Соединение, выделение и восстановление уголовных дел
На основании постановления органа уголовного преследования в одном производстве могут быть соединены: а) уголовные дела по обвинению или подозрению нескольких лиц в совершении в соучастии одного или нескольких преступлений, одного лица в совершении нескольких преступлений, в заранее не обещанном укрывательстве этих преступлений или в недонесении о них; б) уголовные дела, возбужденные по факту исчезновения лица, и об общественно опасном деянии, предусмотренном уголовным законом, связанном с исчезновением данного лица. Недопустимо соединять дела о преступлениях, по которым одно и то же лицо является обвиняемым и потерпевшим, за исключением дел частного обвинения.
В соответствии с ч.11 ст. 164 УПК, допускается также соединение уголовных дел в случаях, когда лица, подлежащие привлечению в качестве обвиняемых (подозреваемых), не установлены, но имеются достаточные основания полагать, что несколько преступлений совершены одним лицом или группой лиц.
Срок производства по уголовному делу, в котором соединены несколько дел, исчисляется со дня возбуждения дела, которое возбуждено по времени первым. При этом в общий срок предварительного расследования по такому делу включается все календарное время, фактически затраченное на его производство.
Указанный порядок исчисления общего срока не распространяется на случаи соединения нескольких дел, по которым не были установлены лица, подлежащие привлечению в качестве обвиняемых (подозреваемых). В таких случаях общим сроком является наибольший срок производства по одному из соединенных дел.
В силу ст.165 УПК, орган уголовного преследования вправе выделить из уголовного дела в отдельное производство другое уголовное дело в отношении:
1) отдельных обвиняемых по уголовным делам по обвинению нескольких лиц при наличии оснований для приостановления предварительного расследования, указанных в п. 1–4 ч. 1 ст. 246 УПК;
2) несовершеннолетнего обвиняемого, привлеченного к уголовной ответственности вместе с совершеннолетними обвиняемыми;
3) обвиняемого, заявившего ходатайство об освобождении его от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 881 УК.
Дело может быть выделено в отдельное производство, если в ходе предварительного расследования выясняется отсутствие связи между отдельными преступлениями либо лицами, их совершившими.
По уголовным делам о нескольких преступлениях с учетом мест совершения отдельных преступлений, сложности и трудоемкости расследования при доказанности вины конкретного обвиняемого по отдельным обвинениям возможно выделение дела, принятие мер к окончанию по нему производства и направление в суд по этим обвинениям.
Выделение уголовного дела допускается при условии, что это существенно не отразится на всесторонности, полноте, объективности исследования обстоятельств дела.
Подлежит выделению в отдельное производство дело о ставшем известным в ходе расследования преступлении, совершенном другим лицом.
Могут быть выделены из уголовного дела также материалы, необходимые для возбуждения уголовного дела о ставшем известным преступлении.
Подлежат выделению из уголовного дела материалы, не имеющие отношения к уголовному делу. Такие материалы возвращаются органу или организации, которые их представили.
В выделенном деле или материалах должны содержаться подлинники либо копии процессуальных документов.
Срок предварительного расследования по выделенному уголовному делу исчисляется со дня вынесения соответствующего постановления о выделении дела.
Всесторонность, полнота и объективность расследования ставятся под угрозу, если само уголовное дело или его материалы будут по каким-либо причинам недоступны. Поэтому закон предусматривает восстановление утраченных уголовных дел.
Восстановление утраченного уголовного дела либо его отдельных материалов производится по постановлению начальника следственного подразделения, начальника органа дознания, прокурора (ст. 1651 УПК). Восстановление уголовного дела производится по сохранившимся предметам, копиям документов, которые могут быть признаны доказательствами в порядке, установленном УПК, и путем проведения следственных и других процессуальных действий.
Сроки производства дознания, предварительного следствия, содержания под стражей и домашнего ареста при восстановлении уголовного дела исчисляются в общем порядке.
3. Общие правила производства следственных действий. Протокол следственного действия. Удостоверение факта отказа от подписания или невозможности подписания протокола следственного действия.Согласно ст. 192 УПК, следователь, лицо, производящее дознание, привлекая лиц к участию в следственных действиях, предусмотренных УПК, удостоверяются в их личности, разъясняет им права и обязанности, а также порядок производства следственного действия. Производство следственных действий в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства. При производстве следственных действий могут применяться различные технические средства. К участию в следственных действиях может быть привлечен работник органа дознания.
Протокол следственного действия составляется в ходе производства следственного действия или непосредственно после его окончания и должен быть составлен в соответствии с требованиями ст. 193 УПК. В протоколе указываются место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания с точностью до минуты, должность и фамилия лица, составившего протокол, а также фамилия, имя, отчество каждого лица, участвующего в производстве следственного действия, а в необходимых случаях и его адрес и другие данные о личности. В протоколе излагаются действия в том порядке, в каком они имели место, выявленные и имеющие значение для дела обстоятельства, а также заявления лиц, участвовавших в производстве следственного действия.
Если при производстве следственного действия применялись научно-технические средства, то они должны быть указаны в протоколе. Кроме того, в протоколе должно быть отмечено, что перед их применением об этом были уведомлены лица, участвующие в производстве следственного действия. К протоколу прилагаются фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы допроса, кассеты видеозаписи, видеограммы, чертежи, планы, схемы, слепки и оттиски следов, выполненные при производстве следственного действия, а также изъятые при этом предметы.
Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. После чего он предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в производстве следственного действия. Им разъясняется право делать замечания, подлежащие внесению в протокол. Протокол подписывается следователем, лицом, производящим дознание, допрошенным лицом, переводчиком, специалистом, понятыми и другими лицами, участвовавшими в производстве следственного действия.
В соответствии со ст. 194 УПК, если лица, участвующие в производстве следственного действия, откажутся подписать протокол следственного действия, об этом делается отметка в протоколе, которая заверяется подписью лица, производившего следственное действие. Таким лицам должна быть предоставлена возможность дать объяснение о причинах отказа, которое заносится в протокол.
Если подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, свидетель в силу физических недостатков или состояния здоровья не могут подписать протокол их допроса, следователь, лицо, производящее дознание, вправе с согласия допрашиваемых пригласить иное лицо, которое удостоверяет своей подписью правильность записи их показаний. Этот протокол подписывают следователь, лицо, производящее дознание, проводившие допрос. В протоколе иного следственного действия в таких случаях делается отметка о невозможности его подписания указанными лицами, которая заверяется подписями следователя, лица, производящего дознание, и иных лиц, если они участвовали в производстве данного следственного действия.
4. Недопустимость разглашения данных предварительного расследования.Статья 198 УПК закрепляет требование о недопустимости разглашения данных предварительного расследования. Они могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя, лица, производящего дознание, и только в том объеме, в каком ими будет признано это возможным, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного процесса.
Следователь, лицо, производящее дознание, вправе предупредить защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, представителей, свидетелей, эксперта, специалиста, переводчика, понятых и других лиц, присутствующих при производстве следственных и других процессуальных действий, о недопустимости разглашения без их разрешения имеющихся в деле сведений. У этих лиц берется подписка с предупреждением об ответственности в соответствии со ст. 407 УК.
5. Представление об устранении нарушений закона, причин и условий, способствующих совершению преступлению.Орган уголовного преследования, установив при производстве по уголовному делу нарушения закона, причины и условия, способствовавшие совершению преступления, вправе внести в соответствующие организации или должностному лицу представление о принятии мер по устранению нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению преступления, которое подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах в месячный срок со дня получения представления (ст. 199 УПК).
УПК не раскрывает содержание понятия «причины и условия, способствующие совершению преступления». В юридической литературе преобладающим является утверждение о том, что в качестве полной причины преступления выступают несколько факторов: антиобщественная установка личности (т.е. внутренняя готовность субъекта совершить преступление); внешние обстоятельства, сформировавшие эти взгляды (условия воспитания в семье, обстановка в трудовом коллективе, ближайшее бытовое окружение); конкретная жизненная ситуация (т.е. непосредственный повод, вызвавший у человека решимость совершить преступление). Под условиями понимаются обстоятельства, облегчившие возникновение преступного намерения, совершение преступления и достижение преступного результата. В большинстве случаев органы расследования реагируют именно на них. Наиболее часто условия совершения преступления кроются в следующих сферах жизни общества: управленческой (нарушение технологии, недостатки в учете), кадровой (назначение на должности некомпетентных лиц), правовой (наличие пробелов в нормативном регулировании, неудовлетворительная работа отдельных сотрудников правоохранительных органов и т.д.).
Представление является процессуальным актом, в силу чего все содержащиеся в нем выводы должны быть основаны только на доказательствах, добытых путем производства следственных действий.
6. Участие специалиста. Участие понятых.В соответствии со ст. 200 УПК, орган уголовного преследования вправе вызвать для участия в производстве следственного и иного процессуального действия специалиста, не заинтересованного в исходе уголовного дела. Требование следователя, лица, производящего дознание, о вызове специалиста обязательно для руководителей организаций, где работает специалист.
Перед началом производства следственного и иного процессуального действия орган уголовного преследования удостоверяется в личности и компетентности специалиста, выясняет его отношение к подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему, разъясняет специалисту его права и обязанности, предусмотренные ст. 62 УПК, и предупреждает об ответственности, установленной законодательными актами, о чем делается отметка в протоколе и удостоверяется подписью специалиста.
Согласно ст. 202 УПК, следственные действия в случаях, предусмотренных УПК, производятся с участием не менее двух понятых. По усмотрению органа уголовного преследования понятые могут участвовать в производстве следственных действий и в иных случаях.
Перед началом производства следственного действия следователь, лицо, производящее дознание, разъясняют понятым цель следственного действия, их права и обязанности, предусмотренные ст. 64 УПК, предупреждают об ответственности, установленной законодательными актами, о чем делается отметка в протоколе следственного действия, которая удостоверяется подписями понятых.
К третьей группе общих условий предварительного расследования (условий, связанных с обеспечением прав и законных интересов участников расследования) относятся:
1. Обязательность разъяснения и обеспечения прав участникам следственного действия. В ст. 195 УПК закреплено правило, согласно которомуследователь, лицо, производящее, дознание, обязаны разъяснить подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям, другим лицам, участвующим в производстве следственного действия, их права и обеспечить возможность осуществления этих прав в ходе расследования дела. Одновременно им должны быть разъяснены возложенные на них обязанности и последствия их невыполнения.
2. Обязательность рассмотрения ходатайств. Статья 196 УПК предусматривает, что следователь, лицо, производящее дознание, обязаны рассмотреть все заявленные по уголовному делу ходатайства. При этом они не вправе отказать подозреваемому, обвиняемому, их защитникам, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, представителям в допросе свидетелей, в проведении экспертиз и других следственных действий, если обстоятельства, об установлении которых они ходатайствуют, могут иметь значение для дела.
О результатах рассмотрения ходатайства в срок не более трех суток сообщается лицу, его заявившему. При полном или частичном отказе в удовлетворении ходатайства следователь, дознаватель обязаны вынести постановление с указанием мотивов отказа.
Порядок заявления ходатайств и их рассмотрения и разрешения регламентирован статьями 135-137 УПК.
3. Меры по обеспечению безопасности участников следственного действия.В ст. 193 УПК содержится положение о том, что принеобходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, членов семей, близких родственников и иных лиц, которых они обоснованно считают близкими, следователь, лицо, производящее дознание, вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель, свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь, лицо, производящее дознание, обязаны вынести постановление, в котором излагаются причины принятого решения о сохранении в тайне данных о личности участника следственного действия, указываются вымышленные данные о личности и приводится образец подписи, которые они будут использовать в протоколах следственных действий с его участием.
4. Меры попечения о детях, иждивенцах и по обеспечению сохранности имущества подозреваемого, обвиняемого.В силу ст. 197 УПК, следователь, лицо, производящее дознание, не позднее следующего дня после применения меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении подозреваемого, обвиняемого, если дети указанных лиц остаются без попечения родителей, уведомляют об этом управление (отдел) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту жительства родителей (родителя) для обеспечения государственной защиты детей. Если у заключенного под стражу подозреваемого, обвиняемого остались без присмотра и помощи престарелые родители, другие иждивенцы, следователь, дознаватель обязаны принять меры по передаче их на попечение или под опеку родственникам либо другим лицам и учреждениям. Кроме того, должны быть приняты меры по обеспечению сохранности имущества и жилища задержанных или заключенных под стражу подозреваемого, обвиняемого.
Нужно учитывать, что, согласно закону о порядке и условиях содержания лиц под стражей, женщины, содержащиеся под стражей, могут иметь при себе детей в возрасте до трех лет (ст.23 закона).
Передача на попечение или под опеку возможна лишь с согласия лиц, которым передаются иждивенцы (ст. 151 КоБС). Если родственников или иных лиц, способных осуществлять присмотр и уход найти не удается, следует обращаться в органы местного самоуправления, выполняющие функции опеки и попечительства и обязанные принимать участие в решении подобного рода вопросов.
Оставшееся без присмотра и охраны имущество и жилище передается родственникам подозреваемого, обвиняемого или другим лицам, пользующимся доверием подозреваемого, обвиняемого и обладающим возможностью обеспечить сохранность. При необходимости жилище, занимаемое подозреваемым, обвиняемым, на период его временного отсутствия передается органам местного самоуправления или опечатывается. Решение следователя (лица, производящего дознание) о принятии мер попечения и сохранности имущества на основании п. 24 ст. 6 УПК оформляется соответствующим постановлением, в котором указываются основания и мотивы принятого решения, конкретные меры и лица, ответственные за их реализацию. Копию постановления целесообразно вручать лицам, ответственным за исполнение указанных в постановлении обеспечительных мер.
О принятых мерах попечения и мерах по обеспечению сохранности имущества и жилища письменно уведомляются подозреваемый, обвиняемый, и им вручается копия протокола описи имущества.
5. Участие переводчика.В соответствии со ст. 201 УПК, орган уголовного преследования при производстве следственных и иных процессуальных действий обязан обеспечить участие переводчика в случаях, предусмотренных ст. 21 УПК.
Перед началом производства следственного и иного процессуального действия, в котором участвует переводчик, следователь, лицо, производящее дознание, удостоверяются в личности и компетентности переводчика, выясняют его отношение к подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему, разъясняют переводчику его права и обязанности, предусмотренные ст. 63 УПК, и предупреждают об ответственности, установленной законодательными актами, а также об уголовной ответственности за отказ или уклонение от исполнения возложенных на него обязанностей и за заведомо неправильный перевод, о чем делается отметка в протоколе следственного и иного процессуального действия, которая удостоверяется подписью переводчика.
Следственные действия
Следственные действия– это предусмотренные УПК и производимые в соответствии с его положениями действия органов уголовного преследования по собиранию и проверке доказательств, совершаемые в ходе производства по материалам и уголовному делу.
Значение следственных действий состоит в том, что они являются основным способом собирания доказательств, а значит, и основным средством установления истины по уголовному делу. К другим способам собирания доказательств можно отнести такие, как истребование и принятие представленных предметов и документов.
Направленность следственных действий на собирание и проверку доказательств позволяет разграничивать их с иными процессуальными действиями.
В то же время содержание любого следственного действия определяется не его целью (получением доказательств), которая присуща каждому из них, а методом познания, присутствующим в обязательном порядке в его производстве. Разумеется, при производстве подавляющего большинства следственных действий применяется несколько методов познания. В этом случае их сущность заключатся в основном, определяющем методе познания.
Система следственных действий установлена в главах 23-26 УПК и включает: осмотр, освидетельствование, следственный эксперимент, обыск, выемку, наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления, прослушивание и запись переговоров, допрос, очную ставку, предъявление для опознания, проверку показаний на месте, назначение и проведение экспертизы.
Процессуальная форма следственных действий охватывает три группы норм, регламентирующих: 1) условия проведения следственных действий; 2) процедуру проведения следственных действий; 3) меры, гарантирующие производство следственных действий.
1. Первый элемент процессуальной формы следственных действий - это условия их производства. Они складываются из условий общего и специального характера.
К общим условиям производства следственных действий относятся: а) наличие возбужденного уголовного дела (за исключением, предусмотренным ч. 2 ст. 173 УПК); б) надлежащий субъект проведения следственного действия; в) надлежащие место и время производства следственного действия; г) недопустимость применения насилия, угроз и иных незаконных мер; д) недопустимость создания опасности для жизни и здоровья участников следственного действия и иных лиц; е) запрет действий, унижающих честь и достоинство; ж) применение технических средств и способов обнаружения и изъятия следов преступления и вещественных доказательств.
К числу специальных условий относятся материальные и процессуальные основания для производства следственных действий. Материальные основания – это наличие конкретных данных о том, что могут быть получены доказательства определенного вида с помощью именно этих действий. Неправильное их определение ведет к незаконной подмене одних следственных действий другими.
Поскольку ряд следственных действий затрагивает конституционные права граждан и интересы третьих лиц, процессуальные основания для проведения следственных действий могут требовать специальной процессуальной формы. В зависимости от формы принятия решения о производстве следственных действий последние условно можно разделить на три группы:
а) не требующие процессуальных решений - осмотр (за исключением осмотра жилища без согласия проживающих в нем лиц), допрос, очная ставка, предъявление для опознания, следственный эксперимент, проверка показаний на месте;
б) требующие специального решения следователя в форме постановления – осмотр жилища, освидетельствование, эксгумация, обыск, выемка, наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления, прослушивание и запись переговоров, назначение и проведение экспертизы;
в) требующие постановления следователя, санкционированного прокурором, - обыск, осмотр жилища, выемка в жилище, наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления и их выемка, выемка документов, содержащих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, прослушивание и запись переговоров, ведущихся по техническим каналам связи, и иных переговоров; извлечение трупа из места захоронения (эксгумация), назначение и проведение судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы с помещением подозреваемого или обвиняемого, не содержащихся под стражей, в государственную организацию здравоохранения.
К специальным условиям проведения следственного действия относятся также требования, предъявляемые к кругу его участников и их правовому статусу (правам и обязанностям).
2. Второй элемент процессуальной формы следственных действий - это их процедура, т. е. последовательность и приемы проведения следственного действия. Последовательность проведения следственного действия складывается из нескольких этапов. Первый этап — подготовительный. На нем принимается и оформляется решение о проведении следственного действия. Второй этап связан с удостоверением в личности участников процесса, разъяснением им прав и обязанностей, задач и порядка проведения следственного действия. Третий этап составляет осуществление познавательных приемов и операций, а на четвертом - фиксируются ход и результаты следственного действия в соответствующем протоколе.
3. Третий элемент процессуальной формы следственных действий - это меры их обеспечения. Нарушения процессуальных норм об основаниях, условиях и правилах производства следственных действий влекут негативные последствия. Для участников процесса это могут быть меры принуждения, уголовная ответственность. Для органов предварительного расследования в качестве основной санкции выступает утрата доказательственного значения результатов следственного действия.
Ниже приводится характеристика отдельных следственных действий.
Осмотр - это осуществляемое следователем, лицом, производящим дознание, обследование (непосредственное восприятие и исследование) различных объектов в целях обнаружения следов преступления, уяснения обстановки происшествия и установления других обстоятельств, имеющих значение для дела.
Осмотр - самостоятельное следственное действие, охватывающее различные виды осмотра:
- осмотр места происшествия. Место происшествия – это участок местности, техническое сооружение или помещение, на (в) котором обнаружены предметы и следы, указывающие на возможное совершение преступления. Место происшествия не всегда совпадает с местом преступления;
- осмотр трупа. Осмотр трупа может быть элементом осмотра места происшествия, но если труп удален с него по тем или иным причинам (требовалось срочно провести в морге вскрытие трупа для определения причин смерти и т.п.) осмотр трупа становится самостоятельной разновидностью данного следственного действия, проводимого там, куда он перемещен;
- осмотр местности. Таковым является обследование определенной территории или водного пространства, не являющихся местом происшествия;
- осмотр помещения. Под помещениями подразумеваются такие помещения, которые не являются ни местом происшествия, ни жилищем, но каким-либо образом связаны с обстоятельствами, подлежащими доказыванию по делу. Таким помещением может быть, например, склад, который подлежит осмотру с целью выяснения условий хранения материальных ценностей;
- осмотр жилища и иного законного владения;
- осмотр предметов и документов. Он производится непосредственно в ходе осмотра места происшествия, местности, помещений. Вместе с тем, если окажется затруднительным осуществить осмотр на месте, то он приобретает самостоятельный характер.
Основанием для проведения осмотра является наличие достаточных данных полагать, что в ходе его могут быть обнаружены следы преступления и иные материальные объекты, выяснены другие обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела.
Осмотр осуществляется на месте производства следственного действия. Если для проведения осмотра потребуется продолжительное время или осмотр на месте обнаружения следов преступления и иных материальных объектов значительно затруднен, объекты должны быть изъяты, упакованы, опечатаны и без повреждений доставлены в другое удобное для осмотра место.
К участию в осмотре следователь, лицо, производящее дознание, вправе привлечь подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, а также специалиста.
Изъятию подлежат только те объекты, которые могут иметь отношение к уголовному делу. При возможности изымаются сами следы вместе с предметом или его частью. Изъятые объекты упаковываются, опечатываются за подписью следователя, дознавателя и лиц, участвующих в осмотре. Все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено участникам осмотра.
Лица, участвующие в осмотре, вправе обращать внимание следователя, дознавателя на все, что, по их мнению, может способствовать выяснению обстоятельств уголовного дела.
Осмотр жилища и иного законного владения проводится только с согласия собственника или проживающих в нем совершеннолетних лиц, а при отсутствии такого согласия - по постановлению следователя, органа дознания с санкции прокурора, которое должно быть предъявлено до начала осмотра, и с участием понятых. Если жилище или иное законное владение являются местом происшествия либо хранения предметов со следами преступления, а также веществ и предметов, за хранение которых предусмотрена уголовная ответственность, и их осмотр не терпит отлагательства, то он может быть проведен без санкции прокурора с последующим направлением ему в течение 24 часов сообщения об этом.
При осмотре жилища и иного законного владения должно быть обеспечено присутствие проживающего в нем совершеннолетнего лица. В случае невозможности его присутствия приглашаются представители организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, или местного исполнительного и распорядительного органа. При невозможности обеспечить присутствие указанных лиц при проведении осмотра жилища или иного законного владения, которые являются местом происшествия либо хранения орудий преступления, других предметов со следами преступления, допускается проведение осмотра без участия указанных лиц.
Осмотр в помещениях организаций проводится в присутствии представителей администрации, а в местах, где хранятся материальные ценности, – в присутствии материально ответственного лица.
Осмотр в помещениях, занимаемых дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями, а также зарубежными представительствами и учреждениями, пользующимися дипломатическим иммунитетом, а равно в помещениях, в которых их сотрудники с членами семьи проживают, может проводиться лишь по просьбе или с согласия главы соответствующего представительства или учреждения и в его присутствии. Такое согласие испрашивается через Министерство иностранных дел Республики Беларусь. При проведении осмотра обязательно присутствие прокурора и представителя Министерства иностранных дел Республики Беларусь.
Наружный осмотр трупа на месте его обнаружения проводится, как правило, с участием врача – специалиста в области судебной медицины. Для осмотра трупа могут привлекаться также другие специалисты. При этом неопознанные трупы подлежат обязательному фотографированию и дактилоскопированию.
При необходимости извлечения трупа из места захоронения (эксгумации) для осмотра Председатели СК и КГБ, а также следователь, лицо, производящее дознание, выносят постановление. Постановление следователя, лица, производящего донание, должно быть санкционировано прокурором или его заместителем. Данный процессуальный акт обязателен для администрации места захоронения, членов семьи и родственников умершего.
Эксгумация обладает рядом признаков следственного действия (например, выемки): о ее производстве выносится постановление, присутствует врач-специалист, составляется протокол эксгумации. Но она не может считаться следственным действием, т.к. не обладает его главным признаком – получением доказательственной информации. Такая информация может быть выявлена при осмотре эксгумированного трупа (либо при его опознании, экспертном исследовании, получении образцов). По этой причине эксгумацию следует рассматривать как необходимую предпосылку осмотра либо другого следственного действия.
Освидетельствование – это следственное действие, заключающееся в осмотре тела человека в целях обнаружения особых примет, следов преступления, телесных повреждений, выявления состояния опьянения или иных свойств и признаков, имеющих значение для уголовного дела, если для этого не требуется проведения экспертизы.
Исходя из своего содержания, освидетельствование, по сути, представляет собой разновидность осмотра. Принципиальное отличие освидетельствования от осмотра состоит в том, что объектом освидетельствования является живой человек.
Основанием для проведения освидетельствования является наличие достаточных данных полагать, что в его ходе могут быть обнаружены особые приметы, следы преступления, телесные повреждения, выявлены состояние опьянения, иные свойства и признаки, имеющие значение для дела.
Может быть проведено освидетельствование подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего в случае совершения в отношении его тяжкого или особо тяжкого преступления.
О проведении освидетельствования следователь, лицо, производящее дознание, выносят постановление, которое обязательно для подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего. В случае отказа они могут быть освидетельствованы принудительно.
Необходимо отметить, что состояние опьянения или иных свойств и признаков, имеющих значение для дела, простым наблюдением следователь установить не может, поэтому необходимо направление освидетельствуемого в соответствующее медицинское учреждение (например, в наркологический диспансер).
Освидетельствование проводится следователем, лицом, производящим дознание, а при необходимости – с участием врача или иного специалиста. Следователь, лицо, производящее дознание, не присутствуют при освидетельствовании лица другого пола, если освидетельствование сопровождается обнажением тела этого лица. В этом случае освидетельствование проводится врачом в присутствии понятых одного пола с освидетельствуемым.
Следственный эксперимент – это следственное действие, заключающееся в воспроизведении действия, обстановки или иных обстоятельств определенного события в целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для уголовного дела.
Основанием для проведения следственного эксперимента является необходимость проверки и уточнения полученных при производстве предварительного расследования данных, имеющих значение для дела.
При проведении следственного эксперимента воспроизводятся действия, обстановка или иные обстоятельства определенного события с тем, чтобы проверить возможность восприятия каких-либо фактов (например, слышать какие-либо звуки), совершения определенных действий (например, преодолеть расстояние за определенный период времени), наступления какого-либо события (например, пригодность ключа для открывания определенного замка), а также выявить последовательность произошедшего события (например, «технологический процесс» изготовления наркотических средств, поддельных денег) и механизм образования следов. Таким образом, при производстве следственного эксперимента применяется экспериментальный метод познания, содержанием которого являются опытные действия.
В случае необходимости к участию в следственном эксперименте могут привлекаться подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, свидетель, специалист, эксперт и лица, проводящие опытные действия с их согласия. Участникам следственного эксперимента разъясняются его цели и порядок проведения.
Следственный эксперимент в жилище и ином законном владении проводится только с согласия собственника или проживающих в нем совершеннолетних лиц либо по постановлению следователя, органа дознания с санкции прокурора или его заместителя, которое должно быть предъявлено до начала следственного эксперимента, и с участием понятых.
Нужно иметь в виду, что результаты следственного эксперимента могут свидетельствовать лишь о возможности или невозможности проверяемого события или действия и не означают того, что в действительности проверяемое событие или действие имело место.
Обыск - это следственное действие, состоящее в отыскании и изъятии орудий преступления, предметов, документов и ценностей, которые могут иметь значение для уголовного дела, а также обнаружении разыскиваемых лиц и трупов, осуществляемых в ходе принудительного обследования помещений, иных мест, физических лиц.
УПК предусмотрены следующие виды обыска:
- обыск в жилище и ином законном владении;
- обыск в помещениях организаций;
- обыск в помещениях, занимаемых дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями, а также представительствами и учреждениями иностранных государств и международных организаций, пользующихся дипломатическим иммунитетом, а также в помещениях, в которых проживают сотрудники представительств и учреждений и их семьи;