Электропоездов Московского метрополитена
М о с к о в с к и й м е т р о п о л и т е н
У ч е б н о - п р о и з в о д с т в е н н ы й ц е н т р
Краткий курс лекций
По предмету
«Управление и техническое обслуживание электропоезда»
Для обучающихся в группах по специальности
«помощник машиниста электропоезда»
Москва 2006 г.
Вопросник по управлению для пом. машиниста
1. Обязанности п/маш. При нахождении состава в ТО-1 на линии.
2. Обязанности п/маш. При приёмке состава без подачи напряжения 825В.
3. Обязанности п/маш. При приёмке состава с подачей высокого напряжения 825В.
4. Обязанности п/маш. При приёмке п/с на линии.
5. Обязанности п/маш. При сдаче п/с на линии.
6. Обязанности п/маш. При сдаче п/с в депо.
7. Обязанности п/маш. При выезде из депо.
8. Обязанности п/м при приёмке состава в депо.
9. Обязанности п/маш. При ведении поезда и стоянке на станции.
10. Общие положения при заступлении на смену на линии. Обязанности п/маш. Если он по каким либо причинам не может явиться на работу.
11. Действия п/маш. При обнаружении в салоне постороннего предмета или получении информации от пассажиров о наличии постороннего предмета в салоне.
12. Обязанности п\маш. При ведении поезда. В каких случаях п/маш. Должен стоять у стоп крана с готовностью применения торможения.
13. Обязанности п/маш. При следовании по перегону и въезде на станцию.
14. Общие положения при заступлении на смену в электродепо.
15. Обязанности п/маш. При выезде и въезде в депо. Меры безопасности.
16. Выезд из депо и следование по парковым путям.
Неисправности на п/с..
17. Причины не открытия (закрытия) дверей в поезде.
18. Не закрываются двери во всём составе.
19. При следовании по перегону началась игра дверей.
20. Не закрываются двери в одном вагоне.
21. Наличие индикации открытого положения 1-го, 2-х дверных проёмов на маниторе машиниста.
22. Порядок действий п/маш. Если после закрытия дверей, двери пытаются открыться во всём поезде.
23. Не открываются двери в одном вагоне. Порядок действий п/маш.
24. Не закрываются двери в хвостовой части поезда. Порядок действий п/маш..
25. Порядок действий п/маш. Если не закрылись двери в одном вагоне, во всём поезде.
26. После закрытия дверей двери пытаются открыться в одном вагоне.
27. Не открываются двери в хвостовой части поезда. Порядок действий п/маш..
28. При нажатии на кнопку открытия дверей, двери пытаются открыться и вновь закрываются. Действия п/маш..
29. Порядок действий п/маш., если не открываются двери во всём поезде.
30. Утечка воздуха из н/м, пополняемая м/к. (причина: сработка предохранительного клапана);
31. Порядок действий п/маш. При отказе работы вагона на «ход» и/или «тормоз». А-1, А-6, А-20, А-30, А-38.
32. Порядок действий п/маш. При утечки воздуха из ТМ.
33. Порядок проверки УАВА и АВТ (откл 1.9 -2.2 Ат, вкл. 1.1 -1.5 Ат.);
34. Определение вагона с откл. АКБ или А-13.
Тема №1 Инструкции и положение по обслуживанию электропоездов.
Тема № 1.1 (1 час.)
П А М Я Т К А
л/б по предупреждению проезда запрещающих сигналов.
1. Отдыхайте перед заступлением на работу так, чтобы не чувство-
вать переутомления в течении рабочей смены.
2.Проезд запрещающего сигнала навсегда исключен, если соблюдать требования, ПТЭ, Инструкции по сигнализации и должностных инструкций.
3. Л/б обязаны повторять показания сигналов оговоренных приказам начальника депо, всех маневровых светофоров, сигналов, требующих уменьшения скорости или остановки, стрелок, показания маршрутных указателей.
Повторение сигналов и стрелок должно быть произнесено громко и отчетливо.
4. Помощник машиниста всегда должен помнить, что он наравне с машинистом отвечает за проезд запрещающего сигнала и он ОБЯЗАН в таких случаях применять решительное действие для остановки поезда и предотвращения проезда запрещающего сигнала.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Машиниста и помощника машиниста
электропоездов Московского метрополитена
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Четкость работы метрополитена во многом зависит от качества работы машинистов и помощников машинистов, от уровня их трудовой и производственной дисциплины, технической грамотности, точного выполнения ими Правил технической эксплуатации метрополитенов (ПТЭ), Инструкции по сигнализации на метрополитенах, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на метрополитенах, настоящей Должностной инструкции и других инструкций, правил и положений, приказов и указаний, относящихся к их работе.
1.2. Машинисты и помощники машинистов электропоездов должны:
1.2.1. Иметь квалификацию слесаря по ремонту подвижного состава не ниже 2-го разряда для помощника машиниста и 3-го разряда для машиниста.
1.2.2. Иметь теоретическую подготовку и практические навыки в объеме утвержденных программ по подготовке машинистов и помощников машинистов.
1.2.3.Иметь образование - не ниже среднего. Перед назначением на должность сдать
комиссии при технической школе или электродепо теоретический экзамен по ПТЭ, Инструкции по сигнализации на метрополитенах. Инструкции по движению поездов и маневровой работе на метрополитенах, настоящей Должностной инструкции и другим инструкциям, связанным с движением поездов, а также Правилам техники безопасности при эксплуатации, техническом обслуживании и текущем ремонте моторвагонного подвижного состава, пробную поездку на линии и выдержать практические испытания на подвижном составе по выходу из случаев возможной неисправности его оборудования.
1.3. При переводе машинистов и помощников машинистов из одного электродепо в другое они должны быть проинструктированы и испытаны в знании устройств подвижного состава, плана и профиля пути, особенностей технико-распорядительных актов станций и работы на линии.
1.4. Машинисту и помощнику машиниста должны быть выданы при назначении на должность ПТЭ, Инструкция по сигнализации на метрополитенах, Инструкция по движению поездов и маневровой работе на метрополитенах и настоящая Должностная инструкция.
1.5. Машинист и помощник машиниста в административном отношении находятся в непосредственном подчинении начальника электродепо, а в оперативном отношении подчиняются заместителю начальника электродепо по эксплуатации, машинисту-инструктору, дежурному по электродепо, оператору, дежурному поездному диспетчеру, дежурному по станции и обязаны выполнять их распоряжения.
1.6. Машинисты и помощники машинистов должны своевременно знакомиться с графиком
работы, нарядами, расшифровкой смен и являться к исполнению своих должностных обязанностей согласно графику или наряду в установленной форменной одежде, опрятными, хорошо отдохнувшими и подготовленными к работе.
1.7. Продолжительность рабочего дня определяется графиком работы или нарядом.
Машинисты и помощники машинистов, которых не сменили в установленное время, информируют об этом поездного диспетчера, но не имеют права самовольно оставлять работу.
1.8. При возвращении после болезни, отпуска, командировки и т. п. машинист, помощник машиниста должны явиться к нарядчику, сдать ему документы, освобождавшие от работы, и после этого получить у него назначение на смену, а в отсутствие нарядчика (выходной день) — у дежурного машиниста-инструктора.
Перед заступлением на смену машинист, помощник машиниста должны ознакомиться с изданными за время их отсутствия документами.
1.9. Машинисты и помощники машинистов должны сообщать нарядчику и в отдел кадров адрес' местожительства, домашний телефон и немедленно извещать их в случаях каких-либо изменений.
1.10.Машинист и помощник машиниста во взаимоотношениях с пассажирами и работниками метрополитена должны быть вежливыми, предупредительными и требовать от них выполнения Правил пользования метрополитеном.
1.11.Машинист не имеет права выезжатьиз электродепо или пункта технического осмотра на линию на составе (поезде), не удовлетворяющем требованиям ПТЭ.
1.12.Машинист не имеет права покидать кабину управления во время движения поезда (состава) .
1.13.Высокая степень бдительности при работе на линии, при производстве маневровых работ, приемке и сдаче подвижного состава, высокая личная ответственность за безопасность движения управляемого поезда (состава), перевозимых в нем пассажиров должны быть главными в работе машиниста и помощника машиниста.
1.14.К ведению поезда (состава) машинист и помощник машиниста должны относиться как к ответственному производственному процессу, держать себя в постоянной готовности к всевозможным неожиданностям в пути следования, всегда быть готовыми к принятию экстренных мер по обеспечению безопасности движения.
1.15.Запрещается машинисту во время движения поезда (состава) при нахождении главного вала КВ в ходовом и тормозном положении снимать руки с рукояток управления (контроллера машиниста и крана машиниста).
В случаях, требующих особой бдительности (при следовании первым поездом, при включенном рабочем освещении тоннеля, при следовании по стрелочным переводам, соединительным ветвям и др.), правая рука машиниста также должна находиться на ручке крана машиниста.
В этих случаях при обслуживании поезда состава) в два лица, помощник машиниста должен стоять с готовностью применения при необходимости стоп-крана.
1.16 При угрозе наезда на подвижной состав или препятствие машинист и помощник машиниста не имеют права покидать рабочее место, не приняв необходимых мер к его предотвращению.
При угрозе столкновения встречных поездов (составов) машинист и помощник машиниста обязаны принять меры к экстренной остановке.
1.17. Запрещается машинисту передавать управление поездом (составом) какому-либо лицу, кроме сменяющего машиниста, руководителей электродепо, в котором он работает, или руководителей службы подвижного состава, имеющих право управления электропоездами метрополитена, машиниста-инструктора (при этом ответственность за безопасность движения возлагается на лицо, принявшее на себя управление поездом), помощника машиниста с правом управления с разрешения машиниста-инструктора (при передаче управления помощнику машиниста его обязанности выполняет машинист), прикрепленного практиканта (стажера).
1.18.Запрещается машинисту или помощнику машиниста передавать управление поездом (составом) лицу, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического и токсического опьянения, не подготовленному к работе и одетому не по форме.
1.19.Машинисты и помощники машинистов, назначенные в резерв, находятся в распоряжении машиниста-инструктора, оператора линейного пункта или дежурного по электродепо и без их разрешения не имеют права отлучаться с работы. Машинист или помощник машиниста, назначенные в резерв, могут направляться для работы на линии, маневрах по обороту составов или в электродепо, а также на подмену локомотивных бригад.
1.20. При потере машинистом способности управлять поездом помощник машиниста с правом управления электропоездами метрополитена обязан остановить поезд, доложить о случившемся поездному диспетчеру и вызвать через него резервного машиниста или машиниста-инструктора.
После чего довести поезд до ближайшей станции, где высадить пассажиров и передать больного машиниста дежурному по станции. Помощник машиниста без прав управления электропоездами обязан остановить поезд, доложить о случившемся поездному диспетчеру и затребовать вспомогательный поезд.
1.21. Кратковременный уход локомотивной бригады (машиниста) с состава, находящегося в отстое в электродепо или пункте технического осмотра (ПТО), допускается лишь при снятом с состава высоком напряжении и получении разрешения дежурного по электродепо или бригадира
ПТО. При этом машинист должен принять меры, исключающие самопроизвольное движение состава.
1.22. При работе в ночную смену, разделенную на части (ночь, с ночи), машинист и помощник машиниста должны соблюдать режим отдыха.
Размен сменами между машинистами (помощниками машинистов) допускается только с разрешения нарядчика и внесения изменения в наряд, а в течение рабочей смены — с разрешения машиниста-инструктора.
2. ОБЯЗАННОСТИ МАШИНИСТА И ПОМОЩНИКА МАШИНИСТА
2.1. Машинист и помощник машиниста обязаны:
2.1.1.Точно и беспрекословно выполнять
требования Правил технической эксплуатации метрополитенов. Инструкции по сигнализации на метрополитенах. Инструкции по движению поездов и маневровой работе на метрополитенах.
Правил по технике безопасности при эксплуатации и ремонте электроподвижного состава. Правил внутреннего трудового распорядка, данной должностной инструкции, положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ, а также инструкций, положений, приказов, оперативных инструктивных указаний, относящихся к работе локомотивных бригад.
2.1.2.При изменении отдельных пунктов ПТЭ метрополитенов, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на метрополитенах. Инструкции по сигнализации на метрополитенах и других выданных на руки документов вносить соответствующие изменения с указанием, как правило, документа, на основании которого внесено изменение.
2.1.4. Обратиться к машинисту-инструктору за разъяснениями отдельных положений и требований правил, инструкций или другого руководящего документа, если не могут понять их смысла. После росписи в Книге ежедневного инструктажа при заступлении на работу машинист и помощник машиниста не имеют права ссылаться на незнание требований положений руководящих документов.
2.1.5. Приемку и сдачу подвижного состава, проверку, опробование пневматических тормозов производить установленным на метрополитене и с учетом особенностей Местных- инструкций электродепо порядком с точным соблюдением правил по технике безопасности при эксплуатации и ремонтеэлектроподвижного состава.
2.1.6. Периодически являться по вызову,
но не реже одного раза в год, к начальнику электродепо и его заместителю по эксплуатации на собеседование и для проверки формуляра машиниста.
2.1.7. При исполнении служебных обязанностей иметь при себе удостоверение личности
со штампами на право прохода на объекты метрополитена, талон предупреждения, а машинист дополнительно — формуляр машиниста.
2.1.8.Сообщить не позднее чем за 3 часа до начала работы нарядчику, оператору линейного пункта, дежурному по электродепо или машинисту-инструктору, если не может явиться на работу по болезни или каким-либо другим причинам.
2.1.9.Не допускать проезда в управляемой кабине лиц, не имеющих на это разрешения.
Коротко информировать руководителей электродепо, службы подвижного состава и метрополитена о состоянии электроподвижного состава и выполнении графика движения поездов.
2.1.10. При необходимости экстренного снятия или подачи высокого напряжения на контактный рельс руководствоваться Инструкцией о порядке снятия и подачи напряжения на контактный рельс.
2.1.11. В обязательном порядке проходить предрейсовый медицинский осмотр перед заступлением на работу и, при уведомлении, дополнительный осмотр по закрытому скользящему графику.
2.1.12.Проходить периодическое медицинское освидетельствование в сроки и порядком, установленным на метрополитене.
2.1.13.При поступлении в момент отправления поезда со станции непонятной информации от пассажиров по связи "пассажир-машинист"
или при отключении тягового режима, связанного с потерей контроля дверей поезда, остановить поезд экстренным торможением, доложить поездному диспетчеру.
До выявления и устранения причины, вызвавшей остановку поезда, машинисту запрещается приводить его в движение.
2.1.14. О всех выявленных недостатках в работе и нарушениях нормальной работы подвижного состава по окончании смены написать донесение
установленной формы, а при постановке состава имеющего неисправность в электродепо и в секционную книгу ремонта.
3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МАШИНИСТА И ПОМОЩНИКА МАШИНИСТА
3.1. Машинист и помощник машиниста несут персональную ответственность:
3.1.1. За необеспечение сохранности и правильного содержания вверенного им подвижного состава, инвентаря, инструмента, секционной книги ремонта с момента их приемки и до момента сдачи.
3.1.2.За необеспечение безопасности движения и культуры обслуживания перевозимых пассажиров.
3.1.3.За нарушение требований Правил технической эксплуатации метрополитенов, Инструкции по сигнализации на метрополитенах, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на метрополитенах, данной Должностной инструкции. Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ, а также других документов, определяющих работу и обязанности локомотивных бригад (машинистов).
3.1.4. Машинист также несет ответственность за неправильные действия на работе помощника машиниста, находящегося в его подчинении.
Тема № 1.2 (1 час.)
Приказ
От 27.05.09 г. №272