Эстетические свойства товаров
Эстетические свойства обеспечивают удовлетворение духовных потребностей человека, и в первую очередь потребности в прекрасном. Эти свойства определяют общестнную значимость, целесообразность и техническое со-нершенство товара в чувственно воспринимаемых признаках его внешнего вида. Товар может быть действительно красивым и эстетичным при условии, что показатели его внешнего вида (форма, цвет, декор, рисунок, отделка) соответствуют функциональному назначению и подчиняются законам гармонии и красоты.
Форма является пространственным строением изделия в виде точек, линий, граней, углов, объемов, имеющих определенную величину. Форма изделий обусловлена их назначением и должна быть целесообразной.
Знаковость товара проявляется в художественно-образном выражении социально значимой информации (например, у фотоаппарата она будет проявляться в соответствии его формы современному техническому уровню и его внешнего вида - назначению).
Оригинальность заключается в специфических признаках внешнего вида, отличающих данный товар от других аналогичных изделий.
Соответствие моде характеризуется признаками внешнего вида товара, выявляющими общность временно господствующих вкусов и предпочтений на данный период времени. Мода - это господство в течение непродолжительного времени и в определенной социальной среде тех или иных вкусов в отношении одежды, предметов быта и т. п.
Выраженность стиля характеризует сложившуюся общность средств и приемов художественной выразительности, свойственную определенному периоду времени и проявляющуюся в устойчивых признаках формы изделий. В европейских странах возникли и получили развитие такие стили разных эпох, как античный, ренессанс, готический, барокко, рококо, классицизм, ампир, бидермейер, модерн и др. Различают стили отдельных фирм и функциональных комплексов товаров. Стиль проявляется в оформлении мебели, посуды, бытовых машин, одежды и пр.
Рациональность формыхарактеризует соответствие формы объективным условиям изготовления и потребления товара, а также правдивость выражения в форме конструктивной и функциональной сущности товара.
Целостность композициивыражает гармоничное единство целого и частей изделия и органичную взаимосвязь формы в изделии.
Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного видахарактеризуется следующими показателями: чистотой выполнения контуров и сопряжений в изделии, тщательностью покрытий и отделок, четкостью исполнения фирменных знаков и сопроводительной документации.
Эстетическая ценность характеризует оцениваемый товар в целостности всех его свойств и разнообразии связей между ними, с одной стороны, и человеком и всей окружающей средой - с другой.
19)Экологические свойства характеризуют способность товаров влиять на окружающую среду при их производстве (выращивании, переработке), хранении, транспортировании, потреблении или эксплуатации и утилизации. Экологические свойства характеризуют степень защиты окружающей среды от вредных воздействий человека, от последствий научно-технического прогресса. Загрязнение окружающей среды (почвы, водоемов, воздуха) неизбежно сказывается на качестве продуктов питания, а в целом, на качестве жизни.
Различают несколько подгрупп экологических показателей, связанных с влиянием товаров на окружающую среду. Это показатели, характеризующие воздействие на атмосферу, на водные ресурсы (гидросферу), на землю (почву), на живые организмы и пр. Например, показатель содержания вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду двигателями работающих автомобилей, относится к показателям воздействия на атмосферу. Хотя такое деление довольно условно, так как вещества, содержащиеся в выхлопных газах автомобилей, оседают в почве, влияют на живые организмы.
В качестве экологических показателей используют также вероятностные оценки, например, выбросов вредных газов, частиц, излучений и т. п. при эксплуатации, хранении, транспортировании и утилизации товаров и упаковки. Кроме того, для оценки экологических показателей изделия используют показатели, характеризующие уровень вредного воздействия на окружающую среду в процессе производства. К ним можно отнести степень очистки сточных вод, уровень снижения шума, степень очистки воздуха с помощью пылеуловителей и т. п.
Безопасность товара
Право потребителей на безопасность означает, что товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и не причинять вреда имуществу потребителя.
Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги), являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Изготовитель, продавец или исполнитель обязаны предоставить потребителю информацию об условиях безопасного использования товара (результата работы, услуги).
Правила безопасного использования изготовитель или исполнитель обязаны указать в документации, прилагаемой к товару (результату работы, услуги), на этикетке или иным доступным (известным) и понятным потребителю способом, позволяющим ему своевременно ознакомиться с данными правилами. Продавец или исполнитель обязаны довести эти правила до сведения потребителя непосредственно при покупке товара или услуги.
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ N 2300-1) изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы) в зависимости от характера товара (работы).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона РФ N 2300-1 срок службы - период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.
Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного времени могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде.
Если в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона РФ N 2300-1 изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, он обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю.
Срок годности - период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.
Сроки годности устанавливаются на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и подобные товары (результаты работы), которые по истечении определенного времени могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде, либо которые в процессе хранения или использования теряют свои потребительские свойства, в результате чего становятся непригодными для использования по назначению.
Перечни товаров, на которые изготовитель обязан устанавливать срок годности или срок службы, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 года N 720 "Об утверждении перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению".
На основании пункта 5 статьи 5 Закона РФ N 2300-1 по истечении установленного срока годности, продажа товаров, на которые должен быть установлен срок службы или срок годности, но не установлен, запрещается.
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 Закона РФ N 2300-1.
Одним из способов обеспечения безопасности товара (работы, услуги) Законом РФ N 2300-1 предусмотрено соблюдение специальных правил изготовителя (исполнителя) и доведение их до потребителя (хранение товара, его транспортировка и утилизация).
Данные правила должны быть разработаны изготовителем (исполнителем) в том случае, если они необходимы для обеспечения безопасности товара (работы, услуги).
Изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, то есть довести эти правила до сведения потребителя.
Пункт 4 статьи 7 Закона РФ N 2300-1 устанавливает необходимость обязательного подтверждения соответствия товаров (работ, услуг), на которые установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность.
Согласно статье 18 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" подтверждение соответствия осуществляется в целях:
удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров;
содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.
Все вышеизложенные цели подтверждения соответствия имеют единую направленность - придать потребителям продукции, работ и услуг уверенность в соответствии их показателей соответствующим документам.
Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям.
Согласно абзацу 1 пункта 5 статьи 7 Закона РФ N 2300-1, если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан
- незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда;
- в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей).
Если причины вреда устранить невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять такой товар (работу услугу) с производства.
При невыполнении изготовителем (исполнителем) этой обязанности уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей принимает меры по отзыву такого товара (работы, услуги) с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара (работы, услуги), подлежат возмещению изготовителем (исполнителем) в полном объеме.
21. Основные понятия товароведения. Роль товароведения в таможенном деле.
Основными понятиями в курсе товароведения являются – продукция, товар и товароведение.
Продукция- материальный или нематериальный результат деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей.
Следовательно, продукции присущи две основные особенности: во-первых, она должна быть произведена, а во-вторых, она должна удовлетворять чьи-то потребности (должна быть кому-то нужна). Продукция становится товаром, когда она является объектом купли-продажи.
Товар- материальная продукция, предназначенная для купли-продажи. Таким образом товар выступает как один из основных объектов коммерческой деятельности. Товар - сложное понятие и не менее сложный материальный объем; обладающий определенными потребительскими свойствами. Поэтому он составляет объект особой науки -ТОВАРОВЕДЕНИЯ.
Товароведение - наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительные стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик.
Предметом товароведенияявляются потребительные стоимости товаров. Только потребительная стоимость делает продукцию товаров, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека.
Роль товароведения в повышении и сохранении качества, сокращении потерь товаров и сырья при хранении и транспортировании.
22.Потребительские товары.
Потребительские товары — товары бытового назначения, необходимые для удовлетворения потребностей человека. Потребитель (юридический термин) — человек, использующий такие товары.
В отличие от потребительских товаров на рынке присутствуют товары промышленного назначения, то есть товары, предназначенные для производства других товаров. Ещё, промышленными товарами можно назвать товары для профессионального использования, которые применяются для промышленного (массового) производства.
Потребительские товары не могут использоваться для промышленного производства, так как они не обладают свойствами, присущими товарам промышленного производства. В случае использования потребительских товаров в промышленных (профессиональных целях, они, раньше необходимого срока службы выходят из строя (ломаются) и, в этом случае, производитель не несёт гарантийных обязательств перед потребителем.
К потребительским товарам относятся:
· продукты питания
· одежда
· обувь
· другие товары
В условиях планового ведения хозяйства (советская экономика) производство товаров делилось на две группы:
1. Группа А: Производство средств производства (товары промышленного назначения).
2. Группа Б: Производство товаров народного потребления (потребительские товары)