Налогообложение – это способ регулирования доходов и источников пополнения государственного бюджета

95. Налоги представляют собой обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.

Прин­ципы налогообложения:

· всеобщность, т.е. охват всех экономических субъектов, по­лучающих доходы;

· стабильность, т.е. устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;

· равнонапряженность, т.е. взимание налогов по идентич­ным для всех;налогоплательщиков ставкам;

· обязательность, т.е. принудительность налога, неизбеж­ность его выплаты, самостоятельность субъекта в исчислении и уп­лате налога;

· социальная справедливость, т.е. установление нало­говых ставок и налоговых льгот, оказывающих щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.

Налоги выполняют три основные функции:

1. фискальную (основная функция, реализующая образование государственных фондов),

2. экономическую (связана с перераспределением доходов),

3. политическую (обеспечивает реализацию государственных интересов).

Ставка налогаопределяет величину налога на единицу обложения (скажем с одной сотки земли, с одной тысячи рублей и т.д.).

По признаку соотношения между ставкой налога и дохо­дом налоги делятся на:

· прогрессивный, при котором средняя ставка повышается по мере возрастания дохода;

· регрессивный, при котором средняя ставка понижается по мере возрастания дохода;

· пропорциональный, при котором средняя ставка остается неиз­менной, независимо от размеров дохода.

96. По механизму формирования налоги делятся на прямые и косвенные.

1. Прямые налоги (они устанавливаются непосредственно на доход и имущество, т.е. прямо указывается объект обложения).

К прямым налогам относятся:

· подоходный налог с населения;

· налог на прибыль корпорации;

· налог на прирост капитала;

· налог с наследства и дарений;

· поимущественный налог.

2. Косвенные налоги (устанавливаются на вторичные, третичные и т.п. производственные объекты обложения, например, на товары и услуги, на право пользования чем-либо и т.д., т.е. в конечном итоге перекладываются на потребителей продукции).

К косвенным налогам относятся:

· налог с оборота;

· на добавленную стоимость (НДС);

· на отдельные виды товаров (акцизы);

· таможенные пошлины.

97. По сути налогами являются и взносы в фонд социального страхования лиц наемного труда и предпринимателей. Однако они попадают не в бюджет, а в специальные внебюджетные целевые фонды (фонд занятости, фонд государственного социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд и т.п.), управление которыми доверено правительству.

Налоги в России разделены на три группы: федеральные, рес­публиканские и местные.

Федеральные налоги устанавливаются парламентом и в обяза­тельном порядке взимаются на всей территории России.

Республиканские налоги тоже общеобязательны. При этом сум­ма платежей по налогу зачисляется равными долями в бюджет рес­публики и в бюджет города или района, где расположен налогопла­тельщик.

Местные налоги лишь частично являются общеобязательными. Часть налогов может устанавливаться по решению местных властей.

Связь между ставкой налога и налоговыми поступлениями (деловой активностью) выражается кривой Лаффера (см. рис. ). доказал, что при ставке подоходного налога выше определенного уровня резко сни­жается деловая активность, ибо предпринимательская деятельность становится невыгодной. А более низкие ставки налогов создают сти­мулы к работе, сбережениям и инвестициям. В ре­зультате расширяется налоговая база, которая сможет поддержать налоговые поступления на высоком уровне (См. рис 10 )

100% Величина налоговой ставки

К

50% М

О Налоговые поступления

Рис 10. Кривая Лаффера

Если налоговая ставка равна нулю (точка 0), то государство ничего не получит. Если налоговая ставка - 100%, то никто не будет заинтересован работать и государство тоже ничего не получит. При ставке, например, 50% сумма, взимаемая государ­ством в виде подоходного налога, достигнет максимума (точка М). Попытки повысить налоговые ставки приведут к снижению поступления налогов (точ­ка К).

Главным недостатком большинства действующих налоговых систем является рассмотрение отдачи каждого из налогов в статической системе, не учитываю­щей конкретные фазы экономического цик­ла - подъем или падение производства во всех отдельных отраслях экономики, изменение прожиточного уровня, изменения в распределении личных доходов, изменение глобальных экстремальных обстоятельств (неурожай, аварии с тяжелыми последствиями, стихийные бедствия и пр.).

Совершенствование налоговой системы должно стать элементом антиинфляционной стратегии. Снижение ставок налога на прибыль и добавленную стоимость или применение других схем налогового стимулирования дает дополнительный импульс инвестиционному процессу, а от него в отдаленной перспективе следует ждать увеличения производства и занятости, следовательно, массы доходов, подлежащих налогообложению. В конечном счете, вероятен рост государственных доходов и сокращение дефицита.

Понижение ставок подоходных налогов приведет к увеличению личных сбережений, если удастся переломить инфляционную психологию потребителей. Тогда прирост сбережений пойдет как на финансирование экономического развития, так и на покрытие дефицита бюджета. С точки зрения инфляции такой вариант предпочтительнее, чем правительственные займы в центральном банке или денежная эмиссия.

Фискальнпя политика

Фискальная политика представляет систему регулирования, связанную с пра­вительственными расходами и налогами.

Под правительственными расходами по­нимаются расходы на содержание государства, а также государственные закупки товаров и слуг, которые могут быть самых разных видов: от строительства за счет бюджета дорог, школ, медицинских структур до покупки сельхозпродукции, военной техники, образцов уникальных изделий и т. д.

Эти закупки осуществляются либо для собственного государственного потребления, либо для регулирования спроса на рынках благ, услуг, факторов производства и т. д.

Цель государственных закупок - обеспечивать количественно и качественно на­циональный экономический рост через:

· сглаживание колебаний экономического цикла;

· повышение темпов экономического роста;

· достижение высокого уровня занятости;

· достижение умеренных темпов инфляции.

Наши рекомендации