Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие

Линия спроса демонстрирует множество максимальных цен, при которых потребители готовы купить каждое данное количество благ, а линия предложения – множество минимальных цен, по которым продавцы согласятся продать каждое данное количество благ. На рис.1.5 линия спроса рассекает рыночное пространство на две зоны (левая нижняя и правая верхняя).

Покупателю выгодно совершать сделки лишь в левой нижней зоне (рынок покупателя), так как линия спроса демонстрирует множество максимальных цен для потребителя. Цены и объемы выше линии спроса для покупателя недоступны.

На рис.1.6 линия предложения разбивает рыночное пространство на две
иные зоны. И продавцу выгодно совершать сделки (продавать) лишь в левой верхней зоне (рынок продавца), но убыточно – в правой нижней, ибо линия предложения демонстрирует множество минимальных цен для продавца.

Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие - student2.ru

Рис. 1.5. Рынок покупателей. Рис. 1.6. Рынок продавцов.

Наложим теперь рис.1.5 на 1.6 и получим рис. 1.7, который демонстрирует
взаимодействие спроса и предложения. И покупателю, и продавцу одновременно
выгодно совершать сделки лишь в зоне AЕС. Данная зона демонстрирует все возможные на данном рынке ситуации обмена. Это и есть рынок одновременно как продавцов, так и покупателей (собственно рынок). Любая точка, принадлежащая пространству AЕС, может выражать сделку купли-продажи. При этом все точки, кроме одной, на пространстве AЕС характеризуют неоптимальные условия обмена, т. е. такие условия, которые больше выгодны для одной из сторон торговой сделки. И лишь точка E, которая лежит на пересечении спроса и предложения, иллюстрирует ситуацию, максимально выгодную как для продавца, так и для покупателя одновременно.

Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие - student2.ru

Рис. 1.7. Рынок продавцов-покупателей.

На рис. 1.8 точка пересечения линии спроса и предложения (Е) называется
точкой равновесия. Цена Р* – равновесная цена, т. е. цена, при которой спрос и предложение находятся в равновесии в результате действия рыночных конкурентных сил.

С другой стороны, объем Q* называется равновесным объемом, т. е. величиной товарной массы, при котором спрос и предложение находятся в равновесии в результате действия рыночных конкурентных сил.

В состоянии равновесия спрос равен предложению. Рынок сбалансирован. Ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Интересы продавцов и покупателей совпадают. Напротив, при любой другой цене, отличной от цены равновесия, рынок не сбалансирован. У покупателей или у продавцов появляется желание изменить ситуацию на рынке.

Любое движение от точки равновесия приводит в действие силы, которые
стремятся вернуть систему к равновесию. Таким образом, мы можем определить
равновесную цену, как ту, которая, будучи достигнута однажды, будет поддерживаться и в дальнейшем. Это справедливо как для равновесной цены, так и для равновесного объема (рис. 1.8).

Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие - student2.ru

Рис. 1.8. Иллюстрация статического рыночного равновесия.

Если цена на товар превысит равновесную (например, до уровня P1), то складывается ситуация излишка товарной продукции. В самом деле, при такой цене
спрос покупателей составит величину QA, а величина предложения QB. Таким образом, излишек товарной продукции составил величину AВ. Однако в условиях рыночной конкуренции долго такая ситуация продолжаться не может: продавцы начнут сокращать объем производства – предложение товара и(или) снижать цену своей продукции. С другой стороны, покупатели начнут увеличивать закупки товаров при снижающемся спросе. В конце концов, экономика вернется в ситуацию равновесия (при цене Р* и объеме товара Q*).

Напротив, если цена на товар упадет ниже равновесной, то возникнет ситуация дефицита, равного величине CF который, однако, также не будет долговременным в условиях рыночной конкуренции.

Рассмотрим теперь две особые ситуации (рис. 1.9), в которых линии спроса и предложения не имеют общих точек. На рис. 1.9а объем предложения превышает объем спроса при любой неотрицательной цене. Так, совершенно необходимый для поддержания жизни атмосферный воздух доступен нам в таких количествах, что наши потребности в нем полностью удовлетворяются по нулевой цене (т.е. бесплатно). В этом случае о воздухе говорят как о свободном благе и считают, что равновесие существует при нулевой цене (P = 0), если при этой цене объем предложения превышает объем спроса. Отметим, однако, что очищенный воздух уже не будет являться свободным благом и за потребление его, очевидно, придется платить.

Превращение неэкономического блага в экономическое может произойти, во-первых, в результате резкого смещения линии спроса вправо. К примеру, успешная реклама чистейшей байкальской воды и ее продажа на рынке.

Во-вторых, неэкономическое благо может стать экономическим, если линия
предложения сместится резко влево. Примером может служить вода в пустыне.

Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие - student2.ru

Рис. 1.9. Объем предложения превышает объем

спроса при любой неотрицательной цене (а);

цена предложения превышает цену спроса

при любом неотрицательном объеме (б).

На рис. 1.9,б цена спроса меньше цены предложения при любом неотрицательном объеме выпуска, сумма денег, которую потребители готовы заплатить за данный товар, недостаточна, чтобы компенсировать затраты на его производство.

Производство такого товара технологически вполне возможно, но экономически нецелесообразно. Так, можно сделать автомобиль из чистого золота или мусорный бак из серебра, но продать эти товары будет весьма не просто. В этом случае считают, что равновесие существует при нулевом равновесном объеме (Q = 0), если цена предложения при этом объеме больше цены спроса.

В этих условиях могут оказаться и производители новой и дорогой продукции. Если государство просубсидирует этих производителей и линия предложения опустится, то покупатели найдутся и их будет тем больше, чем крупнее объем дотаций.

Со временем производители могут увеличить эффективность своего производства и необходимость в дотациях отпадет, так как при увеличении эффективности производства линия предложения смещается вправо и вниз.

Наши рекомендации