Структура транспортной системы
Автоматизация транспортных работ в ГПС позволяет исключить тяжелый труд вспомогательных рабочих и высвободить их для участия в основном процессе, экономит время основных рабочих, которые затрачивают 5—15 % общего фонда времени на получение и сдачу заготовок, деталей, средств оснащения.
По прибытии грузов в ГПС, после окончания работ над партией деталей транспортные средства являются главными исполнительными устройствами, которые реализуют алгоритмы управления по передаче грузов в системе. Потоки грузов в ГПС чрезвычайно разнообразны, — это заготовки, полуфабрикаты, готовые детали, средства оснащения, отходы производства. Для этого материального потока можно использовать универсальные транспортные средства, но нередко применяют отдельные транспортные подсистемы.
Взаимосвязь транспорта в ГПС с системой управления, устройствами хранения элементов материального потока, различные конструктивные решения значительно усложняют задачи разработки транспортной системы ГПС.
Для ГПС типа участка можно выделить внесистемный, межоперационный и операционный транспорт. Внесистемный транспорт обеспечивает связь ГПС с другими производственными подразделениями, и прежде всего с системой более высокого уровня, которая отвечает за обеспечение ГПС заготовками и средствами оснащения, определяет дальнейшие перемещения готовых деталей к потребителю, обеспечивает доставку режущего инструмента и другой оснастки. Роль внесистемного транспорта меняется в зависимости от степени самостоятельности ГПС.
Межоперационный транспорт является основным средством для связи рабочих мест в ГПС. Этот тип транспорта наиболее подробно рассмотрен в данном параграфе.
Операционные транспортные устройства предназначены для перемещения заготовок, полуфабрикатов, готовых деталей, средств оснащения, стружки и смазочно-охлаждающих технологических средств в пределах технических операционных единиц, таких, как гибкий производственный модуль (ГПМ), позиции контроля (КН), комплектации (КМ), кантования (КВ) и т. п.
Транспортными устройствами могут быть автооператоры, например для замены инструмента, промышленные роботы для установки заготовок и смены деталей, устройства перемещения тары, спутников, палет.
В зависимости от характеристик перемещаемых грузов можно выделить несколько основных вариантов в построении транспортной системы (рис. 2.25). ГПС имеют технологическую направленность, и по этому параметру их делят на системы для деталей типа тел вращения и корпусных деталей. В зависимости от этого несколько меняется характер груза: в одном случае это ящичная тара для хранения деталей навалом и налеты или кассеты для перемещения деталей в ориентированном положении; в другом случае корпусные детали в неориентированном положении перемещаются на поддонах или в ориентированном положении на спутниках. В дальнейшем эти разные устройства (палеты, тара ящичного типа, поддоны, спутники) будем называть складской и технологической тарой или специальной тарой (Т).
Применение спутников, на которых устанавливают и закрепляют детали, является основным способом перемещения корпусных деталей в ГПС. Спутник, который имеет форму прямоугольной плиты, на своей верхней части может нести разнообразные детали, нижняя его часть, имеющая специальные пазы, одинаково базируется на центральных и локальных накопителях, транспортных средствах, рабочих столах станков. Таким образом, спутник имеет функцию не только станочного приспособления, но и приспособления для транспортирования и хранения. Остальные виды специальной тары обеспечивают перемещение и хранение деталей
Транспортная система ГПС отвечает за перемещение тары с деталями, а также порожней тары, что необходимо учитывать при расчете производительности транспорта.
Рис 13.1.1. Классификация транспортных систем в зависимости от перевозимых грузов
Режущий и вспомогательный инструмент обычно автоматически транспортируется инструментальными блоками. Автоматизированные транспортные системы (АТС) для перемещения приспособлений используют очень редко ввиду нечастой их замены. Если гибкий производственный модуль обеспечен системой автоматической смены приспособлений, он должен иметь вместительный пристаночный накопитель, достаточный для функционирования модуля в течение нескольких смен без обслуживания его транспортом ГПС.
Автоматизированное транспортирование контрольно-измерительного инструмента выполняется редко, так как для систем с низкой степенью автоматизации несложно иметь запас этого инструмента на рабочих местах. Для ГПС с высокой степенью автоматизации контроль осуществляется на модулях универсальными контрольно-измерительными щупами или с помощью измерительных машин.
Отходы производства (стружка и отработанная смазывающе-охлаждающая жидкость) удаляются двумя способами. В первом случае предусматривается централизованное удаление обоих компонентов, В другом случае на станочных модулях имеются индивидуальные системы подачи и очистки СОЖ, а стружка конвейером подается в тару ящичного типа, которую должен забрать автоматизированный транспорт ГПС.