Налогообложение – это способ регулирования доходов и источников пополнения государственного бюджета
95. Налоги представляют собой обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.
Принципы налогообложения:
· всеобщность, т.е. охват всех экономических субъектов, получающих доходы;
· стабильность, т.е. устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;
· равнонапряженность, т.е. взимание налогов по идентичным для всех;налогоплательщиков ставкам;
· обязательность, т.е. принудительность налога, неизбежность его выплаты, самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога;
· социальная справедливость, т.е. установление налоговых ставок и налоговых льгот, оказывающих щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.
Налоги выполняют три основные функции:
1. фискальную (основная функция, реализующая образование государственных фондов),
2. экономическую (связана с перераспределением доходов),
3. политическую (обеспечивает реализацию государственных интересов).
Ставка налогаопределяет величину налога на единицу обложения (скажем с одной сотки земли, с одной тысячи рублей и т.д.).
По признаку соотношения между ставкой налога и доходом налоги делятся на:
· прогрессивный, при котором средняя ставка повышается по мере возрастания дохода;
· регрессивный, при котором средняя ставка понижается по мере возрастания дохода;
· пропорциональный, при котором средняя ставка остается неизменной, независимо от размеров дохода.
96. По механизму формирования налоги делятся на прямые и косвенные.
1. Прямые налоги (они устанавливаются непосредственно на доход и имущество, т.е. прямо указывается объект обложения).
К прямым налогам относятся:
· подоходный налог с населения;
· налог на прибыль корпорации;
· налог на прирост капитала;
· налог с наследства и дарений;
· поимущественный налог.
2. Косвенные налоги (устанавливаются на вторичные, третичные и т.п. производственные объекты обложения, например, на товары и услуги, на право пользования чем-либо и т.д., т.е. в конечном итоге перекладываются на потребителей продукции).
К косвенным налогам относятся:
· налог с оборота;
· на добавленную стоимость (НДС);
· на отдельные виды товаров (акцизы);
· таможенные пошлины.
97. По сути налогами являются и взносы в фонд социального страхования лиц наемного труда и предпринимателей. Однако они попадают не в бюджет, а в специальные внебюджетные целевые фонды (фонд занятости, фонд государственного социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд и т.п.), управление которыми доверено правительству.
Налоги в России разделены на три группы: федеральные, республиканские и местные.
Федеральные налоги устанавливаются парламентом и в обязательном порядке взимаются на всей территории России.
Республиканские налоги тоже общеобязательны. При этом сумма платежей по налогу зачисляется равными долями в бюджет республики и в бюджет города или района, где расположен налогоплательщик.
Местные налоги лишь частично являются общеобязательными. Часть налогов может устанавливаться по решению местных властей.
Связь между ставкой налога и налоговыми поступлениями (деловой активностью) выражается кривой Лаффера (см. рис. ). доказал, что при ставке подоходного налога выше определенного уровня резко снижается деловая активность, ибо предпринимательская деятельность становится невыгодной. А более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям и инвестициям. В результате расширяется налоговая база, которая сможет поддержать налоговые поступления на высоком уровне (См. рис 10 )
100% Величина налоговой ставки
К
50% М
О Налоговые поступления
Рис 10. Кривая Лаффера
Если налоговая ставка равна нулю (точка 0), то государство ничего не получит. Если налоговая ставка - 100%, то никто не будет заинтересован работать и государство тоже ничего не получит. При ставке, например, 50% сумма, взимаемая государством в виде подоходного налога, достигнет максимума (точка М). Попытки повысить налоговые ставки приведут к снижению поступления налогов (точка К).
Главным недостатком большинства действующих налоговых систем является рассмотрение отдачи каждого из налогов в статической системе, не учитывающей конкретные фазы экономического цикла - подъем или падение производства во всех отдельных отраслях экономики, изменение прожиточного уровня, изменения в распределении личных доходов, изменение глобальных экстремальных обстоятельств (неурожай, аварии с тяжелыми последствиями, стихийные бедствия и пр.).
Совершенствование налоговой системы должно стать элементом антиинфляционной стратегии. Снижение ставок налога на прибыль и добавленную стоимость или применение других схем налогового стимулирования дает дополнительный импульс инвестиционному процессу, а от него в отдаленной перспективе следует ждать увеличения производства и занятости, следовательно, массы доходов, подлежащих налогообложению. В конечном счете, вероятен рост государственных доходов и сокращение дефицита.
Понижение ставок подоходных налогов приведет к увеличению личных сбережений, если удастся переломить инфляционную психологию потребителей. Тогда прирост сбережений пойдет как на финансирование экономического развития, так и на покрытие дефицита бюджета. С точки зрения инфляции такой вариант предпочтительнее, чем правительственные займы в центральном банке или денежная эмиссия.
Фискальнпя политика
Фискальная политика представляет систему регулирования, связанную с правительственными расходами и налогами.
Под правительственными расходами понимаются расходы на содержание государства, а также государственные закупки товаров и слуг, которые могут быть самых разных видов: от строительства за счет бюджета дорог, школ, медицинских структур до покупки сельхозпродукции, военной техники, образцов уникальных изделий и т. д.
Эти закупки осуществляются либо для собственного государственного потребления, либо для регулирования спроса на рынках благ, услуг, факторов производства и т. д.
Цель государственных закупок - обеспечивать количественно и качественно национальный экономический рост через:
· сглаживание колебаний экономического цикла;
· повышение темпов экономического роста;
· достижение высокого уровня занятости;
· достижение умеренных темпов инфляции.