Рентабельность предприятия
Рентабельность – это финансовый результат деятельности предприятия, она показывает эффективность текущих затрат (активов) предприятия.
Рентабельность всегда относительный показатель и измеряется в процентах.
В зависимости от того, что активы подразделяются на группы, существует несколько показателей рентабельности.
Общая рентабельность – отношение балансовой прибыли предприятия к стоимости его имущества (итогу баланса)
Ро = БПр / Активы предприятия
Расчетная рентабельность – отношение чистой прибыли предприятия к стоимости его имущества (итогу баланса)
Рр. = ЧПр / Активы предприятия
Рентабельность основных фондов – отношение балансовой прибыли к стоимости основных фондов.
Ро.ф. = БПр. / Стоимость основных фондов
Рентабельность продукции – отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализации продукции.
Рпр. = Пр.р. / Q
Для показателя общей рентабельности в российских условиях хозяйствования определено нормативное значение – не менее 15 %, если показатель составляет величину меньше 15%, то суммы балансовой прибыли не хватит для уплаты всех налогов данного предприятия.
Основными показателями, характеризующим увеличение результата финансовой деятельности предприятия является изменение коэффициента устойчивости роста:
Ку.р. = Ку.р.к. / Ку.р.н. , где:
Ку.р.к. – коэффициент устойчивости роста на конец отчетного периода;
Ку.р.н. – коэффициент устойчивости роста на начало отчетного периода.
Если величина данного показателя более единицы, то финансово–хозяйственная деятельность предприятия на конец отчетного периода по сравнению с его началом увеличилась на величину, превышающую единицу.
Коэффициент устойчивости роста определяется по следующей формуле:
Ку.р. = Фонд накопления / Собственный капитал (УК + РФ) , где:
УК – уставной капитал предприятия;
РФ – резервный фонд предприятия
Тест 4
1. К себестоимости продукции машиностроения относятся:
1) текущие затраты на производство;
2) капитальные затраты;
3) выраженные в денежной форме затраты предприятия на производство и реализацию продукции;
4) затраты на сырье, материалы и заработную плату рабочих;
5) затраты на оборудование.
2. Назначение классификации затрат на производство по экономическим элементам затрат:
1) расчет себестоимости единицы конкретного вида продукции;
2) основания для составления сметы затрат на производство;
3) исчисление затрат на материалы;
4) определение затрат на заработную плату;
5) установление цены изделия.
3. Назначение классификации по калькуляционным статьям расходов:
1) определение цены за заготовку деталей, узлов;
2) исчисление прямых и косвенных расходов;
3) расчет себестоимости конкретного вида продукции;
4) составление сметы затрат на производство.
4. К группировке затрат по экономическим элементам относятся затраты на:
1) топливо и энергию на технологические цели;
2) основную заработную плату производственных рабочих;
3) амортизацию основных фондов;
4) подготовку и освоение производства;
5) дополнительную заработную плату производственных рабочих.
5. В группировку затрат по статьям калькуляции входят затраты на:
1) сырье и основные материалы;
2) оплату труда;
3) амортизацию основных производственных фондов;
4) топливо и энергию для технологических целей;
5) вспомогательные материалы.
6. К затратам на управление и организацию производства в себестоимости продукции относятся затраты:
1) прямые;
2) косвенные;
3) переменные;
4) постоянные;
5) по обслуживанию оборудования.
7. Цеховая себестоимость продукции включает затраты:
1) цеха на выполнение технологических операций;
2) предприятия на производство данного вида продукции;
3) цеха на управлении производством;
4) цеха на выполнение технологических операций и управление цехом.
8. Производственная себестоимость продукции включает затраты:
1) цеха на производство данного вида продукции;
2) цеховую себестоимость и общезаводские расходы;
3) на производство и сбыт продукции;
4) на технологическую себестоимость;
5) на коммерческую себестоимость.
9. Коммерческая себестоимость продукции включает затраты:
1) на производство и сбыт продукции (коммерческие расходы);
2) цеховую себестоимость;
3) производственную себестоимость;
4) предприятия на основные и вспомогательные материалы;
5) предприятия на управление производством.
10. На снижение себестоимости продукции влияют внутрипроизводственные технико- экономические факторы:
1) улучшение использования природных ресурсов;
2) повышение технического уровня производства;
3) улучшение структуры производимой продукции;
4) изменение состава и качества природного сырья;
5) изменение размещения производства.
11. К переменным расходам относятся:
1) материальные затраты;
2) расходы на реализацию продукции;
3) амортизационные отчисления;
4) заработная плата производственного персонала;
5) административные и производственные расходы.
12. Деление расходов на постоянные и переменные производится с целью;
1) прогнозирования прибыли;
2) определения для каждой конкретной ситуации объема реализации, обеспечивающий безубыточную деятельность (критический объем);
3) выделения цеховой, производственной и коммерческой себестоимости.
13. Издержки и прибыль торгующих организаций включаются в:
1) закупочную цену;
2) оптовую цену предприятия;
3) розничную цену;
4) оптовую цену промышленности;
5) статочную цену.
14. Расходы и прибыль сбытовых организаций включаются в:
1) оптовую цену предприятия;
2) оптовую цену промышленности.
15. Под понятием «прибыль от реализации продукции» подразумевается:
1) выручка, полученная от реализации продукции;
2) денежное выражение стоимости товаров;
3) разность между объемом реализованной продукции в стоимостном выражении (без НДС и акциз) и её себестоимостью;
4) чистый доход предприятия;
5) затраты на производство и реализацию продукции.
16. Понятие «балансовая прибыль с» содержит:
1) выручку, полученную от реализации продукции;
2) денежное выражение стоимости товаров;
3) разность между объемом реализованной продукции в стоимостном выражении и её себестоимостью;
4) прибыль от реализации продукции, результат от прочей реализации, доходы от внереализационных операций (по ценным бумагам, деловому участию в других предприятиях), расходы и убытки от внереализационных операций;
5) выручку от реализации продукции за вычетом акцизов.
17. В понятие «рентабельность предприятия» входят:
1) получаемая предприятием прибыль; относительная доходность или прибыльность, измеряемая в процентах к затратам средств или капитала;
2) отношение прибыли к средней стоимости основных фондов и оборотных средств;
3) балансовая прибыль на 1 руб. объема реализованной продукции;
4) отношение прибыли к цене изделия.
18. Рентабельность продукции определяется:
1) отношением балансовой прибыли к объему реализованной продукции;
2) отношением прибыли от реализации к выручке от реализации (без НДС и акциза);
3) отношением балансовой прибыли к средней стоимости имущества предприятия;
4) отношением балансовой прибыли к средней стоимости основных фондов и материальных оборотных средств.
19. Рентабельность отдельных видов продукции определяется:
1) отношением прибыли, включаемой в цену изделия, к цене изделия;
2) отношением прибыли от реализации к выручке от реализации;
3) отношением балансовой прибыли к средней стоимости имущества предприятия;
4) отношением балансовой прибыли к средней стоимости основных фондов и материальных оборотных средств.
20. Рентабельность производственных фондов определятся:
1) отношением балансовой прибыли к объёму реализованной продукции;
2) отношением прибыли от реализации к выручке от реализации;
3) отношением балансовой прибыли к средней стоимости имущества предприятия;
4) отношением прибыли к средней стоимости основных фондов и материальных оборотных средств.
21. Какой вывод о работе предприятия к концу года можно сделать на основе приведённой информации:
1) предприятие работает стабильно, без изменений;
2) предприятие работает лучше, чем в начале года;
3) предприятие работает хуже, чем в начале года.
Показатели | Квартал | |||
Объем валовой продукции | ||||
Объем товарной продукции | ||||
Объем продаж |
22. Какие из статей калькуляции рассчитываются в процентном соотношении к основной заработной плате производительных рабочих:
1) отчисления на социальные нужды;
2) энергия для технологических целей;
3) транспортно-заготовительные расходы;
4) общепроизводительные расходы;
5) общехозяйственные расходы;
6) внепроизводственные расходы;
7) дополнительная заработная плата производственных рабочих.
23. Руководитель Федеральной авиационной службы России представил следующие данные за март 1997г. О структуре себестоимости билета:
1) 27% - цена горюче-смазочных материалов;
2) 20% - плата за обслуживание самолёта в аэропорту;
3) 13% - техобслуживание;
4) 7% - оплата труда авиаторов;
5) 3% - отчисления в социальные нужды;
6) 7% - амортизация парков воздушных судов;
7) 7% - аэронавигационное обслуживание;
8) 3,5% - агентское обслуживание;
9) 12% - прочие расходы.
Укажите:
1) какие из статей калькуляции являются простыми;
2) основные направления снижения себестоимости авиабилета.
24. Какой из перечисленных ниже элементов затрат представляет собой разность между:
А) полная себестоимость продукции и текущими издержками на её производство;
Б) производственной себестоимостью и материальными затратами в целом;
1) заработная плата работающих с начислениями;
2) амортизация основных фондов;
3) внепроизводственные расходы.
25. Может ли организация-арендатор включать в себестоимость продукции (работ, услуг) плату за регистрацию договора аренды:
3) может по постановлению Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552 «Положение составе затрат...»;
4) не может;
5) может, если они (расходы) не превышают максимального размера. Постановление Правительства РФ от 25 февраля 1998 г. «О установлении максимального размера платы за регистрацию недвижимого имущества и сделок с ним...».
26. Подлежат ли отнесению на себестоимость продукции (работ, услуг) расходы по оказанию консультационных услуг:
1) подлежат;
2) не подлежат.
27. Относится ли оплата услуг других организаций производственного характера на себестоимость продукции (работ, услуг):
1) относится;
2) не относится.
Задача 10
Затраты на сырьё и материалы во 2 квартале года по сравнению с 1 кварталом возросли на 40% и был изменён объём производства и реализации продукции. Прочие составляющие переменных издержек производства, приходящиеся на единицу продукции, остались неизменёнными, удельные совокупные издержки возросли на 22800 руб., общие постоянные расходы не изменились. В 1 квартале удельные совокупные издержки производства составляли 98200 руб., а удельные постоянные издержки - 30200 руб. Доля затрат на сырьё и материалы в структуре себестоимости в 1 квартале составляла 70%. Определите, на сколько % был изменён объём производства.
Решение:
1) Определяем удельные перемены издержки в 1 квартале:
S = S1 – C1 = 98000 - 30200 = 68000 руб.
2) Затраты на сырьё и материалы, приходящиеся на единицу продукции, в 1 квартале:
Vmi = 0.7V1 = 0.7 *68000 = 476000 руб.
3) Затраты на сырьё и материалы, приходящиеся на единицу продукции, во 2 квартале:
с = 1,4m1 = 1,4 * 47600 = 66640 руб.
4) Прирост затрат на сырьё и материалы во 2 квартале по сравнению с 1 кварталом:
∆vm2 = vm2- v m1 = 66640 - 47600 = 19040 руб.
5) Так по условию прочие составляющие удельных переменных издержек не менялись, то удельные переменные издержки во 2 квартале составят:
V2 = V1 +∆vm = 68000 + 19040 = 87040 руб.
6) По условию данные совокупные издержки во 2 квартале по сравнению с первым кварталом возросли на 22800 руб. и составили:
S2= S1 + 22800 = 98200 + 22800 = 121000 руб.
7) Теперь можно рассчитать удельные постоянные издержки во 2 квартале:
C2 = S2- V1= 121000-87040 = 33960 руб.
8) Общие постоянные издержки в 1 квартале:
C1 = 30200 * g1;
А во 2 квартале - 33960 * g2, отсюда
Следовательно, объем производства во 2 квартале по сравнению с 1 сократился на 11%.
Условные обозначения:
с - удельные постоянные издержки;
s - удельные совокупные издержки;
v- удельные переменные издержки;
С - общие постоянные издержки;
g - количество выпущенной продукции.
Задача 11
В первом квартале года предприятие реализовало 5000 изделий по цене 80 руб. за единицу, что покрыло расходы предприятия, но не дало прибыли. Общие постоянные расходы составляют 70000 руб. \, удельные переменные - 60 руб. Во 2 квартале изготовлено и реализовано 6000 изделии. В 3 квартале планируется увеличить прибыль на 10 % по сравнению со 2 кварталом.
Сколько должно быть дополнительно реализовано продукции, чтобы увеличить прибыль на 10 %?
Решение:
1) прибыль от реализации продукции во 2 квартале:
П2=(z-g2-vg2)-C;
П2 = (80 ּ 6000 - 60 ּ 6000) - 70000 = 50000 руб.;
2) дополнительный прирост продукции в 3 квартале по сравнению со 2 кварталом для увеличения прибыли на 10 % рассчитывается по формуле:
Следовательно, чтобы увеличить в 3 квартале прибыль на 10 % по сравнению с 1 кварталом, нужно произвести продукции:
Условные обозначения:
П - прибыль;
v- удельные переменные издержки;
g - количество выпущенной продукции;
z - цена единицы продукции;
Р - прибыль на единицу продукции.
Задача 12
В отчётном году себестоимость товарной продукции составила450,2 т.р., что определило затраты на 1 руб. товарной продукции - 0,89 руб. В плановом году затраты на 1 руб. товарной продукции установлены в 0,85 руб. Объём производства продукции будет увеличен на 8 %. Определите себестоимость товарной продукции планового года.
Решение:
Затраты на 1 руб. товарной продукции рассчитываются по формуле:
1. Исходя из этой формулы определяем объём товарной продукции в отчётном периоде:
тыс. руб.
2. Объём товарной продукции планового года увеличится на 8 % и составит:
тыс. руб.
3. Себестоимость товарной продукции в плановом году будет равна:
тыс. руб.
Задача 13
По отчётным данным установлена экономия материалов за счёт снижения норм на 8 % и за счёт снижения цен на 3 %.Себестоимость товарной продукции по отчёту составила 120,6 т.р., затраты на сырьё и материалы - 80,8 т.р. Определите влияние указанных факторов на себестоимость продукции.
Решение:
1) доля материальных затрат в структуре себестоимости продукции:
3) Изменение себестоимости продукции за счёт экономии и снижения цен на них определяется по формуле:
Следовательно, за счёт указанных факторов себестоимость продукции снизилась на 7,7 %.
Условные обозначения:
IH ,1Ц - индекс изменения норм расхода, цен.
РАЗДЕЛ II
Принятый Государственной Думой Гражданский Кодекс Российской Федерации предоставил предприятиям и организациям, независимо от формы собственности экономическую самостоятельность в выборе деловых партнеров для осуществления деятельности как внутри, так и за пределами государства. Предприятия должны быть уверены в экономической состоятельности предполагаемых партнеров. Поэтому становление рыночных отношений предполагает и обуславливает необходимость тщательно изучать финансовую отчетность своего предприятия и возможных контрагентов для оценки доходности и платежеспособности перед заключением хозяйственных договоров.