Уголовно-правовая характеристика получения взятки
Основной объект анализируемого преступления - общественные отношения в сфере обеспечения нормального функционирования законной публичной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Объективная сторона состоит из признаков, включенных законодателем в диспозицию статьи, к числу которых относятся получение взятки:
• за выполнение определенных действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых лиц;
• за общее покровительство или попустительство по службе.
Получение взятки возможно не только должностным лицом, но и близкими виновному лицами с его согласия. Если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказание материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки. Получение взятки через посредника означает, что лицо использовало при ее получении посреднические услуги, с тем, чтобы надежнее; завуалировать совершенное преступление. Уголовная ответственность посредника, в зависимости от конкретных обстоятельств по юлу и его роли в получении должностным лицом взятки, наступает в случаях, предусмотренных ст. 33, т. е. тогда, когда посредник является соучастником должностного лица в совершении анализируемого преступления.
Получение взятки должностным лицом исходя из законодательной формулировки обусловлено выполнением следующих альтернативных действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц: 1) входящих в круг служебных полномочий должностного лица; 2) не входящих в круг служебных полномочий, по их осуществлению виновный может способствовать в силу своего должностного положения; 3) общего покровительства и 4) попустительства по службе физических и юридических лиц вознаграждение (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т. д.), связанные с выполнением должностных обязанностей, в т. ч. и после выхода на пенсию.
Состав преступления по конструкции - формальный.Получение должностным лицом незаконного вознаграждения считается оконченным преступлением с момента принятия взяткополучателем хотя бы части передаваемых ценностей (если они передавались по частям) независимо от того, выполнило ли должностное лицо обусловленные взяткой действия или нет, собиралось оно выполнять эти действия или нет. Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц , пытавшихся передать или получить взятку, содеянное следует квалифицировать как покушение на получение либо дачу взятки.
Не может быть квалифицировано как покушение на дачу или получение взятки высказанное намерение лица получить (дать) имущество либо предоставить возможность незаконно пользоваться услугами материального характера в случаях, :когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпринимало. При систематическом получении: ценностей или услуг имущественного характера в виде взятки суду надлежит установить, не объединены ли эти деяния единым умыслом взяткополучателя. При отсутствии признака неоднократности такие действия следует квалифицировать как продолжаемое преступление по ч. 1 ст. 290, а при наличии к тому оснований - по ч. 3 или 4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. При этом виновный преследует корыстную цель. Составом получения взятки не охватываются действия должностного лица, который при получении материальных ценностей или выгод имущественного характера вводит лающего вознаграждение в заблуждение, вселяя в него уверенность в том, что оно передается за выполненную работу, в качестве уплаты штрафа и т. д. Субъект - специальный: должностное лицо. Не являются субъектами получения взятки работники государственных, органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, в полномочия которых входит исполнение профессиональных или технических обязанностей, не относящихся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям. Часть 2 в качестве квалифицирующего признака предусматривает получение должностным лицом взятки в значительном размере (свыше 25 тыс. руб.). Особо квалифицированным видом (ч. 3) признается получение взятки за незаконные действия (бездействие). Под незаконными действиями понимаются неправомерные действия, не вытекающие из служебных полномочий лица, или когда они совершались вопреки интересам службы, ввиду отсутствия оснований для их совершения. Незаконными действия (бездействие) признаются тогда, когда они носят умышленный характер и нарушают нормы законов, относящихся к любой отрасли права, т. е. являются правовыми деликтами.
Особо квалифицирующимивидами (ч. 4) являются совершения деяний лицом, занимающим: а) государственную должность РФ; б) государственную должность субъекта РФ; в) должность главы местного самоуправления. В примечаниях 2-4 к ст. 285 сформулированы дефиниции указанных категорий субъектов. В случае получения взятки указанными лицами организатор, подстрекатель и пособник как соучастники этого преступления несут ответственность по ст. 33 и ч. 3 ст. 290.
Часть 5 предусматривает еще более строгуюответственность за совершение деяний, предусмотренных ч. 1-3 статьи, если они совершены: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ч. 2,3 ст. 35); 2) с вымогательством взятки; 3) в крупном размере.
При получении взятки группой лиц преступление признается оконченнымс момента получения взятки хотя бы одним должностным лицом.
Получение взятки, сопряженное с ее вымогательством,означает требование должностным лицом передачи ему незаконного вознаграждения в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или предоставления услуг имущественного характера под угрозой совершения действий (бездействия), которые могут причинить ущерб законным интересам граждан либо поставить последних в такие условия, при которых они будут вынуждены дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для их правоохраняемых интересов.
Вымогательство взятки отсутствует в ситуациях, когда виновный требует взятку, угрожая совершением законных действий в отношении взяткодателя, или когда должностное лицо требует взятку, но не подкрепляет это угрозой нарушить законные интересы взяткодателя.
Под крупным размеромвзятки признается сумма, превышающая 150 тыс. руб. Определение размера взятки следует производить исходя из суммы на момент совершения преступления. В случае если взятка в крупном размере получена частями, но эти действия представляли собой эпизоды одного продолжаемого преступления, содеянное должно квалифицироваться как получение взятки в крупном размере. Если виновный, имея умысел на получение незаконного вознаграждения в крупном размере, по не зависящим от него обстоятельствам смог получить лишь часть взятки на сумму, не превышающую 150 тыс. руб., содеянное следует квалифицировать как покушение на получение взятки в крупном размере по ч. 3 ст. 30 и ч. 4 п. «г» ст. 290. Наиболее строгая санкция установлена в ч. 6 за получение взятки в особо крупном размере (свыше 1 млн рублей). Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 290, относится: к преступлениям средней тяжести; ч. 2 и ч. 3 - к тяжким; ч. 4 - к особо тяжким.