Стратегия предприятия - это
а) главная общая цель организации;
б) ориентир будущего, план работы фирмы;
в) комплексный план достижения целей, миссии организации.
Цель - это ...
а) проблема, подлежащая разрешению;
б) результат, который можно достичь в обозримом будущем;
в) прогнозируемый результат.
Планирование - это...
а) процесс определения будущего организации;
б) методы достижения целей организации;
в) выбор действий предприятия по достижению поставленной цели.
Прогнозирование - это...
а) процесс достижения будущей цели предприятия;
б) комплексный план достижения цели предприятия;
в) предвидение, вероятность появления каких-либо результатов.
Миссия - это...
а) цель организации, ее запланированный результат;
б) основная общая цель организации;
в) имидж, образ, престиж фирмы.
Специфические цели фирмы - это...
а) функциональные цели предприятия;
б) текущие цели фирмы, разработанные на основе стратегических;
в) цели по основным видам деятельности структурных подразделений.
Реальная цель - это...
а) цель, которую фирма стремится достичь;
б) прогнозируемое состояние фирмы на основе точных математических методов и моделей;
в) планируемый результат, который может быть достигнут в обозримом будущем располагаемыми ресурсами.
Задание
На примере ключевых целей функциональных подсистем организации построить «дерево целей» на примере одного из предлагаемых предприятий Крыма:
- Симферопольская кондитерская фабрика;
- ОАО Птицефабрика «Южная»;
- Хлебозавод;
- Симферопольский завод пластмасс;
- Мясокомбинат;
- ОАО «Кожобувь»;
- Молокозавод;
- Консервный завод имени 1-го Мая;
- Симферопольский пивзавод «Крым»,
- Трест « Южстальмонтаж ».
Посредством «дерева целей» описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам:
- Общая цель, должна содержать описание конечного результата.
- При развертывании общей цели исходить из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения целей предыдущего уровня.
- При формировании целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их получения.
- Подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и не выводимы друг из друга.
- Фундамент «дерева целей» должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, могут быть выполнены определенным способом и в заранее установленные сроки.
|
Контрольные вопросы к заданию
- Сформулировать общую цель предприятия.
- Сформулировать подцели по каждому уровню управления.
Ситуация
Фирма «ЮБК» владеет 44 магазинами-ресторанами, которые расположены на Южном побережье Черного моря. Каждый магазин-ресторан круглосуточно обслуживает посетителей завтраками, обедами, ужинами. Кроме того. В этих магазинах можно купить сувениры, изделия местных умельцев и фасованные продукты. В ресторане можно отдохнуть у камина и полюбоваться старинной мебелью.
Задание: Установить семь ключевых сфер деятельности фирмы «ЮБК» и определить цель для каждой их них.
Задачи
Задача 1
Товар продается по цене 60 тыс.грн. за 1шт., постоянные затраты составляют 136 млн.грн.
Определить, какое количество товара необходимо продать, чтобы обеспечить получение 32 млн.грн., прибыли? Средние переменные издержки на 1 ед. товара - 48 тыс.грн./шт.
Задача 2
Фирма желает продать 20 тыс.штук товара. Средние переменные издержки на производство и реализацию – 15 тыс.грн. Постоянные издержки — 250 млн.грн. Фирма планирует получить прибыль в размере 50 млн.грн. По какой цене следует продавать товар?
Литература /1, 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 /.
Раздел 2. Стратегический анализ
Структурные компоненты внешней среды: политический, экономический, социальный, правовой, технологический. Операционное окружение и его компоненты: поставщики, потребители, рабочая сила, конкуренты, международная деятельность. Сканирование и прогнозирование внешнего окружения. Анализ отрасли и конкуренции. Определение угроз и возможностей внешней среды. Основные экономические показатели отрасли. Влияние конкурентных сил в отрасли. Изменения в структуре конкурентных сил в отрасли и в окружающей среде. Сильные (слабые) позиции предприятий-конкурентов.
Прогнозирование стратегических действий конкурентов. Ключевые факторы успеха (КФУ) в конкурентной борьбе. Привлекательность и перспективы отрасли и конкуренции. Модель пяти сил конкуренции. Соперничество между продавцами. Влияние на конкуренцию в отрасли товаров – заменителей (субститутов). Конкуренция. Сила поставщиков. Конкурентная сила покупателей. Стратегический смысл пяти конкурентных сил. Определение предприятий, которые будут занимать лидирующее положение в отрасли в будущем. Методы анализа внешней среды предприятия.
Суть и значение функционального анализа предприятия. Методологические концепции проведения функционального анализа. Анализ организационной структуры и культуры предприятия. Оценка сильных и слабых сторон предприятия. Анализ эффективности действующей стратегии. Определение сильных и слабых сторон. Учет внешних угроз (опасностей) и возможностей. Конкурентоспособность цен и издержек предприятия. Стратегический анализ издержек и цепочка ценностей. Выбор стратегии для достижения конкурентоспособности по издержкам. Оценка конкурентной силы предприятия. SWOT- анализ как аналитический инструмент стратегического управления. Главные достоинства предприятия. Совершенствование информационной базы для стратегического анализа издержек.
Вопросы, тесты, задание, ситуация и задачи
Для самопроверки
Вопросы
- Дайте характеристику главных экономических показателей, влияющих на деятельность предприятия.
- Обоснуйте необходимость анализа социального, политического, правового, технологического компонентов окружающей среды.
- Перечислите сильные и слабые стороны организации, возникающие возможности и угрозы внешней среды.
- Как влияет нестабильность среды на выбор и соединение разных систем управления в условиях конкретного предприятия?
- Есть ли отличия в анализе сред предприятий, относящихся к различным отраслям экономики?
- Какие рекомендации относительно производственной деятельности можно сейчас предложить для предприятий машиностроения, лёгкой, пищевой промышленности Украины, исходя из SWOT-анализа.
- Как оценить степень нестабильности внешней среды?
- Что является основной целью анализа внутренней среды предприятия?
- На основании каких критериев определяется стратегическая позиция предприятия?
- Дайте характеристику основным элементам внешней и внутренней сегментации стратегической позиции предприятия.
Тесты
1. Ориентир в стратегическом планировании - это...
а) количественный результат достижения цели;
б) качественный показатель отдаленной части цели;
в) определенный этап в достижении результата.
2. Нормативное планирование - это...
а) планирование, осуществляемое по определенным нормам, существующим на предприятии;
б) планирование, направленное на достижение цели предприятия;
в) планирование, ориентированное на «идеал».
3. Функция планирования направлена на...
а) выявление и структуризацию, определение приоритетов и последовательности действий;
б) выбор действий, средств и ресурсов по обеспечению достижения поставленных целей;
в) выбор плановых показателей и методов достижения миссии организации.
4. Тактика в стратегическом планировании - это...
а) стратегические цели структурных подразделений на основе общих целей фирмы;
б) текущие планы предприятия;
в) среднесрочные планы предприятия.
5. Правила в стратегическом планировании - это...
а) набор предписанных действий (эталон) по разработке плана предприятия;
б) точное выполнение порученных заданий;
в) регламентация последовательных действий по разработке плана предприятия.