Годовой экономический эффект (Э) от улучшения качества про-
дукции определяется так:
где Е -—нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;
К —дополнительные капитальные вложения, необходимые предприятию
Для улучшения качества продукции.
Для экономического обоснования капитальных вложений (К),
Необходимых для улучшения качества продукции, следует опреде-
Лить абсолютный коэффициент эффективности капитальных вло-
Жений (Е) и сравнить его с приемлемой для инвестора величиной
(£*п) или рентабельностью активов предприятия (Да):
Если то в этом случае вложение инвестиций
В предприятие с целью повышения качества продукции выгодно, и
Наоборот.
На основе факторов, влияющих на качество продукции, нетруд-
Но определить основные пути повышения качества продукции и ее
конкурентоспособности. Они следующие:
•повышение технического уровня производства;
•повышение уровня квалификации персонала;
•совершенствование организации производства и труда, в том
числе углубление специализации производства;
•внедрение выборочного и сплошного входного контроля за
Качеством поступающих на предприятие сырья, материалов, комп-
лектующих деталей и узлов;
•повышение эффективности работы ОТК. Основной упор дол-
Жен быть сделан не на разбраковку изготовленной продукции, а на
Профилактику производства с целью недопущения выпуска не-
доброкачественной продукции;
•повышение технического уровня метрологической службы
на предприятии;
•воспитание коллектива в духе гордости за качество выпус-
каемой продукции и марку своего предприятия;
•материальное и моральное стимулирование персонала за вы-
сококачественное выполнение своих обязанностей;
•создание службы маркетинга;
•внедрение новых, более качественных материалов при изго-
товлении продукции;
•снижение издержек на производство и реализацию продукции;
•изучение требований покупателей к качеству продукции и
конъюнктуры рынка;
•проведение действенной рекламы;
•установление оптимальной продажной цены и др.
Этот перечень можно было бы продолжать, но беда в том, что
Это все разрозненные мероприятия, реализация каждого из них мо-
Жет привести к улучшению качества продукции, но не решает проб-
Лему качества в целом. Для этого требуется комплексный подход
К решению этой проблемы, т. е. на каждом предприятии (особенно
На крупном и среднем) должна быть разработана и внедрена систе-
Ма управления качеством продукции в соответствии со стандартом
ИСО 9000.
Данная система позволит не только учесть все факторы, кото-
Рые влияют на качество продукции, но и обеспечить стабильный
Выпуск качественной продукции на предприятии. Но этого мало.
Главное во всем этом —позиция директора предприятия. Если ди-
Ректор понимает значимость проблемы и лично является инициатором
Разработки и внедрения системы управления качеством, значит, на
Предприятии может выпускаться конкурентоспособная продукция.
Выводы
В современных условиях проблема повышения качества про-
Дукции и обеспечения ее конкурентоспособности для России явля-
Ется наиболее актуальной.
Переход на рыночные отношения существенно не отразился на
Качестве выпускаемой продукции, что связано со следующими при-
чинами:
•в стране не созданы условия для конкуренции;
•отсутствует национальная программа по достижению высо-
кого уровня качества;
•многие руководители предприятий работают по старинке и
не адаптировались к рыночным условиям;
•слаба роль государства, ее законодательных и исполнитель-
Ных органов в создании условий и предпосылок для предприятий
С целью повышения качества продукции и др.
Устранение этих причин является важным условием для проры-
Ва российских предприятий в области повышения качества продук-
Ции и обеспечения ее конкурентоспособности, но недостаточным.
Как показывает мировой опыт, данную проблему можно решить
Только в том случае, если важность ее решения осознают первые
Руководители страны и руководители предприятий и сделают все
Возможное для ее решения.
Таким образом, проблему качества продукции вряд ли можно ре-
Шить без глубокого осознания и понимания гражданами страны и ру-
Ководителями всех рангов важности и значения решения проблемы
Повышения качества продукции для престижа и экономики страны.
Качество продукции, как экономическая категория, тесно связа-
Но с потребительной стоимостью. Если потребительная стоимость — это полезность товара вообще, то качество продукции — это сте-
Пень проявления потребительной стоимости в конкретных услови-
Ях ее использования.
Значение повышения качества продукции необходимо рассмат-
Ривать как на макро-, так и на микроуровне, т. е. на уровне пред-
Приятия.
Повышение качества продукции (услуг, работ) на макроуровне
Дает возможность.
•повысить эффективность общественного производства;
•осуществить на практике ускорение НТП;
•повысить благосостояние народа, так как с улучшением ка-
чества продукции увеличивается реальная заработная плата;
•повысить престиж государства.