Этапы процесса реогранизации
Необходимыми этапами реорганизацииявляются оформление передаточных актов и разделительных балансов. Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
Решение о реорганизации предприятия и конкретная программа мероприятий принимаются собственником предприятия (для государственных унитарных предприятий — уполномоченным органом исполнительной власти, для иных коммерческих организаций — общим собранием их участников или учредителей).
Реорганизация предприятия предполагает проведение комплекса мероприятий, причем условия и порядок выполнения некоторых из них определены действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами. Остальные мероприятия носят индивидуальный для данного предприятии характер, и необходимость их реализации определяется лицами, принимающими решение о реорганизации предприятия, с учетом особенности его функционирования, уровня развития и соответствия современным требованиям тех или иных компонентов менеджмента.
Под реформированием традиционно понимают изменение принципов действия предприятии, способствующее улучшению управления повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности.
На государственном уровне разработаны Концепция реформирования предприятий и иных коммерческих организаций и ряд методических документов, включая Типовую программу реформы предприятия. Под реформой предприятий понимается, во-первых, изменение принципов их действия, направленное на их реструктуризацию, способствующую улучшению управления, повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижения издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности, а во-вторых, меры государственной поддержки указанных изменений.
Задачами реформирования предприятия являются:
защита прав участников (учредителей);
четкое разграничение ответственности участников (учредителей) и руководителей предприятий, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества;
обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
создание системы хозяйственно-договорной деятельности предприятия, обеспечивающей соблюдение контрактных обязательств;
создание эффективного механизма управления предприятием;
использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств;
повышение квалификации работников предприятия как один из факторов повышения устойчивости развития предприятия.
Критериями реформирования предприятия являются:
ведение реестра акционеров (для акционерных обществ) независимым регистратором;
четкое разграничение полномочий и ответственности между участниками (учредителями) предприятия и его руководителем;
наличие земельного участка, на котором расположено предприятие, в его собственности;
отсутствие задолженности по платежам в бюджеты всех уровней либо ее реструктуризация;
отсутствие задолженности по заработной плате либо наличие конкретной программы мероприятий по ликвидации указанной задолженности;
начисление НДС и акцизов но мере отгрузки;
отсутствие неденежных форм расчетов либо наличие конкретной программы мер по их снижению.
К основным направлениям реформирования предприятий в соответствии с Типовой программой относятся следующие:
выявление и устранение нарушенных прав акционеров (для акционерных обществ);
инвентаризация имущества и осуществление реструктуризации имущественного комплекса предприятия;
рыночная оценка активов предприятия4) анализ положения предприятия на рынке, его финансово-хозяйственной деятельности и эффективности управления предприятием;
формирование стратегии развития предприятия;
подготовка и переподготовка кадров;
анализ положения предприятия на рынке;
анализ существующих сетей сбыта продукции;
анализ существующей системы снабжения;
экономический анализ ассортимента выпускаемой продукции;
анализ финансового состояния и эффективности финансового управления;
анализ сильных и слабых сторон предприятия.
Понятие «реструктуризация» отличается от понятия «реформирование» тем, что, па наш взгляд, реформирование осуществляется по инициативе, под руководством и при всяческой поддержке вышестоящей организации, а реструктуризация осуществляется организацией самостоятельно, по своей идеологии, на свои средства (еще спонсоры могут помочь).
Также понятие реструктуризация понимают как выделение бизнес-единиц, которые наделяются имуществом и самостоятельным балансом, но работ позволяет сохранить целостность и преимущества крупной фирмы. Второй вариант реструктуризации и сохранения единой фирмы — это создание дочерних предприятий с юридическим лицом, но с долей капитала материнской фирмы, позволяющей сохранить влияние в сфере управления и финансов. Возможен вариант сложной реструктуризации хозрасчетных отношений.
Существует несколько терминов, характеризующих изменения, происходящие на предприятии: реорганизация, реформирование, реструктуризация, реинжиниринг бизнеса. Выше мы рассмотрели нормативно-законодательный аспект данных понятий, теперь покажем их с экономической точки зрения.
Реорганизацию можно охарактеризовать как изменения организационной и управленческой структуры фирмы при постоянстве финансово-экономических отношений.
Реформирование — преобразование экономических и финансовых отношений без изменения структуры.
Реструктуризация предполагает и то, и другое как процесс адаптации хозяйствующих субъектов к новым условиям функционирования на рынке. В современной мировой экономике, где все меняется быстрыми темпами, постоянным является лишь изменение. Этот тезис отражает необходимость реструктуризации и восприятие ее как постоянного процесса.
Реинжинирингбизнеса — это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов с целью улучшения финансового положения предприятия.
В рыночной экономике каждое предприятие сталкивается с постоянно меняющимся и полным противоречий внешним окружением. В такой ситуации управление предприятием требует сознательных опережающих действий с учетом:
собственных финансовых, трудовых, материальных и интеллектуальных ресурсов;
существующих и ожидаемых условий внешнего окружения;
стратегической цели и задач предприятия.
От безошибочного выбора стратегии и процедуры реструктуризации зависят конкурентоспособность предприятия и возможности развиваться в своей рыночной нише. Конкурентоспособная позиция тем сильнее, чем лучше фирма сумеет предвидеть свое будущее и управлять неизбежными постоянными изменениями.
Выделяют три стратегии реструктуризации — активную, пассивную (традиционную) и смешанную. Активная состоит в принятии опережающих действий, направленных на стимулирование и содействие новым бизнес-единицам, которые могут заменить бесперспективные сферы деятельности. Традиционная означает замедление необходимых преобразований с целью смягчения социальных последствий высвобождения персонала неэффективных производств. Суть смешанной стратегии реструктуризации состоит в равноправной и параллельной реализации действий при заинтересованности в создании новых видов продукции и смягчении социальных последствий от закрытия устаревших производственных подразделений.
Успех процесса реструктуризации зависит от ее подготовки и осуществления. Этапы реструктуризации следующие: выполнение стратегического анализа, разработка цели и программы, график и порядок выполнения.
Стратегический анализ необходим для подтверждения или опровержения прежних, а также определения будущих направлений и целей деятельности. Он осуществляется в виде внешней и внутренней диагностики.
Данные стратегического анализа используются для разработки стратегии предприятия и программы реструктуризации. Универсальной модели реструктуризации не существует. Проект реструктуризации для каждого предприятия является индивидуальным. Основная цель реструктуризации — эффективная работа предприятия в изменяющейся рыночной ситуации. Основной метод достижения цели — осуществление принципов коммерческого расчета.
Для выработки целостного представления о реструктуризации и путях ее осуществления создаются группы профессионалов по проблемам. Это собственные высококвалифицированные кадры предприятия, совместные группы специалистов предприятия и внешних консультантов. Роль консультантов сводится к поддержке собственных групп, предложивших более оптимальный вариант развития.
Программа реструктуризации должна предусматривать систематизацию предполагаемых действий для краткосрочного (до 1 года), среднесрочного (до 3 лет) и долгосрочного (более 3 лет) периодов.
Содержание и процедура консультирования
1. Разработка бизнес–плана предстоящей реструктуризации включает:
• определение этапов реструктуризации;
• техническое описание этапов реструктуризации;
• формирование бюджета по каждому этапу реструктуризации и план финансирования;
• разработка стратегии развития непрофильной деятельности по завершению реструктуризации;
• разработка плана маркетинга непрофильной деятельности;
• составление бюджетов непрофильной деятельности по окончании реструктуризации;
• экономический анализ проекта реструктуризации;
• составление графика работ по реализации проекта.
2. Сопровождение реструктуризации:
• составление инвестиционного меморандума;
• привлечение инвестиций;
• юридическое сопровождение реструктуризации;
• управление проектом реструктуризации.
Для разработки программы реструктуризации специалисты используют такой инструментарий:
• оценка активов с помощью затратного, доходного и сравнительного методов;
• описание бизнес процессов (IDEF–0, ARIS);
• реинжиниринг бизнес–процессов;
• моделирование и прогнозирование с помощью математических методов;
• экономическое моделирование, формирование бюджетов;
• SWOT–анализ;
• анализ стратегической позиции компании;
• маркетинговые исследования;
• анализ организационной структуры компании;
• юридическая экспертиза;
• финансово–экономический анализ деятельности;
• сценарный анализ;
• проектирование инфраструктуры;
• методы управления проектами;
• методы оценки инвестиционного проекта.
Санация – это комплекс последовательных взаимосвязанных способов финансово-экономического, производственно-технического, социального характера, которые направлены на выведение предприятия из кризиса, возобновление или достижения им прибыльности и конкурентоспособности. Т.е санация (финансовое оздоровление) – система способов, направленных на предотвращение банкротства предприятия.