимые качества юриста.
19. Нравственные основы процессуальной деятельности.
20. Пути разрешения конфликтных ситуаций в правоприменительной практике.
21. Соотношение общей и профессиональной этики.
22. Правила поведения в моральной и правовой регуляции.
23. Проблема нравственно-психологической пригодности к профессии юриста.
24. Кодекс профессиональной чести адвоката, следователя, судьи.
25. Моральные проблемы современных реалий права.