Эластичность спроса по цене и совокупная выручка
Величина эластичности спроса по цене | Влияние изменения цены на совокупную выручку (ТК) |
Увеличение цены (РТ) | Уменьшение цены |
Е°>1 Е,с=1 Е°<1 | тк4. ткТ ТЕ — сопн! ткТ тк4. |
Ценовая эластичность, как мы увидим, имеет важное значение для фирм-ценоискателей, то есть фирм, пытающихся найти такую цену, которая обеспечит максимум прибыли (чистая монополия, монополистическая конкуренция, ценовая дискриминация
Факторы, влияющиеФакторами, влияющими на эластичность,
на эластичностьявляются:
\. Наличие заменителей-чем больше
товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар. Однако при этом следует учитывать, насколько узко определены границы данного экономического блага. Если мы возьмем в качестве примера соль, то ей трудно найти адекватную замену. Однако соль "Экстра" имеет в качестве заменителя соль грубого помола, которая не украшает праздничный стол, но в ней больше йода и она с успехом может использоваться для засолки продуктов. Таким образом, в первом случае практически отсутствуют товары-заменители, во втором заменителей (отдельной марки соли) можно найти гораздо больше (особенно если учесть разновидности соли, производимые в разных странах).
2. Удельный вес товара в бюджете потребителя(обычно чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса).
3 Размер дохода.
4. Качество товара:является ли данный товар предметом рос
коши (спрос на такие товары, как правило, эластичен) или предме
том, необходимости (спрос на большинство из которых неэласти
чен). Расчеты ценовой эластичности, произведенные в США, дали
следующие результаты: эластичность спроса по цене таких пред
метов первой необходимости, как хлеб, равна 0,15; электричество,
потребляемое в домашнем хозяйстве, — 0,13; одежда и обувь —
0,20. В то же время такие предметы, как автомобили, имели элас
тичность, равную 1,87, фарфор — 1,54.
5. Размеры запаса:чем больше запас, тем более эластичен спрос.
& Ожидания потребителя.Если в краткосрочном периоде
потребление электроэнергии неэластично (Ер=0,13), то в долгое-
3 4 Эластичность спроса и предложения 101
рочном — довольно эластично и равно 1,89. Такое значительное различие объясняется тем, что в краткосрочном периоде вы не можете быстро отказаться от имеющихся электроприборов (холодильников и другой энергопотребляющей бытовой техники). Однако, если цена за электричество стремительно растет, вы при покупке новых электроприборов будете учитывать их энергоемкость и постепенно замените энергоемкие приборы на более экономные.
Эластичность спроса па одмо благо относи-
Перекрестнаятелъно цен на другое благо называется пере-
эластичность крестной эластичностью (сгозз егавЫсИу):
Ев = -------- —— = -------- — х —у— • (3.6)
х-у ар /р ар <э '
у' у у ^х
Если Е° > 0, то перед нами взаимозаменяемые блага (субституты), если Е°< 0 — взаимодополняемые.
Чем больше эластичность спроса на благо X, тем выше степень заменяемости благ (в крайнем случае, когда Е° = + °°, перед нами совершенные субституты) и, наоборот, чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость (если Е^ = - °°, то мы имеем пример жесткой взаимодополняемости).
Однако это правило, характеризующее взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ, может использоваться лишь при небольших ценовых изменениях. Например, если цена на хлеб значительно снизится, то это повлечет повышение спроса не только на хлеб, бутербродное масло, тостеры, но и на другие товары, в том числе и на мебель. Тогда Е° < 0 для хлеба и мебели, что не характеризует их взаимодополняемость, а отражает лишь эффект дохода. При исключении эффекта дохода можно получить по значению перекрестной эластичности более точную оценку дополняемости или заменяемости благ (выявить взаимозамещаемые блага по Хиксу). Коэффициент эластичности спроса можно разложить на два компонента, характеризующие эффекты дохода и замещения (уравнение Слуцкого в коэффициентах эластичности).
Эластичность спросаВ совРеменной экономической науке исполь-относительно дохода3Уется также показатель эластичности
спроса относительно дохода {гпсоте ешз-ЫсИу о/ йетапв.):
АО/О. (3.7)
Е
Если показатель эластичности спроса относительно дохода является отрицательным (Ет < 0), то увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо, и можно сказать, что оно является
102 Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение
низкокачественным. Потребитель, став богаче, считает возможным и необходимым заменить его другим, более качественным товаром. Например, снизить потребление маргарина, заменив его маслом, отказаться от потребления части картофеля, заменив его другими овощами (огурцами, помидорами и т. д.).
Если показатель эластичности спроса относительно дохода положителен (Ег > 0), благо является нормальным.
Если 0 < Е; < 1, то спрос на благо растет медленнее дохода, что типично для благ первой необходимости (хлеб, соль, спички). При Е: > 1 спрос на благо опережает рост доходов и не имеет насыщения (предметы роскоши). Такое деление допустимо при фиксированном уровне дохода по группам потребителей, так как в зависимости от дохода одни и те же блага могут давать численные значения эластичности по доходу как меньше единицы, так и равные единице или больше нее (например, мебель). Положение, что для каждого блага с эластичностью спроса по доходу, меньшей единицы (0 < Е, < 1), должно существовать благо с Е, > 1 для конкретного потребителя, называется законом Энгеля.
Рассмотрим теперь эластичность предложения.
г» Эластичность предложения по цене (рНсе е1азЫ-
ластичность с^ ^ зирр1у^ показывает относительное изме-
ПрСДЛОЗКСНИЯ ^ -ч -ч
нение объема предложения под влиянием изменения цены на один процент.
Е. (3.8,
р АР/Р
Как было сказано ранее, для понимания эластичности предложения важное значение имеет фактор времени.
В условиях кратчайшего рыночного периода предложение совершенно неэластично (Ер = 0). Поэтому повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (см. рис. 3—9а).
В условиях короткого периода предложение более эластично. Это выражается в том, что повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (см. рис. 3—96).
В условиях длительного периода предложение почти совершенно эластично, поэтому увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен (см. рис. 3—9в).
Теория эластичности имеет важное значение для Практическоеопределения экономической политики фирм и значение теорииправительства. Зто наглядно видно на примере эластичностиналоговой политики государства. Допустим, государство вводит определенную (фиксированную) сумму налога на единицу товара, что равносильно смещению кривой предложения 5 вверх до 8' (см. рис. 3—24).
3.4. Эластичность спроса и предложения
Цена , |
5' |
Платят потребители |
Избыточное налоговое бремя |
Платят производители |
О Количество
Рис.3—24. Распределение налогового бремени
Сумма налога распределяется между потребителями и производителями, а также включает избыточное налоговое бремя, являющееся омертвленными издержками, которые представляют чистую потерю для общества. Эластичность при этом играет большую роль, так как позволяет определить, какую часть налога выплачивают предприниматели, а какую — потребители.
В случае эластичного спроса большая часть налога выплачивается производителем, в случае неэластичного спроса — потребителем (сравним разделение отрезка АЕ' на АВ и ВЕ' в первом случае и во втором на рис. 3—25).
Подобное явление легко объяснить, так как в случае эластичного спроса потребители при росте цены на данный товар будут стремиться переключить свой спрос на товары-субституты. В случае неэластичного спроса это будет сделать гораздо труднее.
Наоборот, если предложение эластично, большая часть налога падает на потребителей, а если неэластично — то на производителей (см. рис. 3—26). Это и понятно. Эластичность предложения означает, что производители без труда смогут переключить свои ресурсы на производство какого-либо другого товара или услуги. В случае неэластичного предложения переаллокация ресурсов происходит медленнее и с большим трудом, поэтому больше всего от налога пострадают производители.
Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение
^Е' |
,8'
налог
р, р.
о
о д2 д, д . .
а^ Налоги и эластичный спрос б) Налоги и неэластичный спрос
Рис.3—25. Эластичность спроса и распределение налога с продаж
р | налог | |||
2 | / | |||
1 | /в | У | ||
■р | / | |||
■1- . | А |
5' налог у? | |||
■^в | |||
А | |||
Р 1
Р, р, р.
о ^2 ^1 ^ о сь о, д
а) Налоги и эластичное предложение б) Налоги и неэластичное
предложение
Рис.3—26. Эластичность предложения и распределение налога с продаж
Вопросы для повторения
1. В каких областях экономики действие рынка может быть
неэффективным? Обоснуйте ответ.
2. В каких единицах измеряется выигрыш потребителя — в
денежных или полезностных?
3. Приведите примеры товаров с высокой эластичностью по
цене, по доходу; пары товаров с высокой и низкой перекрестной
эластичностью. Какой знак имеет перекрестная эластичность суб
ститутов и комплементов?
4. Покажите, как отразятся на модели спроса и предложения
молока следующие события:
Примеры решения задач 105
а) придя в магазин, пенсионерка обнаружила, что молоко по
новой цене ей недоступно;
б) после повышения заработной платы госслужащих молоко
перешло в разряд дефицитных товаров;
в) в результате рекламной кампании население стало предпо
читать молоку кока-колу;
г) сокращение сельскохозяйственного производства России
сильно ударило по молочной промышленности;
д) экстренный импорт молочного концентрата из-за рубежа
нормализовал ситуацию с молоком в Москве;
е) весной 1997 г. многие фермеры обнаружили, что по сущест
вующей цене производство молока для них невыгодно.
5. "Равновесие на рынке устанавливается, когда наибольший
объем продукции находит сбыт. Неудовлетворенный спрос, как и
затоваривание, служит признаком нарушения равновесия". Про
комментируйте эти утверждения.
6. Приведите примеры товаров, равновесие на конкурентных
рынках которых не будет установлено. Проиллюстрируйте это на
графиках спроса и предложения.
7. "Выигрыш потребителя может быть увеличен только за счет
выигрыша производителя, и наоборот". Так ли это? Почему?
8. Для увеличения доходов госбюджета предлагается ввести
налог на продажи. Его можно взимать с покупателей или продав
цов. Какой вариант предпочтительнее для населения?
Примеры решения задач