Координатная сетка руководства
Полученные в Университете штата Огайо и Мичиганском университете результаты легли в основу разработанной Робертом Блэйком и Джейн Моутон (Техасский университет) двухмерной теории лидерства (так называемая координатная сетка руководства (управленческая сетка)14. Двухмерная модель и пять из семи основных стилей руководства приведены на рис. 15.3. Каждая из осей сетки представляет собой 9-балльную шкалу, где единица означает низкий, а 9 - высокий уровень
ориентации.
Стиль «управление командой» (9,9) считается наиболее эффективным в силу того, что выполнение рабочих задач основано на совместных усилиях членов организации. Стиль «управление загородным клубом» (1,9) означает, что основной акцент делается на потребности сотрудников, а не на результаты труда. «Основанное на полномочиях управление» (9,1) возникает, когда менеджмент ориентируется прежде всего на эффективность операций. Стиль «срединное управление» (5,5) отражает равное внимание как к сотрудникам, так и к производственным проблемам. «Убогое управление» (1,1) означает отсутствие философии руководства и управления; i правленные на поддержание межличностных отношений и выполнение рабочих заданий усилия менеджмента минимальны.
СТИЛИ РУКОВОДСТВА В КОМПАНИЯХ М/А-СОМ И TENNECO В условиях постоянных перемен и стрессовых ситуаций руководитель-гуманист жен уметь находить баланс между производственной нагрузкой сотруднике] хом. Рику Гессу, президенту компании М/А-Сот (производство СВЧ-оборудо] оборонной промышленности), прекрасно известно, с какими проблемами сопр тижение такого равновесия. Обычно он и его служащие работают по 12 ч и Р. Гесс знает, что одна из его важнейших забот - не дать сотрудникам «переп работе. У президента дружеские отношения со служащими, он вместе с ними of неделю играет в футбол, ему не безразлична их внеслужебная жизнь. Когда у рас компании рождается ребенок, сотрудник переводится на «щадящий» режим. « амое у шее — дать человеку задание, превышающее его возможности, — считает Р. Гесс. —
Рис. 15.3.Координатная сетка руководства
вращайте людей в "тяжеловозов". Дайте возможность технически одаренному молодому человеку самому общаться с заказчиками, и тогда он никогда не остановится в развитии». А теперь обратимся к управленческой манере Дана Мида, президента компании Теппесо, бывшего профессора Военной академии (Вест Пойнт). Д. Мид руководствуется девизом керала Джорджа Паттона: «Планировать не спеша, исполнять молниеносно». Его напо-стый стиль руководства состоит в постановке менеджерам отделов сверхзадач по всем 1ектам рабочего процесса — от окупаемости капиталовложений до техники безопасности ia рабочих местах. Если подчиненные уже знают, как добиться нужного результата, Д. Мид ет, что задача оказалась слишком легкой и не потребовала полной отдачи. А если они гея в затруднении? Долгое время в кабинете Д. Мида висела веревка (которая исчезла осле протестов сотрудников). Президент любил повторять: «Первый же глава отдела, кото-'и доложит о невыполнении плановых показателей, примерит ее на своей шее»15. Для стиля лидерства Р. Гесса характерна высокая концентрация на сотрудниках 1 средняя — на производстве, для стиля Д. Мида — повышенное внимание к издержкам и производству и низкое — к людям. Оба руководителя добились успеха, поскольку применяемые стили руководства соответствовали обстоятельствам.
Часть 5. Лидерство
Глава 15. Лидерство
Ситуационные подходы
Проблемы взаимосвязей стилей руководства и конкретных рабочих ситуаций привлекают повышенное внимание исследователей. Разработка моделей лидерства в различных обстоятельствах осуществляется в русле ситуационного подхода(модель Фреда Фидлера, ситуационная теория Пола Герси и Кеннета Бланчарда, теория «путь-цель» Мартина Эванса и Роберта Хауса и концепция субститутов лидерства).
ТЕОРИЯ Ф. ФИДЛЕРА
Теория Ф. Фидлера — одна из первых, но весьма продуктивная попытка построить стройную систему, объединяющую стили руководства и организационные ситуации 16. Основная идея проста: определение наиболее адекватного конкретным обстоятельствам стиля лидерства.
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА.Краеугольным камнем ситуационной теории Ф. Фидлера является ориентированность руководителя на взаимоотношения или на выполнение задачи. Руководитель, ориентированный на взаимоотношения, прежде всего учитывает потребности сотрудников (что характерно и для описанного выше стиля внимания к подчиненным). Ориентированный на задачи лидер в первую очередь заинтересован в выполнении рабочих заданий (напоминает стиль «инициирования структуры»).
По Ф. Фидлеру, стиль руководства определяется с помощью шкалы «наименее предпочитаемого сотрудника». Шкала НПСпредставляет собой мотивационную систему поведенческих предпочтений руководителя и состоит из 16 противоположных прилагательных, расположенных по разные стороны 8-балльной шкалы. Вот некоторые используемые Ф. Фидлером в шкале НПС биполярные определения.
Если руководитель, описывая наименее предпочитаемого сотрудника, использует прилагательные с положительным значением, считается, что он ориентирован на
взаимоотношения (заботливый, уважающий чувства других людей менедж^р).
И наоборот, если лидер использует преимущественно отрицательнь
принято считать, что он уделяет основное внимание рабочим задачам. _
СИТУАЦИЯ.Конкретные ситуации анализируются по трем парам* ство взаимоотношений руководитель-подчиненные, структура задач элж тные полномочия. Каждый из них рассматривается с точки зрения лидера благоприятный, либо как неблагоприятный.
1. Взаимоотношения руководитель—подчиненный — оцениваются атмосфера в коллек
тиве и отношение подчиненных к менеджеру. Если сотрудники доверяют лидеру,
уважают его, уверены в нем, взаимоотношения руководитель—подчиненные оцени
ваются как хорошие.
2. Структура задачи отражает качество формулировки поставленного перед группой
рабочего задания, необходимость выполнения специфических процедур и наличие
ясных, четких целей. Монотонные, четко определенные задачи (из разряда стоящих
перед рабочими сборочного конвейера) имеют высокий уровень структуры. Креатив
ные, плохо структурируемые задачи, например исследования и развитие или страте
гическое планирование, характеризуются низким уровнем структуры. Когда структу
ра задачи высока, ситуация рассматривается как благоприятная для руководителя;
низкий уровень структуры означает более сложную ситуацию.
3. Должностные полномочия — это уровень формальной власти руководителя над подчи
ненными. Широкие должностные полномочия предполагают, что менеджер имеет пра
во планировать работу сотрудников и управлять ею, оценивать их труд, поощрять и
наказывать сотрудников. Ограниченные полномочия лидера означают, что он не име
ет права оценивать работу подчиненных или поощрять их. Как благоприятная оцени
вается ситуация, когда менеджер обладает широкими должностными полномочиями.
Комбинация этих параметров позволяет идентифицировать восемь ситуаций ру-
| |
ководства (см. рис. 15.4). Ситуация I наиболее благоприятна для менеджера, так как имеют место хорошие взаимоотношения руководитель—подчиненные, рабочая задача структурирована, а лидер обладает широкими должностными полномочиями. Ситуация VIII наименее благоприятна для менеджера (плохие отношения руководитель—подчиненные, рабочая задача плохо структурирована, должностные полномочия ограничены). Остальные варианты описывают различные промежуточные ситуации. СИТУАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ.Ф. Фидлер проанализировал взаимосвязи между стилями руководства, степенью благоприятности ситуации и выполнением задачи коллективом и представил их в виде схемы (см. рис. 15.5). Менеджеры, ориентированные на задачу, демонстрируют наиболее высокую эффективность либо в очень благоприятной, либо в очень неблагоприятной ситуациях. Руководители, ориенти-
Часть 5. Лидерство
Глава 15. Лидерство
рованные на взаимоотношения, показывают наиболее высокие результаты в промежуточных ситуациях.
Ориентированный на задачу лидер чувствует себя как рыба в воде в благо ной ситуации, так как перед ним стоит четко сформулированная задача, othol с сотрудниками безоблачны, он наделен всеми необходимыми полномо-В данном случае менеджер обязан взять на себя ответственность и определит ретные задания для сотрудников. Аналогично в случае, когда ситуация но-неблагоприятный характер, руководитель должен структурировать задачу и, зуя имеющиеся полномочия, координировать действия подчиненных, в неблагоприятной ситуации взаимоотношения руководитель-подч* плохие, сильная ориентация на задачу не влияет на популярность лидера.
Успехи ориентированного на взаимоотношения лидера в промежутс
циях обусловлены тем, что в такого рода обстоятельствах на первый
умение общаться с людьми. Наделенный широкими полномочиями Mei
ет возможность эффективно контролировать ход выполнения низю
ванных задач, а навыки взаимодействий с сотрудниками способствуют
ванию позитивной атмосферы и улучшению взаимоотношении, про
структуры задачи и установлению должностных полномочии. ,агярт
Практическое использование ситуационной теории Ф. Фидлера пред во-первых, определение менеджером соответственного стиля руководи тация на взаимоотношения или на задачу) и, во-вторых, идентификацик (решить, благоприятны или неблагоприятны для нее существующие вз; шения руководитель-подчиненные, структура задачи и должностные п Выбор адекватного ситуации стиля руководства, как правило, при нию показателей производительности.
ПОЧТОВАЯ СЛУЖБА США
В 1992 г. Марвин Раньон стал 70-м по счету генералом американской почтовой службы. Генеральские погоны — атрибут, полностью соответствующий стилю его руководства. Работая председателем компании Tennessee Valley Authority, он приобрел репутацию руководителя, ведущего суровую борьбу за сокращение издержек, и прозвище «Карвин-Марвин» («Ре-зак-Марвин»). М. Раньон считает, что задачи, которые ему приходится решать на новой должности, сопоставимы по сложности с проблемами разве что президента США, численность сотрудников и платежи его ведомства превосходят суммарные показатели корпораций IBM и GM. С какими проблемами столкнулся «Резак»? Здесь и высокие издержки, и разгневанные клиенты, и придирчивые профсоюзы, и возрастающая конкуренция (появление электронной почты, телефаксов, круглосуточные службы доставки).
Основную ставку М. Раньон сделал на сокращение управленческого аппарата. Столь «оригинальная» инициатива привела в ярость начальников почтовых отделений, президент профсоюза которых заявил: «Мы знали, что необходимо некоторое хирургическое вмешательство, но вместо доктора мы получили Фредди Крюгера». За первые шесть месяцев «Резак» сократил внутренний документооборот и всевозможные излишества, включая бесплатную доставку во все почтовые отделения ведомственной газеты. В результате усилий по сокращению расходов в 1992 г. М. Раньон стал первым государственным служащим, получившим от Национальной ассоциации менеджеров США звание «Руководитель года»17.
Опыт работы М. Раньона иллюстрирует модель Ф. Фидлера: ориентированное на задачи руководство оказалось единственно возможным в трудной, неблагоприятной ситуации.
Итак, Ф. Фидлер выходит за рамки отдельно взятых стилей лидерства и анализа конкретных обстоятельств. Его модель демонстрирует, что соответствие стиля руководства и рабочей ситуации способствует повышению производительности. К недостаткам данной модели, как правило, относят следующие. Представляется неоправданным упрощением использование в качестве критерия оценки ориентации менеджера на взаимоотношения или на задачу шкалы НПС. Не вполне ясна оценка действия модели Ф. Фидлера во времени. Например, если ориентированный на задачу лидер оказывается в неблагоприятной ситуации и успешно ее разрешает, существует вероятность того, что организационные обстоятельства изменятся в лучшую сторону, возникнет благоприятная для управления ситуация. Иными словами, по мере совершенствования организации деятельности Почтовой службы отношения руководитель—подчиненные и структура задачи улучшаются и жесткий стиль М. Раньона может перестать соответствовать новой ситуации. В таком случае М. Раньону придется либо изменить стиль руководства, либо перейти на работу в другую, отягощенную аналогичными проблемами организацию.