Экономическая политика государства: цели, принципы, основные направления, методы и инструменты
Экономическая политика – система целенаправленных мер государства в области управления экономикой. В обществе существует несколько субъектов экономической политики .
Сложная система субъектов экономической политики определяет три принципиальных положения ее формирования:
Экономическая политика всегда испытывает на себе определяющее воздействие двух факторов: постоянно меняющейся хозяйственной ситуации и уровня экономического мышления.
Эффект экономической политики выше в том случае, когда она увязана с реалиями данной страны: учтены политический расклад сил, производственно-технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный порядок общегосударственного и местного управления и т. д.
Экономическая политика является решающим средством поддержания политического курса страны.
Цели
- цели, которые не поддаются операционному решению, обуславливающие устремленность общегосударственной политики;
- цели, которые поддаются операционному решению и определяют направленность экономической политики. Использование совокупности мер, которые формируют механизм госрегулирования, предполагается реализацией экономической политики. Для умения рационально использовать средства влияния на экономику нужно знать их структуру. Главная составляющая структуры
– общественное благосостояние и такие общественно-политические цели, как порядок, свобода и безопасность. Стабильность экономики возможно только при соблюдении норм и правил в верхней части структуры. Экономический рост и стабильность являются главными направлениями экономической политики. Под стабильностью подразумевают внешнюю и внутреннюю экономическую стабильность, заключаемые в стабильности платежного баланса государства и полной занятости населения. От правильного структурирования поставленных задач и целей по отраслям, инфраструктуре рынка и регионам зависит экономический рост.
Основные направления экономической политики
Свобода рыночных отношений, которая дает большие возможности любому человеку и любой организации, не терпит вмешательства со стороны государства.
Но оставить всё на произвол судьбы тоже нельзя – дешевая продукция монополистов заполонит прилавки, принося большие убытки стране и людям.
Как же можно повлиять на рынок, стимулируя при этом экономику? В принципах экономической политики такие методы управления:
• Антицикличная политика. В период кризиса государство поддерживает экономику, а во время сильного роста – наоборот, «охлаждает». Это делается для того, чтобы на фондовом рынке не случился обвал из-за «мыльного пузыря» - необоснованно высоких цен.
• Поддержка целостности экономики. Финансы из бюджета направляются в кризисные отрасли – для их поддержки.
• Улучшение инвестиционного климата. Когда поток инвестиций в страну большой – это поддержка для экономики и развитие национальных предприятий и отраслей. При его отсутствии возникает отмирание многих отраслей, неспособных конкурировать с дешевым импортом.
• Регуляция денежного оборота. Это задача Национального Банка, которая напрямую связана с поступлениями в бюджет и валютным курсом. Чем больше поступлений и чем выше курс национальной валюты – тем лучше.
По аналогии с целями, одного метода будет недостаточно для эффективного управления экономической сферой. Государство использует каждый из вариантов в своих интересах.
Учитывая это, можно сделать вывод – любое изменение в экономической политике ориентировано, прежде всего, на улучшение благосостояния всего общества, а не конкретного человека. Несмотря на многие известные факты, утверждающие обратное.
I. Основные методы государственного регулирования
Современная рыночная экономика регулируется с помощью экономических (косвенных) и административных методов. При постоянно меняющемся их конкретном соотношении всегда преобладают экономические методы, так как они не сковывают свободу предпринимательства, не носят разрушительного характера и оказывают регулирующее воздействие на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов рынка. Изменяя ставку кредита, процент по вкладам, норму обязательных резервов банков, проводя операции на открытом рынке, государство оказывает влияние на величину инвестиций, производство и занятость населения, динамику цен. В условиях спада производства государство применяет методы, стимулирующие экономическую активность. И, наоборот, при «перегреве» экономики вводит экономические меры, снижающие эту активность.
1.2 Прямые (административные) методы
Как мы уже отметили, наряду с экономическими методами государственного регулирования используются также и административные методы.
К административным методам регулирования экономики относят такие меры, как запрещение, разрешение, принуждение.
Запрещение — это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг либо его технологий. Например, в целях обеспечения безопасности или по другим причинам государство может запретить следование через его территорию персоны нон грата и грузов других государств.
Разрешение — это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.
Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.
Билет №23
Информационно-аналитическое обеспечение процесса снабжения: сущность, порядок оценки материальных ресурсов, документальное оформление движения материальных ценностей на складах, обеспечение внутреннего контроля за сохранностью материальных ценностей.
Материальные ресурсы в широком смысле слова представляют собой совокупность вещественных условий воспроизводства. Первоисточником материальных ресурсов является природа, хотя в реальной жизни все материальные ресурсы создаются в процессе целесообразной деятельности человека и являются продуктом труда в вещественной форме. Сущность материальных ресурсов определяется тем, что они являются материально-вещественной основой жизнедеятельности человека и общества.
Материальные ресурсы в узком смысле слова и с позиции управления представляют собой конечный объект управления материалопотоками.
зрасходованные материальные ресурсы (сырье, материалы, топливо и др.) отражаются в учете с использованием одного из следующих методов оценки запасов (п. 16 ПБУ 5/01):
• по себестоимости каждой единицы;
• по средней себестоимости, определяемой по окончании каждого месяца по однородным видам материальных ресурсов или по отдельным видам ресурсов;
• по себестоимости первых по времени закупок партий материальных ресурсов (метод ФИФО).
Применение одного из этих методов по виду (группе) запасов производится исходя из допущения последовательности применения учетной политики.
В соответствии с п. 74 Методических указаний по учету МПЗ при списании материалов по себестоимости каждой единицы запасов могут применяться два варианта исчисления себестоимости единицы запасов:
• включая все расходы, связанные с приобретением запасов;
• включая только стоимость запасов по договорной цене (упрощенный вариант).
Применение упрощенного варианта допускается при отсутствии возможности непосредственного отнесения транспортно-заготовительных и других расходов, связанных с приобретением запасов, на их себестоимость (например, при централизованной поставке материалов).
В этом случае разница между фактическими расходами на приобретение материалов и их договорной ценой распределяется пропорционально стоимости списанных материалов, исчисленной в договорных ценах.
Оценка отпущенных материалов по себестоимости каждой единицы запасов должна применяться организацией, если используемые запасы не смогут обычным образом заменять друг друга или подлежат особому учету (драгоценные металлы, драгоценные камни, радиоактивные вещества и т. п.).
Операции, связанные с поступлением производственных запасов, как правило, вызывают неоднократный переход материальной ответственности между должностными лицами различных организаций и поэтому особенно тщательно оформляются первичными документами. Основанием для перехода права собственности на имущество от одного юридического лица к другому является заключенный между ними договор гражданско-правового характера (купли-продажи, мены, дарения и т. п.). Основным документом при оприходовании материальных ценностей является счет-фактура и накладная (товарно-транспортная накладная), выписанные поставщиком в соответствии с заключенным договором. При выявлении недостачи или порчи поступившего груза составляется коммерческий акт, на основании которого предъявляется претензия поставщику или грузодоставляющей организации. Приемка запасов может также оформляться приемным актом, который одновременно с накладной (товарно-транспортной накладной) поставщика является основанием для оприходования по учету у покупателя. В некоторых случаях запасы на склад поступают из цехов данного предприятия (полуфабрикаты, неиспользованные материалы, отходы, брак и т. д.). Такие запасы передаются на склад по сдаточным накладным. Передача материальных ценностей внутри предприятия со склада на склад оформляется накладными на внутреннее перемещение. Операции по отпуску сырья и материалов в производство оформляются лимитно-заборными картами или требованиями. Учет материально-производственных запасов на складах осуществляется с оформлением в одном экземпляре карточек складского учета на каждый номенклатурный номер ценностей, которые заводятся на один год на период от инвентаризации до инвентаризации. В карточках отражается движение материальных ценностей по приходу и расходу с выведением остатка после каждой операции. При продаже материальных ценностей на основании заключенных договоров оформляются счета-фактуры и накладные, выписываемые продавцом. Списание материальных ценностей, пришедших в негодность, оформляется комиссионно с составлением акта на списание, который утверждается руководителем. При этом списание в пределах норм естественной убыли относится на затраты предприятия, а сверх норм – за счет виновных лиц. В случае невозможности отнесения недостачи для взыскания на виновных лиц она списывается на убытки предприятия.
Основная цель контроля как неотъемлемой составляющей любого процесса управления - обеспечить надлежащее функционирование управляемого объекта. К формам контроля относят инвентаризацию, ревизию, внутренний контроль (аудит), внешний контроль (аудит) и другие формы.
Основными задачами контроля материалов в организациях является проверка:
состава материалов;
состояния учета, хранения и эффективности использования материальных ресурсов;
соответствия фактического наличия ресурсов данным бухгалтерского учета и потребностям организации;
выявления непригодных для использования ценностей с определением суммы причиненного ущерба и виновных лиц;
полноты и своевременности оприходования, законности и целесообразности расходования и списания товарно-материальных ценностей;
обоснования и соблюдения установленных норм расхода сырья, материалов, топлива и других ценностей, своевременности и качества инвентаризации.
Целью контроля операций с материальными ценностями является подтверждение достоверности данных по наличию и движению товарно-материальных ценностей, установление правильности оформления операций по производственным запасам в соответствии с действующими нормативными актами РФ.
Основными источниками информации являются первичные документы по учету производственных запасов и различные аналитические и синтетические регистры. В качестве первичных документов по учету материалов используются преимущественно унифицированные учетные документы, к числу которых относятся следующие формы: доверенность, приходный ордер, акт о приемке материалов, лимитно-заборная карта, накладная на отпуск материалов на сторону, карточка учета материалов, акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений.