Понятие производства и производственной системы
Производственным менеджментом (англ. management production – управление производством) называется система взаимосвязанных элементов, характеризующих производство, его организацию, техническое обслуживание, а также управление в оперативном режиме производством, материальным обеспечением производства, качества выпускаемой продукции, ценообразованием, расходами.
Под менеджментом понимается управление производством и совокупность принципов, методов и форм управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности.
Объектами производственного менеджмента являются производство и производственные системы. До недавнего времени основное внимание в теории и практике уделялось производственной функции. Современный взгляд на производство стал более широким. Появился термин «интегрированное производственное предприятие». Им обозначают производственное предприятие, на котором все службы участвуют в процессе принятия решений и выработке стратегии развития. Службы должны работать сообща на достижение конечного результата. При этом предполагается устранение границ между функциональными службами (производства, маркетинга, НИОКР, финансов и трудовых служб). На многих крупных предприятиях происходит переход к организации производства, ориентированной на определённый процесс.
Менеджеры – это категория профессионалов, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей предприятия. Поэтому менеджмент зачастую идентифицируют со службой менеджеров или с аппаратом управления. Без менеджмента – специфического органа современного производства – предприятие не может существовать как целостное образование (то есть как производственная система) и не может эффективно справляться с насущными проблемами.
Аппарат управления является неотъемлемой частью любого предприятия. В его задачи входит эффективное и скоординированное использование всех ресурсов предприятия для достижения поставленных целей.
Сущность производственного менеджмента состоит в выполнении следующих функций:
- организация;
- планирование;
- координация;
- мотивация;
- контроль.
Рассмотрим каждую из этих функций.
Организация. Организовать – это значит создать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать, чтобы предприятие могло выполнять намеченные планы и тем самым достигать поставленной цели. Одним из этих элементов является работа, конкретные задания предприятия, такие как сборка изделия, или строительство объекта, или выполнение услуги. При этом организация работы определённым образом позволяет группе работников добиваться гораздо большего, чем они могли бы сделать без должной организации.
Работу выполняют люди. Поэтому другим важным аспектом функции организации является определение того, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества заданий, существующих в рамках организации процесса, включая и работу по управлению. Руководитель подбирает людей для конкретной работы. Он делегирует отдельным работникам задания и полномочия или права использовать ресурсы предприятия. Делегирование – это средство, которое руководство использует для выполнения работы с помощью других лиц. Концепция внесения систематического начала в организацию работы и деятельности людей может быть расширена до создания структуры предприятия в целом.
Планирование. На этапе планирования происходит оценка того состояния, в котором находится предприятие в данный момент, определяются дальнейшие пути развития и способы достижения целей. Всё это реализуется на основе глубокого и всестороннего анализа существующего положения, формулировки целей и задач, стоящих перед предприятием, разработки стратегических действий, составления необходимых программ и планов.
Координация деятельности трудового коллектива имеет существенное значение, так как предприятие существует за счёт деятельности своих работников, и их совместной деятельностью необходимо управлять.
Мотивация. Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации на предприятии не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу. И функция мотивации заключается в том, чтобы работники предприятия выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразно плану.
Руководители всегда осуществляли функцию мотивации своих работников, делая это не всегда осознанно. Мотивация – это простой вопрос, сводящийся к предложению соответствующих денежных вознаграждений в обмен за прилагаемые усилия. На этом основывался подход к мотивации школы научного управления.
Но мотивация, то есть создание внутреннего побуждения к действиям, является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. Для того чтобы эффективно мотивировать своих работников, руководителю следует определить, каковы же на самом деле эти потребности, и обеспечить способ для работников удовлетворять эти потребности через хорошую работу.
Почти всё, что делает руководитель, обращено в будущее. Руководитель планирует достичь определённой цели в какое-то время, точно зафиксированное как день, неделя, месяц, год или более отдалённый момент в будущем. За этот же период многое может измениться, в том числе могут произойти и неблагоприятные изменения: работники откажутся выполнять свои обязанности, предусмотренные планом; будут приняты законы, запрещающие подход, избранный руководством; на рынке появится новый сильный конкурент, который значительно затруднит организации реализацию её целей. Или просто люди совершат ошибку при выполнении своих обязанностей.
Такие непредвиденные обстоятельства могут заставить организацию отклониться от основного курса, намеченного руководством первоначально. И если руководство окажется неспособным найти и исправить эти отклонения от первоначальных планов прежде, чем организации будет нанесён серьёзный ущерб, достижение целей, возможно даже само выживание, будет поставлено под угрозу.
Контроль – это процесс расхода ресурсов, выполнения планов, программ, заданий по реализации управленческих решений. Данная функция призвана заблаговременно предвидеть надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для корректировки деятельности предприятия. Главная задача контроля состоит в определении причин возникновения ошибок и возможных путей выхода из сложившегося состояния, то есть профилактике возможных отклонений. В последнее время контроль всё чаще рассматривается как метод совершенствования управления на всех уровнях.
Управленческий контроль можно определить как систему, состоящую из элементов входа (информационное обеспечение контроля), элементов выхода (информация об объекте управления, полученная в результате контроля) и совокупности следующих взаимосвязанных звеньев: центры ответственности, техника контроля (то есть информационно-вычислительная техника и технология), процедуры контроля, среда контроля, система учёта.
Существует три стадии управленческого контроля.
Первая стадия – это установление стандартов, то есть точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно базируется на этапах, разработанных в процессе планирования.
Вторая стадия – это измерение того, что было в действительности достигнуто за определённый период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами.
Если обе эти стадии правильно реализованы, то руководство предприятия знает не только о существовании проблемы, но и о том, каков источник этой проблемы. Это знание необходимо для успешного осуществления третьей стадии, а именно стадии активных действий для коррекции серьёзных отклонений от первоначального плана. Одно из возможных действий – пересмотр целей – предпринимается для того, чтобы они стали более реалистичными и соответствовали ситуации.
Основой производственного менеджмента является управление производством и производственными системами.
Производство – это технически законченная ступень сложного производственного процесса, имеющая чёткие границы, обусловленные особенностями технологии.
Системный подход к организации производства порождает понятие «производственная система».
Производственная система(англ. production system) – это система, использующая операционные ресурсы предприятия для преобразования вводимого фактора производства («вход») в избранную предприятием продукцию или услуги («выход»). «Вход» может быть представлен сырьём, заказчиком либо готовой продукцией, полученной из другой производственной системы.
Производственная система укрупнённо состоит из элементов производственного процесса (средства труда, предметы труда, труд) и элементов технической и организационной упорядоченности. Эта упорядоченность устанавливается исходя из принципа экономичности систем. Все элементы производственной системы функционируют с одной целью – изготовление продукции, необходимой потребителю. То есть производственная система функционирует как средство достижения основной цели – изготовления и реализации продукции для получения прибыли.
Для полного описания системы нужно знать состояние её элементов, а также состояние связей между ними – «входов» и «выходов».
Полная система производственной деятельности предприятия называется операционной системой. Операционная система в свою очередь состоит из двух подсистем (ПС):
1) перерабатывающая подсистема – выполняет производительную работу, непосредственно связанную с превращением входных величин в выходные результаты;
2) подсистема обеспечения – выполняет функции обеспечения перерабатывающей подсистемы.
Совокупность подсистем подразделяется на управляемые и управляющие объекты, то есть на управляемую и управляющую подсистемы.
Управление системой сводится к обеспечению её целенаправленного поведения в изменяющихся условиях. Это достигается надлежащей организацией и развитием производства. Различие производственных систем состоит в том, что перед ними поставлены различные задачи. Методы и средства, используемые в организации, направлены на создание условий, максимально содействующих достижению поставленных целей.
Планирование, как уже было сказано, представляет собой следующий комплекс действий:
- постановку проблемы;
- прогнозирование определённых целей;
- разработку стратегии их выполнения;
- определение условий и средств достижения целей.
Функционирование производственной системы обеспечивается благодаря регулированию, которое включает учёт и контроль. В процессе планирования принимаются решения. Потом создаются условия для их выполнения и дальнейшего функционирования. Однако под влиянием внутренних и внешних факторов могут возникать отклонения от намеченных целей. Регулирование направлено на нейтрализацию причин отклонений и обеспечение желаемого входа развития системы.
Чтобы обеспечить функционирование производственной системы, осуществляют сбор, хранение, обработку информации для расчёта показателей, характеризующих работу системы, и их анализ.
Контроль предполагает наблюдение за ходом достижения поставленных целей, проверку выполнения управленческих решений и оценку их последствий.
Регулирование позволяет выявить проблемы, требующие новых управленческих решений, новых организационных структур. Последствия этих решений вновь будут контролироваться, анализироваться, регулироваться.
Таким образом, производственная система включает:
- планирование;
- регулирование;
- контроль.
В зависимости от особенностей производственной системы осуществляется процесс управления.
Основной функцией производственной системы является выпуск продукции. Производство включает непосредственно технологические процессы и вспомогательные операции, связанные с изготовлением продукции.
Управление производством предполагает составление календарных планов, установление норм выработки, совершенствование технологии, контроль качества, обработку материалов и т.д.
Функция, считающаяся частью подсистемы обеспечения на одном предприятии, может быть составной частью перерабатывающей ПС на другом.
Подсистема планирования и контроля получает информацию из следующих источников:
- от перерабатывающей ПС – о состоянии системы и незавершённом производстве;
- из внутренней среды организации – о целях, стратегии, политике и т.п.;
- из внешней среды – о спросе на продукцию, стоимости ресурсов, тенденциях развития технологии, нормативных актах и т.п.
Подсистема планирования и контроля преобразует весь этот объём информации и выдаёт решение, определяет, как именно должна работать перерабатывающая подсистема.
Конкретными вопросами, которые требуют решения, могут быть:
• планирование производственных мощностей;
• диспетчеризация;
• управление материально-производственными запасами;
• контроль качества.
Управление может сталкиваться с различными проблемами, например:
- размещение предприятий;
- планировка предприятий и рабочих площадей;
- распределение ресурсов и последовательность их использования;
- выбор оборудования, его эксплуатация, текущий и капитальный ремонт, замена;
- материальные ресурсы;
- проектирование технологического процесса и его контроль;
- методы работы;
- контроль качества.
Не трудно убедиться, что это только часть проблем. К тому же каждая из них может быть разбита на дополнительные составляющие. Однако в общем виде сущность управления подсистемами состоит в следующем:
▪ разработка и реализация общей стратегии и направлений операционной деятельности предприятия;
▪ разработка и внедрение операционной системы, включая разработку производственного процесса, решение о месторасположении производственных мощностей, проектирование предприятия;
▪ планирование и контроль текущего функционирования системы.
Таким образом, производственная система может быть представлена как процесс «затраты – превращение – выпуск», подчиняющийся критериям планирования, анализа и контроля, который обеспечивается согласованным управлением производством.
Содержание и задачи экономического анализа
Экономический анализ – это глубокое, научно обоснованное исследование деятельности коммерческой организации с целью повышения эффективности её функционирования. Экономический анализ – специальная отрасль экономических знаний.
Экономический анализ в большей степени направлен на изучение микроэкономики конкретных объектов – отдельных коммерческих организаций.
Экономический анализ тесно связан с составлением бизнес-планов. Результаты экономического анализа за истёкшее время создают базу для разработки бизнес-планов на предстоящий период. Затем их данные используются в качестве источников информации для экономического анализа.
Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, связанную:
- с исследованием экономических процессов, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка;
- научным обоснованием бизнес-планов и объективной оценкой их выполнения;
- выявлением положительных и отрицательных факторов и количественным измерением их воздействия на результативные показатели;
- раскрытием тенденций и пропорций хозяйственного развития и определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов;
- обобщением опыта отраслевых лидеров и принятием оптимальных управленческих решений.
Содержание экономического анализа определяется теми задачами, которые он решает в системе других прикладных экономических наук:
1) изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономического развития в условиях конкретной коммерческой организации;
2) научное обоснование текущих и перспективных бизнес-планов, обеспечение их реальности и оптимальности. Нельзя разработать научно обоснованный бизнес-план и осуществить выбор оптимального варианта управленческого решения без
- глубокого экономического анализа результатов деятельности фирмы за прошлые годы (три–пять лет),
- обоснованных прогнозов на перспективу,
- выявления имевших место недостатков и ошибок;
3) контроль за выполнением бизнес-планов и управленческих решений, экономным использованием производственных и финансовых ресурсов. Контроль проводится не только с целью констатации фактов, но и с целью выявления недостатков и ошибок для оперативного воздействия на управляемый объект;
4) оценка результатов деятельности коммерческой организации по выполнению бизнес-планов, достигнутому уровню развития, использованию имеющихся возможностей. Объективная оценка способствует росту производства и сбыта, повышению их эффективности;
5) поиск скрытых внутренних неиспользованных резервов повышения эффективности производственной, хозяйственной и финансовой деятельности на основе изучения опыта отраслевых лидеров и достижений науки и практики;
6) разработка мероприятий по использованию внутренних резервов, устранению влияния отрицательных факторов.