Направления и ключевые проекты развития комплекса
В направлении развития железнодорожной инфраструктуры края первоочередным проектом являетсязавершение строительства в Нижнем Приангарье железной дороги до п.Ярки.
На юге краябудет реализовываться крупный межрегиональный проект строительства железнодорожной линии «Кызыл–Курагино», обеспечивающей доступ к минерально-сырьевой базе Республики Тыва и перспективным железорудным месторождениям Казырской группы на юге края.
С учетом ожидаемого роста грузопотока необходимо развитие пропускных способностей южного хода Красноярской железной дороги, который в настоящее время представлен однопутным участком Междуреченск–Тайшет. До 2020 года будет осуществлена реконструкция тоннелей на участке «Саянская-Кошурниково» и строительство дополнительных главных путей на участке «Саянская – Тайшет», что позволит увеличить провозные способности на участке Междуреченск - Курагино – Тайшет в 1,7 раза – до 86,7 млн. тонн в год.
В интересах края осуществлять взаимодействие с федеральным центром с целью решения вопроса о проведении в период 2012–2015гг. проектных работ и начале строительства в 2016–2020гг. Северо-Сибирской железной дороги (СевСиб), предусмотренной Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Строительство СевСиба позволит создать инфраструктурные условия для развития экономики Сибири и формирования так называемого Северного пояса экономического развития страны, будет способствовать разгрузке Транссибирской железнодорожной магистрали при исчерпании ее пропускной способности, а также обеспечению транспортной безопасности России. В границах Красноярского края СевСиб станет ключевым элементом транспортной системы зоны развития Нижнего Приангарья.
В сфере водного транспорта, учитывая идущее освоение нефтегазовых ресурсов севера края, а в перспективе и разработку континентального арктического шельфа, ключевым является проект сохранения и развития Северного морского пути, включая транспортную систему «Енисей-СМП». В этой связи со стороны государства целесообразно сохранение и развитие порта Диксон, как гаранта безопасности присутствия судов на Северном морском пути и опорной базы его развития. Порт является срединной точкой на Северном морском пути и расположен в закрытой глубоководной бухте, позволяющей осуществлять круглогодичный заход судов и ледокольного флота.
Росту значения порта будет способствовать развитие добычи коксующихся углей экспортных кондиций Западно-Таймырского угленосного бассейна и развитие нефтедобычи с выходом на правый берег Енисея, что поставит вопрос о возрождении проекта строительства нефтепровода на Диксон с последующим экспортом нефти морским транспортом.
В случае подтверждения прогнозов и активизации нефтедобычи (за пределами 2030 г.) следует рассматривать также вопрос о создании аналогичного нефтеналивного терминала и развитии порта Хатанга.
С целью обеспечения потребностей экономики по транспортировке грузов, включая «северный» завоз, и повышения безопасности водных путей в соответствии с проектом схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта необходима реализация мероприятий по поддержанию гарантированных габаритов судового хода, а при необходимости – их увеличение на водных трассах Енисейского бассейна.
Для решения существующей проблемы изношенности пассажирского флота на внутреннем водном транспорте необходимо продолжить взаимодействие с федеральным центром по вопросу разработки базового проекта универсального пассажирского судна, с возможностью адаптации к условиям внутренних водных путей конкретного региона, и федеральной государственной поддержки обновления судов пассажирского флота.
Развитие воздушного транспорта предусматривает создание на базе аэропорта Емельяново международного транспортного хаба, ориентированного преимущество на осуществление грузовых перевозок.
Одной из приоритетных задач в предстоящий период является реконструкция аэропорта «Емельяново» с целью обеспечения потребностей текущего и планируемого пассажиропотока и создания современных и комфортных условий воздушных перевозок.
Будет продолжено развитие трансполярных маршрутов через Северный полюс, связывающих Северную Америку и страны Юго-Восточной Азии и имеющих значительные экологические и экономические преимущества за счет уменьшения полетного времени. Наиболее подготовленным для разрешенных пролетов иностранных судов над территорией России является так называемый «Енисейский меридиан», около 3000 км трассы которого проходят над территорией Красноярского края. Для проходящих над территорией края трансполярных трасс ТП–1 и ТП–2 характерны: наиболее развитые система аэронавигации и управления воздушным движением, развитая сеть запасных аэродромов, возможность дозаправки, дозагрузки, дополнительной посадки пассажиров в наиболее экономически освоенном районе Сибири.
Для решения социально значимой задачи по обеспечению транспортной доступности отдаленных населенных пунктов края, прежде всего, в условиях севера, необходимо возрождение малой авиации.
С этой целью в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации для обеспечения реконструкции и технического перевооружения существующих объектов наземной инфраструктуры региональных аэропортов необходимо завершить передачу в собственность Российской Федерации их имущественных комплексов. Необходимо также при поддержке федерального центра продолжить работу по обновлению парка региональных воздушных судов.
Наряду с развитием региональных аэропортов необходима реконструкция в отдаленных населенных пунктах края посадочных площадок, пригодных для приема легких самолетов.
Для обеспечения запланированного развития воздушного транспорта должны получить дальнейшее развитие система управления воздушным движением, оснащение аэропортов края современным навигационным оборудованием, внедрение системы контроля и слежения за воздушным движением на основе системы ГЛОНАСС.
В части развития автомобильного транспорта и дорожного хозяйства с учетом существующих проблем основными направлениями являются развитие на территории края федеральной сети дорог, формирующей основные транспортные коридоры и обеспечивающей межрегиональные связи края, создание инфраструктуры в районах нового освоения, включая строительство «дорог к ресурсам», развитие дорожной инфраструктуры на территории Красноярской агломерации, развитие, ремонт и содержание сети региональных автомобильных дорог.
Крупнейшими проектами развития федеральной сети дорог являются реконструкция автодороги Р–255 «Сибирь» (Новосибирск–Красноярск–Иркутск) и строительство на ней второй очереди глубокого обхода Красноярска, а также реконструкция автодороги Р–257 «Енисей» (Красноярск–Абакан–Кызыл–граница с Монголией).
В районах Нижнего Приангарья ключевым элементом развития автодорожной инфраструктуры является строительство автодорожного мостового перехода через р.Енисей в районе п.Высокогорский. В северном направлении от моста предусматривается реконструкция автомобильной дороги до Епишино и далее – до Северо-Енисейска, в восточном направлении для обеспечения комплексного развития нового промышленного района – строительство дороги до Партизанска и Раздолинска, с последующим строительством автодорог, обеспечивающих связь населенных пунктов по правому берегу р.Ангара (Мотыгино – Орджоникидзе - Ангарский – Шиверский – Хребтовый – Тагара). В восточной части Нижнего Приангарья предусматривается строительство автодороги от Богучан до Юрубчена и Байкита, обеспечивающей доступ к нефтегазовым месторождениям Эвенкии.
Строительство «дорог к ресурсам» предусматривается также на юге и в центральных районах края. В Балахтинском районе ведется реконструкция автодороги к Большесырскому угольному месторождению с перспективой строительства в дальнейшем отдельной технологической автодороги от месторождения в направлении Козульского района, дающей выход к автодороге Р–255 «Сибирь» и железной дороге. В Саянском районе предусматривается проектирование и строительство автодороги, соединяющей существующую автодорожную сеть с Кингашским месторождением.
С целью оптимизации процесса формирования и развития Красноярской агломерации предусматривается разработать новую транспортную схему Красноярска, как ядра агломерации, осуществить интеграцию транспортного каркаса города и смежных территории. В перспективе до 2016 года приоритетным направлением будет являться развитие дорожной инфраструктуры на территории селитебной зоны Красноярска, включая крупные проекты строительства четвертого мостового перехода через Енисей и транспортных развязок на ул. Авиаторов и Брянской. Улично-дорожная сеть Красноярска к 2016 году претерпит значительную позитивную реконфигурацию, которая приведет к росту ее пропускной способности, сокращению неэффективных перепробегов, снижению размеров транспортных заторов, улучшению экологической обстановки.
В результате приоритетного развития в период до 2016 года дорожной инфраструктуры г.Красноярска, объем работ по текущему содержанию и ремонту региональных автомобильных дорог на всей территории края до 2016 года останется практически неизменным (допустимый уровень содержания сети будет обеспечен на 4155,3 км сети краевых дорог или 29% от их общей протяженности, при этом 71% краевых дорог будет содержаться в состоянии ниже минимально допустимых технических показателей, отставание объемов ежегодно выполняемых ремонтных работ от нормативных требований –«недоремонт сети» будет ежегодно составлять около 1000 км).
Начиная с 2016 года приоритеты дорожной политики края сместятся в сторону развития региональной автодорожной сети.
Будет осуществлен поэтапный переход на нормативный уровень финансирования работ по содержанию региональных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них. В результате к 2020 году вся дорожная сеть будет содержаться в соответствии с нормативными требованиями, в том числе:
· наиболее социально и экономически значимые автомобильные дороги, общей протяженностью 2412 км (16,9%), будут удовлетворять критериям, высокого уровня содержания (в настоящее время в крае нет дорог, соответствующих такому уровню содержания);
· автодороги, обеспечивающие транспортную связь между районными центрами Красноярского края, общей протяжённостью 1727 км (12,1%) будут удовлетворять критериям среднего уровня содержания (в настоящее время в крае нет дорог, соответствующих такому уровню содержания);
· оставшаяся часть краевой транспортной сети протяжённостью 10 157 км (71%) обеспечит допустимый уровень содержания (в настоящее время – 29,1%).
В период 2016-2020 гг. начнется также поэтапный переход на нормативный объем ремонтных работ на дорогах и мостах края. Целью данного направления является переход на преимущественно предупредительный ремонт покрытий дорог и конструкций мостов преимущественно на основании истечения нормативных сроков их работоспособности. Объем ежегодного ремонта автомобильных дорог должен составить 1000 км. С учетом того, что ремонт не менее чем 450 км будет обеспечен уже в ходе работ по содержанию дорог, для доведения объема работ до целевых показателей ежегодно необходимо выполнять ремонт 550 км дорог.
Такая стратегия комбинированного воздействия на качество покрытий средствами содержания и ремонта позволит к 2020 году сократить суммарную протяженность покрытий автомобильных дорог, технические характеристики которых не удовлетворяют минимально допустимым требованиям более чем в полтора раза, до 2 500 км (в настоящий момент этот показатель составляет 5 031 км).