Международные стандарты по управлению качеством

Стандарты серии ISO 9000. Международная организация по стандартизации (ISO) в марте 1987 года приняла международные стандарты серии ISO 9000, которые стали рабочим инструментом производящих фирм и предприятий сферы услуг, государственных органов и учреждений науки и образования при построении системы качества и ее сертификации.

Одной из задач реализации любой системы качества является достижение уверенности руководства предприятия, его клиентов и субподрядчиков в способности поставлять продукцию заданного качества в точно установленные контрактом сроки. В этой связи стандарты ISO 9000 часто применяются при заключении контрактов между фирмами в качестве основы для оценки соответствия качества продукции и услуг условиям договора. При этом наличие сертифицированной системы качества и использование ее элементов в предконтрактный период проработки проекта считается одним из условий минимизации риска потерь от невыполнения условий контракта.

Основой для менеджмента качества является терминологический стандарт ISO 8402, который определяет основные термины и определения в области качества и смежных областей (сертификация, стандартизация, метрология, испытания и т.д.)

Система стандартов ISO 9000 по управлению системой качества предприятия состоит из шести стандартов, каждый из которых имеет свою область действия. Следует отметить, что применение всех стандартов ISO является добровольным. Никто не заставляет внедрять на предприятии систему качества, но развитие конкурентной борьбы и поощрение со стороны государства и общества применения систем качества заставляет поставщиков продукции непрерывно улучшать ее качество и объективно доказывать потребителю свою готовность это делать.

Какие же причины заставляют поставщика внедрять систему качества?

1. Требование заказчика иметь сертифицированную систему качества в основном может исходить от крупных предприятий, уже сертифицировавших систему качества и требующих этого от подрядчиков. Современная практика заключения контрактов свидетельствует, что требование иметь сертифицированную систему качества все чаще становится одним из условий начала переговоров.

2. Необходимость иметь сертифицированную систему качества как условие участия в тендерах, конкурсах, которые могут принести контракты, в том числе и возможность получения государственного заказа.

3. Во многих странах в законодательно регулируемой области сертификация продукции производится одним из восьми способов, некоторые из них содержат требования сертификации системы качества, причем сертификация системы качества дешевле инспекционных проверок производства или постоянных испытаний товарных партий. Особенно часто применяют сертификацию системы качества как часть процедуры сертификации продукции или услуг предприятия с непрерывным циклом производства серийной продукции.

4. Сертификация системы качества является условием инвестиций или льготного страхования.

5. Стремление руководства быть уверенным в конкурентоспособности своей продукции при развитии рынка.

Устранение технических барьеров в международной торговле как основа для развития конкуренции и получения от поставщика гарантированного качества в первую очередь связано с решением проблемы введения единых международных стандартизированных требований к качеству продукции и взаимным признанием результатов испытаний и сертификации.Одна из задач концепции Общего рынка – создание уверенности в том, что произведенная в любой стране продукция будет соответствовать взаимосогласованным минимальным требованиям к качеству и будет испытана и сертифицирована в соответствии с взаимосогласованными процедурами.

Достаточно эффективная система устранения технических барьеров в торговле разработана странами – членами ЕЭС. Основана она на разработанной системе Европейских Норм (EN), разделенных на две большие группы. Одна группа содержит требования к группам однородной продукции или к отдельным свойствам товаров. Нормы EN обычно разрабатываются на основе уже действующих международных или национальных стандартов. Директивами ЕЭС они вводятся на территории Европейского Союза и должны быть принятыми в национальных системах стандартизации без изменений.

Орган по аккредитации органов по сертификацииEN 45010
Орган по сертификации систем качества EN45012
Оценка испытательных лабораторийEN 45002
Требования к испытательным лабораториям EN45001
Орган по аккредитации испытательных лабораторийEN 45003
Стандарты серииEN45000

Вторая группа системных стандартов определяет принципы взаимного признания результатов испытаний и сертификации. Она основана на использовании единых требований к процедурам сертификации и признания соответствия во всех странах. Все стандарты объединены в серии EN 45000.

       
       


Рис.10. Структура стандартов EN 45000

Основными действующими лицами в процедуре подтверждения соответствия стандартам являются испытательные лаборатории(ИЛ) и органысертификации(ОС). Стандарты EN 45000 определяют два главных критерия деятельности ИЛ и ОС – независимость и техническая компетентность.

Независимость предполагает отсутствие финансового и административного давления на результаты испытаний и сертификации. Не допускается зависимость вознаграждения персонала от положительных или отрицательных результатов испытаний.

Техническая компетентность представляет собой комплекс требований к персоналу, технической оснащенности, используемым помещениям и наличие системы качества. Основным документом, по которому осуществляется деятельность ИЛ и ОС, является «Руководство по качеству».При этом предписывается выполнение действий только в утвержденной технической области. Подтверждение технической компетенции и независимости, а также надзор за деятельностью ИЛ и ОС осуществляется через процедуры аккредитации и инспекционных проверок, которые проводят специальные организации – органы по аккредитации.

Широкое распространение за рубежом получила такая форма удостоверения соответствия, как Декларация поставщика о соответствии. При этом не привлекается независимая организация, все испытания качества проводятся на испытательной базе изготовителя. Основная цель – заявление о том, что выпускаемая продукция соответствует определенным нормам. Степень доверия к такой декларации со стороны потребителя может подтверждаться периодическими инспекционными проверками независимой аккредитованной организации.

Огромное значение в менеджменте качества придается образовательному процессу и пропаганде философии качества. Головной организацией, объединяющей международную деятельность в области качества, является Европейская организация качества (ЕОК), проводящая ежегодные конференции и семинары по проблемам качества. В рамках ЕОК разработана единая концепция образовательной деятельности в области качества. Отдельными рекомендациями приняты требования к каждому уровню квалификации и процедуры подтверждения квалификации.

Наши рекомендации