Равные возможности для работы
Ситуацию можно охарактеризовать как предоставляющую равные возможности для трудоустройства, если при приеме на работу отсутствует дискриминация по признакам пола, принадлежности к определенной расовой или официально оформленной социальной группе в отношении доступа к рабочим местам, условий работы, продвижения, внутрифирменного обучения, вознаграждения и поощрения или завершения работы. Многие компании в настоящее время проводят политику равных возможностей, в рамках которой они официально объявляют о своей приверженности идеалам равных возможностей. К преимуществам проведения такой политики относится следующее.
(а) Подчиненные видят, что высшее руководство компании поддерживает принципы обеспечения равных возможностей, создавая работникам более низких уровней пример для подражания.
(б) В рамках этой политики компания может подвергнуть критическому пересмотру по половому и этническому признакам состав
1.5. Набор и отбор персонала
подразделений, отделов, отделений и категорий и уровней работников, выявляя в практике занятости какие-либо несправедливости.
(в) Лучшие кандидаты на занятие вакантных мест будут (или должны) отбираться или продвигаться независимо от пола и этнической принадлежности.
(г) Появляется возможность избежать возникновения недовольства со стороны небольших групп работников.
В то же время с политикой равных возможностей в области занятости сопряжен и ряд проблем.
(а) Нередко организация публикует обширные документы, посвященные проведению политики равных возможностей, в которых провозглашается преданность ее принципам, демонстрируется отсутствие дискриминации представителям различных меньшинств и/или внешним организациям (например, местным властям, государственным агентствам по закупкам и т.д.), но на практике какие-либо равные возможности просто отсутствуют. У этих компаний часто отсутствуют процедуры применения принципов равных возможностей, содержащихся в официальных решениях руководства компании. Это создает атмосферу иллюзорности и цинизма среди всех, кто связан с компанией.
(б) Существенно возрастают затраты на привлечение работников; объявления о приеме на работу должны размещаться в журналах и газетах, которые читают представители обоих полов и всех этнических меньшинств (а это весьма дорогостоящее мероприятие). Все заявки и анкеты соискателей следует тщательно просматривать в отношении равных возможностей трудоустройства, следует также расширить комиссию по проведению собеседований, интервьюировать большее число кандидатов и увеличить время каждого собеседования.
(в) Организация может применять политику равных возможностей по отношению к оперативным работникам и менеджерам низшего звена, но только не к менеджерам среднего или высшего уровня. Следовательно, идея равного представительства всех меньшинств на высоких уровнях руководства компании нереализуема; таким образом, представители меньшинств лишаются возможности влиять на корпоративную стратегию компаний.
Применение принципов равных возможностей можно осуществлять при помощи следующих средств:
(а) жесткого следования условиям и рекомендациям официального кодекса практики в области равных возможностей;
Практические аспекты управления человеческими ресурсами
(б) активного стимулирования работников обоих полов и представителей меньшинств подавать заявки о приеме на работу и выражать намерение получить продвижение на всех уровнях организации;
(в) для уравнивания условий работы мужчин и женщин использования гибкого графика работы и практики деления рабочего места между несколькими работниками;
(г) обеспечения специальной профессиональной подготовки на базе компании для тех, кто находится в неблагоприятном положении;
(д) ускоренного отслеживания, т.е. направления работников из числа недостаточно представленных в штате этнических групп или полов на индивидуальные курсы обучения или создания для них системы рабочих мест, обеспечивающих продвижение автоматически — с учетом успешного прохождения курса обучения и достижения указанных целей. Для них устанавливаются последовательные этапы на пути к высшему звену руководства компании, а также определяется набор четких требований, необходимых для достижения этой цели. Любой из тех, кто проходит обучение, при соответствии установленным требованиям автоматически передвигается на следующий иерархический уровень.
Юридические основы
Три закона — законы 1975 и 1986 гг. о дискриминации по признаку пола и Закон 1976 г. о расовой дискриминации — объявляют неправовыми любые формы дискриминации в области занятости, например при размещении объявлений о вакансиях, отборе персонала, определении условий работы, продвижении, обучении, увольнении и уходе в отставку (на пенсию). В данном контексте дискриминация означает менее благоприятное отношение к работнику вследствие его половой, этнической, расовой или национальной принадлежности.
Если подчиненные подвергаются дискриминации, в этом виноват работодатель. Незаконной также является косвенная дискриминация, т.е. когда работнику предъявляют требование или ставят условие, которое, хотя и применимо к обоим полам или различным расовым группам, но по сути своей таково, что соответствовать ему могут только представители одной расовой группы или одного пола. Разумеется, если работодатель сможет убедительно обосновать свои требования, обвинение в дискриминации будет беспочвенным. Примером косвенной дискриминации может служить требование к старшему работнику офиса иметь рост не менее 6 футов (ок. 180 см). Закон
15. Набор и отбор персонала
о половой дискриминации так же направлен против несправедливой дискриминации тех, кто состоит/не состоит в браке и на этой почве может подвергаться несправедливому обращению на работе.
Исключения
Работодатель в ряде случаев имеет законные основания для дискриминации.
(а) Дискриминация по полу осуществляется, если:
• характер работы требует, чтобы работник был определенного пола по причине особенностей физиологии, например, для использования в качестве натуры, или при постановке пьесы, когда нужен персонаж мужского пола, или по соображениям приличий (например, работник в мужской туалет);
• работа может выполняться только лицом одного пола;
• работа обеспечивает работнику личное благосостояние или дает доступ к образованию и наиболее эффективно может выполняться только лицом определенного пола, например, женщина-адвокат для женщин, совершивших криминальные проступки;
• работа на законодательном уровне регламентирована как работа для лица одного пола;
• это работа в личном домашнем хозяйстве, предполагающая такой уровень физических или социальных контактов, а также такой уровень осведомленности об интимных подробностях работодателя, что могут возникнуть вполне обоснованные возражения против ее исполнения лицом определенного пола.
• работа в основном или полностью должна выполняться за пределами Великобритании.
(б) Дискриминация вследствие принадлежности к определенной расе возникает, если:
• характер работы требует, чтобы работник принадлежал к определенной расе по причинам физиологии, внешнего вида или если это работа в секторе общественного питания, где подобное требование проистекает из специфики конкретного заведения общественного питания и необходимо для создания специфической атмосферы и колорита, например, в китайском ресторане персонал, обслуживающий клиентов, непременно должен быть китайским;
• работа обеспечивает индивидуумам, принадлежащим к определенной расовой группе, личные услуги и обеспечивает ра-
Практические аспекты управления человеческими ресурсами
ботнику личное благосостояние, причем наиболее эффективно она может выполняться только представителем определенной расовой группы;
• занятость в личном хозяйстве (например, обратите внимание, что это исключение, вероятно, не соответствует законодательству ЕС и вряд ли сохранит свою силу в дальнейшем);
• работа частично или полностью выполняется за пределами Великобритании.
Все эти законодательные положения относятся к найму по контрактам, к деятельности агентств по трудоустройству, партнерствам, профсоюзам, а также к профессиональным и образовательным ассоциациям. Однако следует обратить внимание, что прием на работу преимущественно представителей одного пола или расовой группы не нарушает законодательства о дискриминации, если прием осуществляется в то подразделение или отделение организации, где в предыдущие 12 месяцев существовал дисбаланс в половой или расовой структуре штата, и, следовательно, прием на работу работников определенного пола или расовой принадлежности направлено на исправление этого дисбаланса. Ответственность перед законом несут не только те, кто на практике осуществляет дискриминацию, но и те, кто отдает распоряжение, ведущее к дискриминации определенной группы людей.